Универсальность положений психологии здоровья.
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подходв науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).
1. Потенциалразума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.
2. Потенциал воли(личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
3.Потенциал чувств(эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности.
4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алиментарная и сексуальная компетентность.
5. Общественный потенциал(социальный аспект здоровья). Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.
6. Креативный потенциал(творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.
7. Духовный потенциал(духовный аспект здоровья). Духовная компетентность— это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.
Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов— Гармония Личности.
Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и национальных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.
Задачи психологии здоровья
К задачам психологии здоровьяследует отнести:
1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:
1) самопознание;
2) самовоспитание или самосотворение;
3) самоосуществление.
Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:
1) психическое здоровье;
2) физическое здоровье;
3) экологическое здоровье;
4) профилактическая наркология;
5) психосоматическая медицина;
6) психология питания;
7) семейное здоровье;
8) сексуальное здоровье;
9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
10)образование и просвещение;
11)труд и отдых;
12)национальное здоровье.
Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:
1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
2. Внутренняя картина здоровья.
3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
4. Обучение здоровью.
Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.