На выпускную квалификационную работу (вкр)
Студент___________________________________________________________
Тема ВКР «________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________»
утверждена Приказом по университету от « 30 » мая 2016 г.. № 07-03/366-у
Срок сдачи ВКР «____»________________2016 г.
Цель работы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень задач, подлежащих разработке:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальные базы_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Методы исследования__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «___»_________________20___г.
Руководитель Павлова О.С.
(Подпись) (Дата) (ФИО)
Задание принял к исполнению Шульгина И.Н.
(Подпись) (Дата) (ФИО студента)
Аннотация
Успешная инклюзия детей с ОВЗ в коллективы нормативно развивающихся сверстников возможна только при качественном изменении уровня развития толерантного отношения у детей.
Формирование всех компонентов толерантности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный) идет одновременно с развитием высших психических функций. Танцевально – двигательная терапия, воздействуя на психомоторное развитие вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.
Работа, направленная на развитие психомоторного компонента, включает в себя дыхательные гимнастики, глазодвигательные гимнастики, упражнения на мелкую и крупную моторику, массажи, упражнения на межполушарное взаимодействие, растяжки, релаксации. Позволяет познать свое тело, снять психомоторное напряжение, обучить основам саморегуляции, развивать эмоции и навыки общения. Таким образом, обеспечивая развитие когнитивной, эмоциональной, поведенческой, мотивационной сферы.
Кроме того, было установлено, что такие занятия создают в группе доверительные отношения, формируют готовность к взаимопомощи и сочувствию, учат способам реагирования на неблагополучие сверстника, стремлению оказать помощь, поддержку и внимание в реальных ситуациях взаимодействия, проявлению симпатии.
Положительные результаты подтверждают эффективность в применении именно танцевально-двигательной терапии как одного из методов арт-терапии для повышения уровня развития толерантного отношения у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ.
Аnnotation
Successful inclusion of children with special needs in groups of normative developing peers is possible only when a qualitative change in the level of development of tolerant attitudes in children.
The formation of all components of tolerance (cognitive, emotional, behavioral and motivational) go along with the development of higher mental functions. Dance / movement therapy, affecting psychomotor development causes activation in the development of all higher mental functions.
Educational work aimed at the development of the psychomotor component includes breathing exercises, eye exercises, exercises for fine and gross motor skills, massages, exercises megalocornea interaction, stretching, relaxation. Allows to know your body, relieve psychomotor tension, teach the basics of self-regulation, to develop emotions and communication skills. Thus, providing the development of cognitive, emotional, behavioral, motivational sphere.
In addition, it was found that these classes create in-group trust relationship, forming a readiness for mutual assistance and compassion, teach you the ways of responding to distress of peers, desire to help, support and attention in real situations of interaction, the expression of sympathy.
Positive results confirm the effectiveness in the application of what dance / movement therapy as one of the methods of art - therapy to increase the level of development of tolerant relations in children of preschool age peers with disabilities.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. | ||
Глава 1. | Теоретическое изучение проблемы применения танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения с целью формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья | |
1.1. | Сущность и своеобразие танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения.. | |
1.2. | Характеристика проблемы формирования толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................... | |
1.3. | Направления применения танцевально-двигательной терапии с целью формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения…………… | |
Глава 2. | Экспериментальное исследование проблемы применения танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения с целью формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья | |
2.1. | Изучение актуального уровня сформированности толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья ………….………………… | |
2.2. | Разработка и апробация психолого-педагогических занятий с применением танцевально-двигательной терапии, направленных на формирование толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья................................................................................................... | |
2.3. | Контрольное обследование уровня сформированности толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья…………………………… | |
2.4. | Анализ результатов экспериментальной работы. Выводы…… | |
Заключение………………………………………………………….………..……. | ||
Список литературы…………………………………………………………………. | ||
Приложение. |
Введение
Готовность общества к инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит в понимании и осознанном принятии их, изменении жизненных установок.
