Неврозоподобные расстройства

M cnalLjocpNw2ehpFz9pizbJQYUubivLz7mINvA84rGfxa789nzbXw37x8b2NyZjHh3G9BBVoDP9h +MUXdMiE6eguXHjVGJBHwp+KN59NF6COEpqDzlJ9y579AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2 gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAEjKQ19XAgAA0QUAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0A FAAGAAgAAAAhAOEm4nfbAAAAAwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAsQQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBL BQYAAAAABAAEAPMAAAC5BQAAAAA= ">

Несмотря на то, что, к сожалению, психогенные расстройства очень часты в жизни, все-таки не они преобладают среди всех заболеваний, сопровождающихся недержанием мочи. Самые распространенные виды недержания мочи — обусловленные неврозоподобными рас стройствами. Недержание мочи невротического характера встречалось у 4,3 0/0 всех детей и подростков,. обращавшихся за помощью ко мне, патохарактерологическое недержание мочи — у 2,4 96 пациентов, неврозоподобные расстройства, сопровождающиеся недержанием мочи, неврозоподобные расстройства - student2.ru

я; 81,3 0/0.

Неврозоподобные расстройства, внешне похожие на неврозы, характеризуются непсихогенным происхождением и множеством клинических особенностей (поэтому и лечение назначают разное в каждом конкретном случае).

Выделяют первичноеи вторичное недержание мочи: 2—-е.рдп.мдсду-ч.ае речь идет о нарушении, наблюдающемся неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобные расстройства - student2.ru во втором — о нарушении, приобретенном после того, как функция мочеиспускания сформщровадас_ь, но затем была №2рущена.

Вторичное недержание мочи встречается во много раз реже, чем первичное.

неврозоподобные расстройства - student2.ru В происхождении первичног_р_. неврозоподобного недержания мочи главн ю оль иг ает сочетание ственцого Н резидуально от лат.— остаточный) -органийеского факторов. Практически у всех этих больных были липа с расстройством контроля за мочеиспусканием: в одних случаях все представители мужского пола из поколения в поколение страдали ночным недержанием мочи (до определенного возраста), в других случаях аномалии мочевой сферы были незначительны, но все же имели место. При тщательном сборе анамнеза (сведений о жизни больных и их родственников, а также о начале болезни) обнаружилось, что среди членов семей больных были такие, у которых наблюдалось эпизодическое недержание мочи на фоне сильного опьянения, во время родовых потуг, от сильного волнения; в неэкстремальных же ситуациях эти люди были совершенно здоровы.

Если наследственная особенность является единственной причиной недержания мочи, то в этом случае есть основание говорить о наследственном расстройстве. Чаще же наследственная предрасположенность реализуется органическими факторами, действовавшими в период беременности, во время родов и в первые годы после рождения ребенка. Понятно, что в последнем случае отмечается смешанная клиническая картина: помимо недержания мочи, связанного с наследственной формой первичного неврозоподобного недержания мочи, определяются признаки резидуально-органической аномалии нервной системы, не говоря о неврологических нарушениях, которыми занимаются детские невропатологи.

Первичное неврозоподобное недержание мочи у детей с годами бесследно проходит по мере дозревания функции регуляции мочеиспускания, формирование которой у таких детей замедлено.

При вторичном же неврозоподобном недержании мочи разрушается уже сформировавшаяся функция. Это происходит при значительном поражении центральной нервной системы (вследствие тяжелого воспаления или сотрясения мозга, при опухоли головного мозга и т. д.) . Поскольку

расстройство функции центральной нервной системы у таких лиц очень выражено, на недержание мочи обычно не обращают внимания, навыки контроля за мочеиспусканием продолжают разрушаться, а это свидетельствует о нарастании расстройства психической сферы.

неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобные расстройства - student2.ru недержания мочи, как, впрочем, и из-за заикания и тика. Они относятся к этим аномалиям безразлично. Чем больше будет фћфбвано внимание больного на его заболевании тем ско ее он изб ев озоподобного недержа.ци.я мочи. тим отличается нев озопо обное недержание мочи неврозоподобные расстройства - student2.ru от нев отического. последнем сл чае чем больше об ащаешь внимание ольного на его е ект, тем ольше больперГ>ПбЋ7й7ббП- неврозоподобные расстройства - student2.ru

ным своего состояния является одним из главных критери неврозоподобные расстройства - student2.ru ев, от е неврозоподобные расстройства - student2.ru нев озы от нев озоподобных асст ойств. некоторых пациентов с годами стирается грань между невротическими и неврозоћодобными расстройствами. Причина тут лишь одна: при неблагоприятных условиях неврозоподобные нарушения в подростковом возрасте могут «обрастать» невротическими наслоениями, иногда значительными. Какова причина этих наслоений? Переживание больным своего дефекта? Как раз все обстоит иначе: пациенты больше переживают из-за насмешек посторонних людей, чем из-за самого заболевания.

