Тема занятия№9. Психосоматика. Психосоматические расстройства (методика «Торонтская алекситимическая шкала»)

Место проведения:учебная аудитория.

Продолжительность:2 часа.

Цели занятия:изучить понятие психосоматики и психосоматических расстройств. Ознакомить с классификацией психосоматических расстройств. Разобрать основные аспекты психосоматического подхода в медицине.

Студент должен знать:

1. Понятие психосоматики и психосоматических расстройств, их классификацию.

2. Патогенез психосоматозов.

3. Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.

4. Понятие алекситимии и психосоматической семьи.

5. Психосоматический подход в медицине.

6. Психологические аспекты диагностики и принципы терапии психосоматических заболеваний.

7. Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Студент должен уметь:

1. Дифференцировать соматические заболевания от психосоматических расстройств.

2. Пользоваться методикой «Торонтская алекситимическая шкала».

Темы проектов, рефератов:

1. Психосоматический подход в медицине.

2. Особенности личности и возникновение психосоматических расстройств.

3. Психосоматическая семья.

4. Психосоматические заболевания. Злокачественные новообразования.

5. Психосоматические заболевания. Нарушения дыхательной системы.

6. Психосоматические заболевания. Нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

7. Психосоматические расстройства. Желудочно-кишечные заболевания.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

6. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.:МЕД-пресс, 1998.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: Кафедра-М, 1998.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

3. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Л., 1966.

4. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

Исходный контроль уровня знаний:

1. Дайте определение понятию эмоции?

2. Назовите 10 фундаментальных эмоций по К. Изарду.

3. Какие основные свойства и функции эмоций вы знаете?

4. Назовите 5 основных групп эмоциональных переживаний.

5. Какие индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств вы знаете?

6. Как влияют индивидуально-психологические особенности переживаний эмоций и чувств на возникновение психосоматических расстройств?

7. Что такое стресс и в чем его особенности?

8. Какие основные стадии протекания стресса вы знаете?

9. Каким образом переживание стрессовой ситуации может повлиять на возникновение психосоматических расстройств?

Основные вопросы темы:

Определение и классификация психосоматических расстройств.

Теории и модели возникновения психосоматических заболеваний.

Психосоматический подход в медицине. Психологические аспекты диагностики и терапии психосоматических заболеваний.

Механизм развития основных органических психосоматических болезней (гипертоническая болезнь, ИБС, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз, сахарный диабет).

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение психосоматическим расстройствам.

2. Назовите четыре группы расстройств, выделяемые в классической психосоматике.

3. В чём отличие психосоматического расстройства от соматического заболевания?

4. Чем определяется патогенез психосоматических расстройств?

5. Какие теории и модели возникновения психосоматических заболеваний вы знаете?

6. В чем заключается психосоматический подход в медицине и каковы его особенности?

7. Назовите основные варианты развития психосоматических заболеваний.

8. Каковы основные принципы терапии психосоматических расстройств?

9. Данной категории людей характерен внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами, стремлением к достижению высоких социальных целей, высоких стандартов социальной жизни и потребностью в зависимости от значимых лиц. Эти лица обычно держатся внешне спокойно, но высказывают много жалоб и часто импульсивны, открыто гнева не выража­ют, при этом у них потенциально накапливаться ярость. Их поведение в целом описывается как чрезмерно адаптивное, уступчивое, ориентированное на социальный успех со стремлением сдерживания как положительных, так и отрицательных аффектов. Какое заболевание может развиться у данной личности?

10. Возникновению данного заболевания способствуют и неосознаваемые страхи, приводящие к постоянному стрессовому реагированию с гипергликемией, закономерной в реакциях «бегства-борьбы». Заболевание здесь может развиваться из начальной гипергликемии, поскольку реальная реализация психологического напряжения отсутствует. Психические проявления этого состояния разнообразны — расстройства сознания делириозного типа, деперсонализационные и дереализационные феномены, галлюцинаторно-параноидные эпизоды, эйфория. Нередко встречаются разнообразные расстройства восприятия: блеклость или красочность мироощущения(преобладание желтых и синих тонов), расстройства схемы тела, изменения чувства времени и др. Какое это заболевание?

11. Люди, предрасположенные к возникновению этого вида заболевания, характеризуются торопливостью в ведении дел, нетерпением, чувством постоянной нехватки времени и высокой ответственности за порученное дело. Они обладают неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью, их характеризует «уход в работу», так как ни на что другое у них просто не хватает времени. Какое заболевание имеется ввиду?

12. У данной категории людей желания зависимости очень сильны, однако отвергаются ими, они лишены покоя и ориентированы на успех. Сознательная установка у них такова: я успешен, деятелен, продуктивен и незави­сим. Одновременно в бессознательном - в точности противоположная установка,- чрезмерно сильная потребность в любви, зависимости и помощи. Потребность в заботе и ласке вызывает хронический бессознательный голод с гиперсекрецией желудоч­ного сока, что особенно опасно для лиц, генетически предрасположенных к данному заболеванию. Какое заболевание может развиться у данной категории людей?

13. Характеристика личности, при которой снижена способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний называется _______________ .

Содержательная часть.

Наши рекомендации