Однако полноценной реализации инклюзивного подхода к образованию препятствует не столько отсутствие безбарьерной среды в образовательных учреждениях или неразработанность нормативно-правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, сколько до сих пор существующие в обществе психологические барьеры, стереотипы и предрассудки. Нормативно развивающиеся дети и их родители не готовы к инклюзии.
Ситуацию усугубляет рост числа детей с ОВЗ различного генеза. К ним относятся дети, имеющие препятствия или ограничения в деятельности из-за физических, умственных, сенсорных и психических нарушений: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы (аутистические расстройства), недостаточность и несформированность высших психических функций (ВПФ), задержка психического и речевого развития, а также комплексные нарушения [25].
Несомненно, успешной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной среде школы должна предшествовать работа в детском саду или детском психологическом центре, где нормативно развивающиеся дети и дети с ОВЗ получают первый опыт совместной деятельности.
Конышева Е.А., Ильинская Е.А., Крушельницкая О.И. в своих исследованиях убедительно доказали, что именно дошкольный возраст предпочтителен для начала формирования толерантности, а Сиротюк А.С. выявил, что дети дошкольного возраста более терпимы к сверстникам с ОВЗ, чем школьники [14,21,22,39].
В последние годы растет число научных исследований, посвященных проблеме формирования толерантности. Большинство из них рассматривают толерантность в рамках национальных, этнических, конфессиональных, политических и социальных отношений. Но исследованию толерантности по отношению к людям с ОВЗ посвящается значительно меньше работ.
В настоящее время достаточно широкое распространение в работе с детьми получила танцевально-двигательная терапия среди других экспрессивных видов работ психолого – педагогической деятельности, таких как художественная терапия, музыкальная, драмм- терапия и др.. Она тесно соприкасается с телесно – ориентированной и двигательной терапией, а также с различными психологическими и психотерапевтическими теориями. Фрейд, Адлер, Юнг, Райх, Лоуэн,Фельденкрайз, Винникотт оказали большое влияние на развитие теории танцевальной терапии. Основателями направления танцевально-двигательной терапии являются Мэриан Чейз, Лилиан Эспенак, Труди Шуп, Мари Уайтхауз и Эван Бланш. Они способствовали тому, что танец занял прочное место в лечебной работе с людьми, имеющими физические и психические нарушения [12].
В этой связи тема исследования представляется нам актуальной для углубленного изучения.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия применения танцевально-двигательной терапии в дошкольном учреждении как средства формирования толерантного отношения у детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Танцевально-двигательная терапия как средство формирования толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования:теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия применения танцевально-двигательной терапии, направленные на формирование толерантного отношения детей дошкольного возраста к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс применения танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения.
Предмет исследования:применениетанцевально-двигательной терапии в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения как средства формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования:предположение о том, что целенаправленная подготовка и применение танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения будет способствовать формированию толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, если: танцевально-двигательная терапия используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными в психолого-педагогической деятельности; они четко организуются, соответствуют интересам и возможностям детей.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующихзадач:
1. Проанализировать сущность понятий «танцевально-двигательная терапия», «толерантность», выявить значение применения танцевально -двигательной терапии в психолого-педагогическом процессе формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста.
2. Изучить состояние проблемы формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста в теории и практике психологической науки.
3. Выявить психолого-педагогические условия применения танцевально-двигательной терапии, направленные на формирование толерантного отношения детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать на практике содержание тем танцевально-двигательной терапии, направленных на стимулирование толерантного отношения детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
В исследовании примененыследующие методы:теоретический анализ психолого-педагогической, хореографической литературы по проблеме исследования, целенаправленное наблюдение за детьми дошкольного возраста в образовательном процессе с целью выявления толерантного отношения, «диагностика толерантности детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья» А.С. Сиротюк, оценка влияния танцевально-двигательной терапии на состояние детей, беседа с детьми дошкольного возраста и воспитателями.