По нашим сведениям, такое обрастание неврозоподобного энуреза невротическими наслоениями встречается неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобные расстройства - student2.ru приблизительно у четверти пациентов, а может и реже.

неврозоподобные расстройства - student2.ru Приблизительно у 80 0/0 всех пациентов с щервиудцм неврозоподобцым неврозоподобные расстройства - student2.ru расстройство связано не с нарушением функции мочевой системы, а с тем, что у них слишком глубокий соць

Такой чрезмерно глубокий сон вызывается наследственными факторами или органической патологией головного мозга. Известны факты, когда у всех членов семьи, ко неврозоподобные расстройства - student2.ru торые имели очень глубокий сон, до определенного возраста были те или иные неполадки в функциональной деятельности мочевой системы. Мы наблюдали детей, у которых слишком глубокий сон был вызван их повышенной утомляемостью за счет чрезмерной двигательной активности во второй половине дня («Набегается, а потом спит как убитый; его и пушкой не поднимешь в туалет»,— говорят о таких детях).

Что же убеждает врача в том, что перед ним пациент

с чересчур глубоким сном? Об этом он заключает, исходя неврозоподобные расстройства - student2.ru из таких критериев.

неврозоподобные расстройства - student2.ru Во-первых, ребенок обмочился и неврозоподобные расстройства - student2.ru как ни в чем не бывало спать или в крайнем случае только переворачивается на другой бок. Во-вторых, непроизвольное мочеиспускание возникает не под утро, когда мочевой пузырь переполнен, а в первой половине ночи, очень часто в первые 2—3 ч сна. В-третьих г как правило, выпускается небольшое количество мочи, что не зависит от ко и ва итой о этого неврозоподобные расстройства - student2.ru и В-четвертых, такие больные обычно говорят, что им вообще не снятся сны или снятся чрезвычайно редко. Этот вид недержания мочи бывает лишь во время сна, в основном ночью. Дневного недержания мочи (вне сна) подобного происхождения не бывает.

Второй вариант первичного неврозоподобного энуреза обусловлен ослабленным тонусом мышц, регулирующих мочеиспускание, и определяется при помощи следующих критериев.

Во-первых, обмочившись, такие больные сразу же просыпаются. Во-вторых, отмечается четкая взаимосвязь между количеством выпитой жидкости и частотой недержания мочи: чем больше выпито, тем чаще наблюдается недержание мочи. В-третьих, недержание мочи бывает только ночью и только под утро, когда мочевой пузырь уже не в силах выдержать напора мочи. В-четвертых, во время мочеиспускания мочевой пузырь опорожняется полностью, и поэтому количество неудержанной жидкости обычно велико.

неврозоподобные расстройства - student2.ru Причиной третьего варианта первичного неврозоподобного недержания мочи является нарушение тонуса (дистония) мочевого пузыря. Таких больных в первую очередь лечат урологи. При дистонии мочевого пузыря недержание мочи может быть и дневным и ночным. Моча выделяется небольшими порциями, за ночь такие пациенты могут обмочиться даже 4—5 раз. Обмочившись, они, как правило, сразу же просыпаются. Иногда позыв к мочеиспусканию оказывается неодолимым и требует немедленного удовлетворения, поэтому, даже уже проснувшись, пациент выпускает порцию мочи в постель. Недержание мочи при этом может быть и вне связи со сном.

При обследовании урологом у этих пациентов обнаруживается та или иная патология. Решить, кто нуждается в консультации детского уролога, а кто нет, должен педиатр. Участковый педиатр определяет, каких больных направить к другим специалистам Пациента с психогенным недержанием мочи педиатр направляет к детскому психиатру. При первичном неврозоподобном недержании мочи, вызванном дистонией мочевого пузыря, он рекомендует проконсультироваться у детского уролога. Если обнаружен первичный неврозоподобный энурез, в основе которого лежит чрезмерная глубина сна и слабость наружных сфинктеров уретры, то педиатр направляет больного к детскому невропатологу либо к детскому психиатру. Однако врач самой высокой квалификации не сможет помочь больному с недержанием мочи, если его союзниками не будут родители. Почему? Да потому, что врач лишь назначает лечение. Как оно реализуется — зависит от того, насколько точно ребенок выполняет предписание врача, а это требует строжайшего контроля со стороны родителей. Медик лечит больного руками его родителей — только при этом условии можно гарантировать лечебный эффект.

