Тема занятия№1: Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья.
Место проведения: аудитория.
Продолжительность: 2 часа.
Цель:Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.
Студент должен знать:
1. Предмет психологии, задачи, методы.
2. Универсальность положений психологии здоровья.
3. Критерии психического здоровья.
4. Методические и организационные аспекты здоровья
5. Классификацию методов развития личности
6. Качества зрелой личности
7. Психологическое здоровье детей
Студент должен уметь:
1. Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья
2. Определить степень зрелости личности
3. Исследовать личность по критериям психического здоровья.
Темы проектов, рефератов:
1. Основные принципы психологии здоровья
2. Методы психологического тестирования
3. Психологическое здоровье детей
4. Психика и сознания
5. Развитие психики и поведения
6. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
7. Образ жизни и психическое здоровье
8. Основные представления о здоровой личности
9. Психология здоровья как междисциплинарная область знаний
10 .Критерии психического здоровья.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб-2006
2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб-2006
3. Лакосина Н.А., Сергеев И.И., Панкова Ф.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. Вузов.-2005
4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.
Дополнительная литература:
1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.:Питер,2002
2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005г.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004г.
4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология . СПб. 2004
Исходный контроль уровня знаний:
1. Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?
2. Как можно охарактеризовать здоровую личность?
3. Что изучает психология?
4. Какие методы развития личности вы знаете?
5. Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?
Основные вопросы темы:
1. Предмет психологии, задачи, методы.
2. Универсальность положений психологии здоровья.
3. Задачи психологии здоровья.
4. Классификация методов развития личности.
5. Критерии психического здоровья.
6. Качества зрелой личности.
7. Психологическое здоровье детей.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Какие явления изучает психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?
4. Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?
5. Назовите основные качества зрелой личности?
6. Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?
7. Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?
8. Каковы основные методы развития личности?
9. Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?
10. Назовите критерии психического здоровья?
Содержательная часть
Предмет клинической психологии, задачи, методы.
Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.
Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).
Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.
Кроме изучения психики больного человека( психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.