Глава 1. | Теоретическое изучение проблемы применения танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения с целью формирования толерантного отношения детей к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. |
1.1. | Сущность и своеобразие танцевально-двигательной терапии в психолого-педагогической деятельности дошкольного учреждения. |
Согласно Резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезни, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [17].
Арт-терапия включает в себя [19]:
1) музыкальную терапию;
2) танцевальную терапию;
3) телесно-двигательную терапию;
4) художественную терапию (рисунок и живопись);
5) драма-терапию - психодраму;
6) игровую терапию и песочную терапию.
В нашем исследование мы рассмотрим своеобразие танцевально-двигательной терапии. В настоящее время она активно распространяется по всему миру, но основные научные разработки все еще осуществляются в США. В 1979 г. Юдиф Банни, в то время являвшаяся президентом Американской ассоциации танцевальной терапии, предложила понятие метода танцевальной терапии.
Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [12].
Вместе с тем танец имеет собственный ритм и эстетическую форму, которые способствуют нормализации энергетики человека и оказывают лечебное воздействие. На протяжении многих лет люди инстинктивно использовали, но только в наши дни терапевтическое воздействие танца получило научное подтверждение.
Человек научился выражать свои чувства при помощи движения раньше, чем словами. Его телесный язык принадлежит той культурной общности и той семье, в которой он вырос. Потеря контакта со своими корнями может приводить к неблагополучию, результатом которого могут явиться расколотые телесные картины.
Когда есть сложности в словесном выражении чувств, танец открывает энергию тела, способствует социализации и пробуждает желание жить. Вербальная терапия разрушает стену отчуждения при помощи слов. Танцевальная терапия — это техника быстрого снятия защиты, потому что движение и танец идут впереди слов.
Танцевальная терапия как вспомогательный метод должна была подготавливать место для вербальной терапии, снимая напряжение и освобождая чувства, чтобы способствовать самораскрытию [12].
Танцевальный терапевт весь включен в процесс для установления контакта с участником. Он должен в одно и то же время осознанно работать с телом и проявлять осторожность, когда происходит процесс «снятия защиты» участника. Танцевальная терапия очень подходит для прорабатывания ситуации «здесь и сейчас».
Танец явился творческой деятельностью, которая окончательно утвердилась как терапия. Некоторые из современных танцовщиков прямо или косвенно повлияли на пионеров танцевальной терапии. Они привнесли на сцену естественные, бытовые движения, придав им символическую форму, развив их и наполнив чувствами. Ими были Айседора Дункан, Марта Грэхэм, Мари Вигман и Рудольф Лабан [8].
Айседора Дункан совершила открытие своими легкими, воздушными спонтанными импровизациями, которые она исполняла, танцуя босиком. Это был чувственный танец. Главным в ее танце было выражение полной свободы.
Марта Грэхэм обращала внимание на то, чтобы танцовщик, заглядывая внутрь себя смог обрести своё прошлое. Техника строится на принципе сосредоточения и расслабления, которые создают мышечное растяжение и сжатие. Важную часть техники составляет дыхание.
Мари Вигманутверждала, что танец посредством всего тела отражает внутреннюю символическую форму развития. Часть ее креативных упражнений состоит в том, чтобы разрешить чувствам выйти наружу. Целью Вигман не было создание новых танцев, она искала чувственно развивающие и открывающие танцы.
Рудольф Лабандоказывал, что движения не ограничиваются физическим уровнем и влияют на психику. Лабан определял танец, как натуральную форму чувственного выражения для всех людей. Исследуя движения тела, Лабан создал базу для оценки телесного напряжения, его параметров.
Лабан считал, что объединение в одну систему чувств и разума, хаоса и порядка в движении позволяет оценить характер и динамику его развития, что нашло свое применение в танцевальной терапии. С одной стороны, движения — это свободные импровизации, которые выражают чувства на невербальном уровне, с другой стороны — четкая структура, которая защищает внутриличностные проблемы.
Лабан разработал различные системы для того, чтобы анализировать и описывать движения.
Система форм усилий описывает не только определенные шаги, но и то, каким образом они совершаются, характеризуя энергию, качество и динамику движения. Он анализировал четыре усилия: сила (вес), время, пространство (объем) и течение.