Врач не должен ни запугивать, ни слишком успокаивать родителей детей, больных энурезом. Он обязан говорить им все как есть: от недержания мочи, заикания или тиков, которые обнаруживаются вместе взятые приблизительно у 50—60 0/6 всех детей и подростков, обращающихся к психиатру, никто не умирает и не становится инвалидом, но полное излечение от наиболее распространенных форм этого расстройства минимум на 90 % зависит от самих больных и родителей.

Поскольку недержание мочи бывает разных форм, то и лечение его различно в каждом конкретном случае.

Как же помочь ребенку избавиться от недержания мочи? К врачу пришел пациент с первичным неврозоподобным недержанием мочи и именно с тем его вариантом, который наблюдается у больных с чрезмерной глубиной сна. Внимательно выслушав пациента, подробно расспросив его родителей (вот тут наблюдательность, объективность и здравомыслие мам и пап очень пригодятся) и поставив точный диагноз, врач назначает комплексное лечение, направленное на то, чтобы неврозоподобные расстройства - student2.ru ноетным. С этой целью нужно заставить ребенка хотя бы полчаса спать в середине дня (чтобы к вечеру он не был чересчур уставшим) и научить его спять на боку. или .уд. ЖИВПТе Сон на спине — самый крепкий; именно поэтому некоторые родители рдяацщцьдетям, больным энурезом, к пояснице щетку. Когда ребенок ложится на спину, щетка впивается ему в тело и он просыпается. Больных с чрезмерно глубоким сном нужно обязательно будить незадолго до того, как пациент может обмочиться. Однако если это не помогает, следует пере ти к даче препаратов, которые делают сон более поверхностным.

Тут уместно коснуться вопроса, который всегда волновал медиков,— вопроса о самолечении. Однажды я читал научно-популярную лекцию, во время которой один слушатель буквально изводил меня вопросами. Особенно он протестовал против тезиса о том, что самолечение может принести вред здоровью. Он обрушил на меня массу аргументов, назову лишь главные из них: 1) нет гарантий, что врач будет лечить больного лучше, чем если этим займется сам больной, ознакомившись с соответствующей литературой и не утратив здравого смысла, ведь среди врачей много невежд или черствых, равнодушных людей; 2) от ошибок никто не гарантирован: ни врач, ни пациент; З) самолечение возможно лишь в случаях нетяжелых заболеваний: понятно, что никто не станет себе делать операцию на сердце или лечить у себя туберкулез; 4) как и многое в жизни, успех лечения зависит от знаний того, кто лечит, здравого смысла, самокритичности человека и т. д.

неврозоподобные расстройства - student2.ru Во многом мой оппонент был прав, но одного не учитывал: когда человек заболевает, он чаще всего теряет нормальные ориентиры либо преувеличивает опасность своего заболевания либо преуменьшает, а зачастую как-то неверно его воспринимает. Поэтому при самолечении трудно выбрать наиболее оптимальный подход. А коли так, то возможны ошибкИ. Сам я не встречал случаев самолечения у своих пациентов (специфика профессии) , но тем не менее хочу предостеречь родителей больных детей от этого. Даже если вы знаете медицину не хуже врача, все равно вы не в а ч своем ебенк . Ведь давно известно, что своих родных и акомых врачи не лечат[ а родители своих детей тем

В Х в. появилось много препаратов, которые могут вызывать привыкание организма к ним (могут, но не обязательно вызывают). Такие препараты продают только по рецептам, назначают только по показаниям. О них много пишут на страницах журнала «Здоровье», поэтому многие читатели о них осведомлены. О некоторых из этих лекарств и пойдет речь ниже. Вначале рассмотрим их с точки зрения фармакологического действия. По этому свойству препараты можно разделить на три группы. Одни препараты LJ1 неврозоподобные расстройства - student2.ru ть как бы вливают в организм сде_Ж.и.е-СЦДЫ. К этой группе относятся амитриптилин (триптизол, герфонал) , флораци-

зин пи азидол аза ен (последние три препарата синтезированы в ССР). Вторая группа включает ! мизин (мелипрамин, тофранил. имипрамин), оказывающий выраженное антидеп ессивное ейс неврозоподобные расстройства - student2.ru ниамид н е ал, ниаламид), трансамин неврозоподобные расстройства - student2.ru па нат), индопан.

