Универсальность положений психологии здоровья.

Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.

Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.

Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подходв науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополу­чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».

Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест­ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража­ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро­вья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи­ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).

1. Потенциалразума (интеллектуальный аспект здоровья) — способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.

2. Потенциал воли(личностный аспект здоровья) — способность че­ловека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

3.Потенциал чувств(эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ­ная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организа­ции личности.

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность раз­вивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алимен­тарная и сексуальная компетентность.

5. Общественный потенциал(социальный аспект здоровья). Социаль­ная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечес­тву. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.

6. Креативный потенциал(творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.

7. Духовный потенциал(духовный аспект здоровья). Духовная ком­петентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.

Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.

Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на­циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровьяследует отнести:

1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от­раслью психологических знаний и психической деятельностью.

2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.

3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ­ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога­щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

1) самопознание;

2) самовоспитание или самосотворение;

3) самоосуществление.

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об­ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен­ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

1) психическое здоровье;

2) физическое здоровье;

3) экологическое здоровье;

4) профилактическая наркология;

5) психосоматическая медицина;

6) психология питания;

7) семейное здоровье;

8) сексуальное здоровье;

9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

10)образование и просвещение;

11)труд и отдых;

12)национальное здоровье.

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

2. Внутренняя картина здоровья.

3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.

4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер­жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.


Наши рекомендации