Эти четыре усилия могут включаться также в другую систему, которая называется система форм. Она объясняет, как тело относится к самому себе и к объему. Изменяя телесное напряжение и характер развития движения, можно добиться свободного течения энергии тела.
Каждый фактор динамики движения, или усилие, имеет измерения: пространство может быть прямое и многофокусное; время — быстрое и медленное, плавное; сила (вес) — мощная и легкая; течение — свободное и ограниченное. Любой тип движений может быть измерен по этим шкалам.
Танцевальная терапия тесно соприкасается с телесно-ориентированной и двигательной терапией, с одной стороны, и с различными психологическими и психотерапевтическими теориями, с другой. Фрейд, Адлер, Юнг, Райх, Лоуэн, Фельденкрайз, Винникотт оказали большое влияние на развитие теории танцевальной терапии [46].
Использование тела впсихотерапии — это заслуга Зигмунда Фрейда. Он собрал воедино психоаналитические представления и знание о невербальной коммуникации и описал способы того, как тело может отражать внутреннее «Я» человека. Согласно Фрейду, «Я» — это, прежде всего, телесное «Я». Изучая телесное самовыражение человека, можно понять его душу.
Вильгельм Райхзаметил, что людям свойственны различные телесные и мышечные сопротивления, и потому начал анализировать эти сопротивления. Он интересовался не только тем, «что» человек сказал, но и тем, «как» он это сделал, придавая большое значение телесным проявлениям. Он рассуждал о том, что слова и язык тела могут иметь разное значение. Райх интенсивно изучал психосоматические особенности, которые часто представляли собой мускульные напряжения, затрудненное дыхание проявляющиеся в качестве телесного ответа.
Его терапия устанавливала близкий контакт и содержала физическую мускульную линию и вербальный психоанализ.
Александр Лоуэнразвил теорию, которая получила название биоэнергетики. Его биоэнергетический анализ основан на элементах телесной терапии, свободном чувственном выражении и психоанализе. Лоуэн утверждал, что затрудненное дыхание блокирует чувства, и только возможность внутреннего развития через дыхание и движения может привести людей к гармонии друг с другом [23].
Он работал также с течением энергии в теле. Если течение энергии в теле развито и идет свободно, человек чувствует себя лучше. Тело через спонтанные движения выразит это. Необходимо проводить анализ тех чувств, которые вышли наружу.
Танцевальная терапия на основе модели Альфреда Адлера учит индивида быть сильным и крепко стоять на ногах в жизни, быть самодостаточным, управлять своими чувствами, анализировать их и не бояться их выразить.
Карл Густав Юнгдоказал, что фантазия и креативность производят исцеляющий эффект. В его теории «активного воображения» уделялось большое внимание терапевтическому значению творческого действия. Чувства, для выражения которых не хватает слов, имеют символический язык выражения — живопись, музыка, танец.
Дональд Вуд Винникоттувеличил значение игры и креативности как возможностей для сохранения чувств. Каждый человек несет в себе креативные импульсы. Они могут послужить базой для экспрессивной терапии, в которой креативный процесс может стать исцеляющим. «Это в игре и только в игре дети и взрослые могут обратиться к творчеству, открыть свою креативность, и только через развитие собственной креативности индивид может познать самое себя»
Карл Роджерс. Создал направление психотерапии, которое было обращено на развитие индивидуальности человека, его свободы выражения. Роджерс, становясь, как терапевт, зеркалом, помогал человеку проявить себя как личность, разъясняя для него его интонацию, жесты и мимику.
Фриц Перлз был основоположником гештальт-терапии. Осознанное ощущение себя может происходить через осознание телесного языка и поведения, поступков. Терапевт на сеансе часто спрашивает: «Что ты чувствуешь сейчас в теле?» Гештальт-терапия строится на способности терапевта талантливо читать «язык тела». Она работает с ситуацией «здесь и сейчас», исходит из видимого поведения человека, того, что сообщает язык его тела, стремясь выразить бессознательное, помогает человеку самому осознавать свои неосознаваемые стороны личности.