—ч;сть препаратов из этих двух групп неспместимы неврозоподобные расстройства - student2.ru друг с пругрм (наприйф, нуредал и мелипрамин): при одновременном или близком по срокам применении мх может наступить смерть. Помните об этом, родители, и не занимайтесь лечением своих детей без рекомендаций специалистов.

неврозоподобные расстройства - student2.ru состоит из собственно психостимуляторов. К ним относятся прежде всего такие распространенные препараты, как фенамин. центедрин, а также отечественные препараты неврозоподобные расстройства - student2.ru

В 60—70-х годах появилась новая группа препаратов метаболического действия (улучшающих обмен веществ в мозге), часто оказывающих ст_имудируцщее влияние, Это в первую очередь пирацетам ( тщцналон (гаммалон) пантогам пиридитпл (энцефа ол), ацефен и др.

Лечебные дозы препаратов подбирают индивидуально. Показателем того, что дозадостаточна, является iQ3.Q6: неврозоподобные расстройства - student2.ru новление неврозоподобные расстройства - student2.ru Ий и п ос неврозоподобные расстройства - student2.ru евтозоподб-НЕ неврозоподобные расстройства - student2.ru го мочеисдуиания, Принимают эти лекарства на ночь. неврозоподобные расстройства - student2.ru Црцдцщельность лечения — неврозоподобные расстройства - student2.ru Если неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобное мочеиспускание происходит вскоре после засыпания более эффективны неврозоподобные расстройства - student2.ru ёопил, азафен. Из лекарств, меша засы„ланию, чаще всего используют аминалон, кофеин, азафен, а также сиднокарб, которые дают пациентам непосредственно перед сном. Если пациент непроизвольно мочится через 3—4 ч и позже после засыпания (из-за глубокого сна), то назначают антидепрессанты более длительного и сильного действия (мелипрамин).

неврозоподобные расстройства - student2.ru Оптимальную дозу; всех лекарств подбирают врачи. Если ребенок после поспал и в этот день не устал не пе евозб и по всей видимости, ночнои сон его не неврозоподобные расстройства - student2.ru удет слишком крепким. Поэтому можно дать ему меньшую, чем обычно, дозу лекарства или вообще не давать его. К лечению детей с ночным недержанием мочи не может быть шаблонного подхода. Дозы •лекарств следует менать в зависимости от ко неврозоподобные расстройства - student2.ru н х словйббения.

На фоне приема указанных препаратов ольного с неврозоподобным недержанием мочи, вызванным слишком глубоким сном, можно будить в определенное время, чтобы с орми овать него своев еменный и эф(ЕектмвнЫЙ ре-_ лекс на мочеиспускание апоминаю, что лечение дол жно быть комплексное, а формы исполыования комплекса лечебных методов в каждом случае определяет только врач) .

неврозоподобные расстройства - student2.ru Всем таким больным необходимо проводить внушение в п е сонцом состоянии. Вначале это делает медицинский аботник, потом кто-то из родителей больного, а на четьем неврозоподобные расстройства - student2.ru этапе — сам пациент (это будет уже самовнушение. контроль за его поведением полностью ложится на родителей). Врач говорит больному:

неврозоподобные расстройства - student2.ru «Прими удобную позу, закрой глаза. Когда я сосчитаю до 10, ты заснешь и перестанешь слышать мой голос, а пока ты не заснул, ты слышишь мой голос, все остальные звуки до тебя почти не доходят. Тебе легко, приятно, ты ни о чем не думаешь. Один... Сердце бьется ровно, спокойно, незаметно, дышится медленно и плавно, во всем теле приятное тепло. Хочется спать. Поэтому веки тяжелые, тело ленивое, ничего не хочется делать. Два... На душе спокойно и легко. неврозоподобные расстройства - student2.ru Ты постепенно засыпаешь. Три... Спи, спи, спи... Мой голос звучит все тише, будто издалека. Ты засыпаешь... Ты не вдумываешься в смысл произносимых мною слов, ты полностью им подчиняешься. Сейчас твоя задача заснуть под руководством моего голоса. Четыре... Спи. Пять... Ночью тебе приснится то, что ты сегодня видел, слышал, о чем лу мал, что узнал в школе или дома Эти сновидения ятными легкими, они не будут вызывать грусть есть... о время этих сновидений тебе захочется помо7ИЦД—ТЬ1 немедленно проснешься, встанешь. пойдешь в неврозоподобные расстройства - student2.ru туалет, помочишься. вернешься в постель и заснещь как жи в чем не бывало».

неврозоподобные расстройства - student2.ru

—166666663676 нужно повторять много раз, максимально убедительным тоном, повторять в одинаковой по неврозоподобные расстройства - student2.ru следовател»ности, так как если пропустить что-то, то боль неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобные расстройства - student2.ru ном_может все рыполщить нецивильно=Я был свидетелем случаев, когда начинающие психотерапевты забывали добавить «вернешься в постель и заснешь .», и больной оста вался в туалете и засыпал там Таким образом, все, что больному внушили, он станет делать, поэтому необходимо внушать только реальные требования и четко объяснять пациенту последовательность их выполнения. неврозоподобные расстройства - student2.ru

Продолжаем внушение: «Семь... Твой мозг будет помимо твоей воли, подсознательно, постоянно думать об одном: зогда захочется помочиться, я проснусь, пойду в туалет, помочусь, вернусь и вновь засну. Восемь... Ты засыпаешь, мой голос почти не слышен, ты уже спишь обычным сном, но в твоей голове ПОСТОЯНН9 звучит одна и

неврозоподобные расстройства - student2.ru

та же мысль: как только я почувствую позыв к мочеиспусканию, я немедленно просн сё встан пой в т алет, помочусь, верн сь в постел асн та мысль полностью владеет то о пать Девять Спать, спать, но помнить о том, что нужно вовремя проснуться, чтобы не обмочиться в постели Спать Десять.. Ты спишь Мой голрс исчез...» Как часто проводить подобное внушение? Все зависит от больного, от динамики его расстройств, от выполнения им врачебных рекомендаций Некоторые пациенты с неврозоподобным недержанием мочи, вызванным чрезмерно глубоким сном, выздоравливали после 3—4 сеансов внушения, другим требовалось 20—25 сеансов, но выздоравли• вали все без исключения

РЕЖИМ, ТРЕНИРОВКИ, САМОКОНТРОЛЬ...

Теперь поговорим о лечении того варианта первичного неврозоподобного недержания мочи, который обусловлен слабостью мышц уретры. Лечение это обычно длительное, продолжается порой годами и складывается из определенных физических упражнений, режима дня, диеты и приема лекарств.

Из физических упражнений рекомендуются плаванье, езда на велосипеде, прыжки, бег. По утрам следует делать зарядку, укрепляющую мышцы малого таза: подпрыгивать, скакать через веревку и т. д.

Необходимо ограничивать прием жидкости в вечернее время: приблизительно за 2—3 ч до отхода ко сну ничего не пить. В утреннее время и в середине дня ограничщвать прием жидкости не нужно. Предложенная в 1931 г. известным педиатром Н. И. Красногорским диета (вечером съесть немного се е к неврозоподобные расстройства - student2.ru ы щщс.т-акана неврозоподобные расстройства - student2.ru сахарного г.иррпа) в настоящее время используется относительно редко, так как вместо этого можно просто не пить

воды м. Всем страбббб7б3йПбббЋ7й7бйбйПбГ

ормы его нужно

20 мин опорожнить При позыве к мочеиспусканию рекомендуется выпускать мочу не. полностью; выпустить часть мочи, прекратить выпускать, затем снова выпустить часть и т. д. Это способствует укреплению мышц уретры. С этой же целью полезно перед тем, как выпустить порцию мочи. НРМНПГПпотерпеть (немочиться).

неврозоподобные расстройства - student2.ru

Специальных препаратов, увеличивающих силу только сфинктеров, не существует Используемые в таких случаях лекарства, как правило, одновременно действуют и на сфинктеры и на мышцы мочевого пузыря, поэтому их лучше назначать при сочетании дисфункции мочевого пузыря и сфинктеров.

Для усиления тонуса сфинктеров уретры рекомендуются также электростимуляция и физиотерапия. Но на методиках лечения мы останавливаться не будем — это дело врачей, а не родителей.

У детей с первичным неврозоподобным недержанием мочи, обусловленным слабостью сфинктеров, особенно в сочетании с дисфункцией мочевого пузыря, нередко недержание мочи учащается при перемене метеорологических условий (преимущественно весной и осенью). В таких случаях для профилактики перед наступлением этого пе риода нужно проводить лечение.

Психотерапия пациентов с первичным неврозоподоб ным недержанием мочи, связанным со слабостью мышц мочеиспускательного канала, сводится к тому, чтобы в предсонном состоянии внушить больным нормальный тонус сфинктеров и одновременно способствовать своевременному просыпанию с целью помочиться. Как уже указывалось выше, внушение проводит врач, потом наученные врачом родители, затем сами больные, если позволяет их возраст (под контролем родителей). Так, щольнику можно внушать следующее: «...Прими удобную позу, закрой глаза. Когда я сосчитаю до 10, ты заснешь обычным сном. Но пока ты еще не заснул, ты будешь находиться в состоянии особого лечебного сна, на протяжении которого ты будешь слышать мой голос и вызывать у себя те ощущения и представления, о которых я буду говорить. Твое сердце бьется ровно и незаметно, дыхание плавное, медленное. Один... Ты чувствуешь, как по всему телу разли, вается приятное тепло, как дрема охватывает тебя, хочется спать. Два... На душе спокойно, нет тревоги и беспокойства. Когда ты почувствуешь позыв к мочеиспусканию, ты немедленно проснешься.. Три... Твой мочевой пузырь стал сильным и выносливым, он выдержит большое количество мочи. Четыре... Внизу живота ты чувствуешь приятное тепло. Ты отдыхаешь и все больше погружаешься в лечебный сон. Мой голос звучит все тише и тише, тебе все больше и больше хочется спать. Пять... По всему телу разливается приятное тепло, особенно тепло внизу живота. Ты чувствуешь, будто твой мочевой пузырь стал сильным, крепким, он способен выдержать большое количество мочи. Шесть... Ноги и руки тяжелые, теплые, глаза слипаются, мой голос доносится издалека. Семь... Ты ни о чем не думаешь, тебе хочется спать, мой голос звучит все тише. На душе хорошо. Ты знаешь, что если тебе захочется помочиться, ты проснешься, встанешь, пойдешь в туалет, там помочишься, потом вернешься в постель и заснешь. Восемь Спи. Девять... Мой голос исчезает, ты спишь, твердо уверенный в том, что при необходимости ты проснешься и что твой мочевой пузырь может выдержать любой напор мочи Спи. Десять.. Ты спишь».

Проводя внушение, говорят тихим, спокойным, убаюкивающим голосом, повто яя о н и т же неврозоподобные расстройства - student2.ru

неврозоподобные расстройства - student2.ru 4 раза в разных вариантах. то же внушение проводят при лечении пациентов с недержанием мочи, обусловленным дистонией мочевого пузыря. Поскольку у подавляющего числа детей представления о мочевой системе обычно огра• ничиваются туманными сведениями о существовании мочевого пузыря, приходится прибегнуть к упоминанию только этого органа, даже в случаях лечения при слабости сфинктеров или других нарушениях.

Лечение первичного и вторичного недержания мочи, обусловленного дисфункцией мочевого пузыря, длительно и складывается из лечебной физкультуры (такой же, как при слабости сфинктеров), специального режима дня и диеты, как при дисфункции сфинктеров, методов физиотерапии, медикаментозной терапии и психотерапии. Из лекарств назначают препараты, тонизирующие наружные неврозоподобные расстройства - student2.ru сфинктеры уретры и мышцы мочевого пузыря

При невротических нарушениях, протекающих с недержанием мочи, нужно исключить конфиикты В семье (что полностью зависит от самих родителей) и, отвлекая больного от тягостных переживаний, перейти к психотерапии, а если она окажется безуспешной,— к фармакотерапии Чаще всего психотерапию проводят на фоне медикаментозного лечения: один метод усиливает другой. Психотерапия обычно заключается в проведении внушения в состоянии сомнол пове стадии гипнотиескогосостояния) и в предсонном состоянии 6QUbHQC.0

неврозоподобные расстройства - student2.ru

В состоянии сомноленции проводят внушение для достижения чувства внутренней стабильности, спокойствия, равнодушия к перенесенной психической травме. Это внушение осуществляют в З этапа: на первом этапе пациента вводят в состояние сомноленции, на втором — на фоне сомноленции ему проводят внушение, направленное на преодоление конкретных симптомов, на третьем этапе больного выводят из состояния сомноленции.

В предсонном состоянии больному последовательно внушают: состояние сомноленции, ликвидацию определенных симптомов невротического недержания мочи, переход гипнотического состояния в физиологический сон.

Шестилетний мальчик был свидетелем драки, происшедшей между отцом и матерью, после которой родителей арестовали. Ребенок остался один с бабушкой. В первую же ночь после психического потрясения мальчик громко плакал во сне, вздрагивал, вскрикивал, в середине ночи обмочился, проснулся, заснул с очень большим трудом. На следующий день у ребенка было «плаксивое» настроение, он плохо ел, много раз спрашивал бабушку о том, что будет с его родителями, когда их освободят из заключения. Ночью повторилось все, что было в предыдущую ночь. Так продолжалось 6 суток. Бабушка привела внука к нам. У мальчика диагностирована одрзя невротическая реакция с нарушением сна и невротическим энурезом. Ёму был назначен неврозоподобные расстройства - student2.ru : по 2,5 мг перед дневным и ночным сном. Больной запивал лекарува четвертью стаканадещщщ_молока с йаЙной дожкой меда (ка-к иёвестно, теплое молоко и мед в небольших дозах

неврозоподобные расстройства - student2.ru неврозоподобные расстройства - student2.ru оказ ва неврозоподобные расстройства - student2.ru тво *—т-Тббй7бщее ушке было рекомендовано на время переселиться с внуком к кому-нибудь из родственников, чтобы ничто не напоминало ему о случившемся. На магнитную ленц был запь сан текст для проведения внушения, который бабушка обязалась давать прослушивать внуку перед дневным неврозоподобные расстройства - student2.ru и ночным сном, а также..д (лС_ТОЯНИИ соцно.денции после завтрака и подщщка, Все рекомендации бабушка исполнила. Через 5 . дней невротические симптомы исчезли.

Как и всякую психотерапию, лечебное внушение можно проводить индивидуальным и групповым методами: в последнем случае для экономии времени врача собирают группу «однородных» пациентов и всем им внушают то, что внушали бы каждому в отдельности. И дело тут не только в экономии времени медицинского работника. Когда больные находятся вместе, они друг у друга усиливают внушаемость. Иными словами, за счет взаимной индукции пациентов увеличивается лечебный эффект Всегда психотерапию начинает проводить врач, и только в дальнейшем могут подключаться к этому процессу роди тели (под руководством врача) .

Психотерапию можно проводить как амбулаторно, так и в стационарных условиях.

В эпоху развития разнообразной техники появилась возможность широко использовать магнитофонные записи необходимых видов внушения. Нет сомнения, что так же, как сейчас продаются кассеты с записями эстрадных песен, опер, сказок и т. д., в недалеком будущем будут продаваться записи с текстами различных видов лечебного внушения.

Обычно лечение невроза осуществляется в два этапа: на первом этапе пациента максимально успокаивают, дают ему возможность выспаться и отдохнуть, а потом проводят стимулирующее лечение, направленное на повышение тонуса и уверенности в себе. После проведения внушения применяют психотерапию с целью активизировать стремление пациента самостоятельно справиться со своим заболеванием. Иными словами, чем больше времени прошло после начала ялечения, тем активнее пациент должен проводить самовнушение и повышать свой жизненный тонус, расставаясь с закрепившимся патологическим условным рефлексом.

«АРИСТОКРАТИЧЕСКАЯ» БОЛЕЗНЬ

На консультацию привели шестилетнего мальчика, у которого перед засыпанием подергивались мышцы лица. У ребенка был также плохой аппетит, он не переносил жару и духоту, часто покрывался пятнами, был крайне чувствителен к перемене погоды. В грудном возрасте у мальчика беспричинно возникала рвота, поэтому хирурги заподозрили наличие у него врожденного порока желудка и рекомендовали сделать операцию. В раннем детстве мальчик страдал выраженным диатезом.

При опросе родителей ребенка выяснилось, что у многих членов семьи по мужской линии в роду его матери были такие же явления, которые к 8—10 годам обычно проходили, хотя и позже у них отмечалась повышенная чувствительность к температурным колебаниям, плохой аппетит и расстройство сна.

Был поставлен диагноз: невропатия. Ребенку назначили лечение, родителям дали советы по его воспитанию. Спустя З года при обследовании мальчика у него уже не обнаруживались вышеописанные расстройства.

Проблемой невропатии занимаются педиатрия, невропатология, физиология, психиатрия. На каждом этапе изучения этой патологии в понятие невропатии вкладывалось различное содержание. Исследовательская мысль шла от нечеткого, расплывчатого понимания к более узкому, конкретному. В настоящее время к типичным“ ироявлениям невропатии относят расстройства суточного ритма сна, питания и других физиологических отправлений, беспричинные колебания температуры тела, склонность к диатезам, рвоте, кожным высыпаниям, подергиванию мышц и т. д. Классик советской детской психиатрии неврозоподобные расстройства - student2.ru Г. Е. Сухарева (1891—1981) выделяла два основных варианта невропатии — астенический и возбудимый. Грудные дети с первым вариантом невропатии тихие, вялые, со сниженным жизненным тонусом, у них плохо развиты некоторые инстинкты и рефлексы (например, будучи голодными, могут не просить еды, часами молча лежать на мокрых пеленках, иногда не спать сутками и т. д.) . Такие дети обращают на себя внимание каким-то особым беспокойством. Дети с возбудимым вариантом невропатии, наоборот, крикливы, капризны, шумны, могут часами кричать (особенно по ночам), у них резко преобладают процессы возбуждения.

Иногда я встречаю на улице одного из моих бывших пациентов и мгновенно переношусь в то далекое время, когда мне приходилось его лечить. С раннего детства у мальчика были свойства, которые, как теперь читатель знает, относятся к возбудимому варианту невропатии. Рос он крайне капризным. В двухлетнем возрасте чего-то ему захотелось, но мать не исполнила требование сына: он упал, забился в дерганиях, крике, посинел, стал задыхаться. Мать вызвала меня. Пока я добирался до дома пациента, это состояние у него прекратилось. Потом оно много раз возобновлялось после неудовлетворения его просьб, капризов. Подобные состояния, часто возникающие на фоне невропатии, называются аффект-респираторными приступами. Они со временем проходят сами по себе, но характер человека становится все более невыносимым. Если же лечить больного, то аффект-респираторные приступы пройдут, и характер не пострадает.

Как лечить — на этот вопрос в каждом конкретном случае даст ответ лечащий врач: единого ответа тут не бывает. Следует помнить, что аффект-респираторные припадки — не такое уж безобидное расстройство. О том, что во время такого приступа больные умирали, я не слышал, но вполне допускаю, что такое возможно.

Сейчас подростку 14 лет, ему и в голову не приходит, как часто и сильно волновались по поводу его здоровья близкие, когда он был совсем маленький. А причиной была невропатия, способствовавшая аффект-респираторным приступам. Кто видел эти приступы, не забудет их никогда. Особенно пугаются матери, и это естественно. Но несмотря на это, именно матерям, которые чаще всего бывают с детьми, в данный момент нужно взять себя в руки и быстро ввести ребенку успокаивающие препараты, дать нашатырный спирт, побрызгать его холодной водой, взять на руки...

В ХIХ в.синонимом невропатии считали детскую нервность, но это неверно. Нервность — это не столько клиническое, сколько литературное понятие, не дифференцированное, требующее в каждом случае конкретизации. Нервность всегда несет на себе существенный отпечаток той болезни, симптомом которой является. Невропатия — самостоятельное нарушение состояния организМа, для которого типична специфическая нервность. Таким образом, у всех невропатов определяется детская нервность, но не у всех нервных детей имеется невропатия.

неврозоподобные расстройства - student2.ru Раньше невропатию считали «привилегией» детей аристократов и артистов; сейчас, понятно, никто так не думает.

Мы выделяем два основных типа невропатических расстройств.

Невропатия конституционального происхождения, обусловленная наследственными особенностями ребенка, проявляется с раннего детства и с годами сама по себе проходит. Однако степень и темп ее исчезновения различны.

Невропатоподобные нарушения, лишь внешне похожие на истинную невропатию, чаще всего связаны с органическим повреждением центральной нервной системы.

Невропатия — негрубая аномалия, которая с годами полностью исчезает. Но она способствует возникновению других нарушений — в этом ее основной вред.

Детей-невропатов лечат педиатры, невропатологи и психиатры — в зависимости от того, к какому врачу обратились родители. Лечение направлено на успокоение и укрепление нервной системы. При этом назначают препараты брома, валерианы, лекарства общеуспокаивающего действия. Рекомендуются также препараты, снижающие мышечну

Наши рекомендации