Пауль Шильдерсчитал, что каждый индивид обладает собственной телесной картиной, которая выстраивается с помощью его кинестетических движений. Телесная форма человека постоянно изменяется под влиянием чувств, настроения, бытовых условий. Опираясь на телесную форму, можно поставить диагноз, назначить лечение или развить телесную картину.
Рэй Бирдуистелл развил методику анализа человеческого тела, его коммуникативного поведения, которое он назвал кинесика. Он изучал телесные движения не только у того, кто говорит, но и у того, кто его воспринимает.
Вильям Кондон предположил, что на уровне движений существует диалог между говорящим и слушающим его человеком. В процессе общения между людьми постоянно происходят изменения на телесном плане. Наблюдаемые отзеркаливающие телесные проявления Кондон назвал «интерактивной синхронностью».
Он также обратил внимание на то, что люди, имеющие какие - либо психические проблемы, испытывают большие трудности интерактивной синхронизации. Их коммуникативный язык оказывается очень беден, и потому окружающим сложно находиться с ними в диалоге. И это еще раз подтвердило, что движения имеют огромное значение в развитии коммуникативности.
Основателями направления танцевально-двигательной терапии являются Мэриан Чейз, Лилиан Эспенак, Труди Шуп и Мари Уайтхауз, Эван Бланш. Они способствовали тому, что танец занял прочное место в лечебной работе с людьми, имеющими физические и психические нарушения [11].
Принцип методики Мэриан Чейз включал телесное движение символика, терапевтический контакт через движение, ритмическая групповая активность [26].
1. Телесные движения отзеркаливают то, как человек себя чувствует. Чейз заостряла внимание на координации движений. В случае, когда чувства имеют паталогию, телесные картины раскалываются, образуются из отдельных фрагментов. Но если человек сможет позволить себе открыться, в нем начнут происходить изменения, о которых, будет свидетельствовать тело. Это является следствием того, что между телесными изменениями и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.
2. В танце чувства принимают символическую форму. Чейз предположила, что как танцовщик, так и участник с психическими нарушениями используют символические движения для того, чтобы передать свои мысли и чувства. Но если танцовщик сознательно выбирает подходящие движения, обозначая мысль, то у участника с нарушениями движения бессознательны, они отражают голые чувства. Движения служат опорой для слов, за которыми может возникнуть осознание и вербальное выражение того, что происходит с человеком. Символика танца вызывает воспоминания прошлых лет, которые хранятся в глубине памяти.
3. Объяснение терапевтического контакта через движение. Чейз организовывала терапевтическую работу на основе движенческого диалога. Она могла входить в сбивчивый мир участника и отражать его телесные ответы в своем собственном теле. Она отражала больные движения и развивала их, комбинируя и изменяя.
4. Ритмическая групповая активность. Каждый человек имеет свой личный ритм, дыхание, речь, походку. Но если человек обладает своим специальным ритмом, то, по убеждению Чейз, группа, которая работает вместе с ним, тоже должна обладать своим дыханием, пульсом. Группа может разделять личные чувства отдельных ее членов, создавать единство с ними. Поэтому ритм служит инструментом телесной осознанности и коммуникативности.
Как отмечала Лилиан Эспенак, через тренировку моторики стимулируется и осуществляется психологическое развитие, которое отражается на состоянии тела и души. Она была убеждена, что танцевальная терапия должна объединять интеллект, чувства и тело [12].
Она создала диагностику движений, которая раскрывала силу и слабость, а также блокировку личных движенческих течений, чувств, позволяла оценить моторику. Она используется в начале танцевальной терапии и по ее окончании, позволяя тем самым видеть динамику, эффект развития. На основе полученных данных рисуется профиль. Профили являются основой лечебного процесса и составляются на каждого участника.
Эспенак подробно описывала групповую танцевально-терапевтическую работу. Группа персонализирует участника и учит адекватно реагировать на других. Группа развивает социальные чувства. Эспенак специализировалась на работе с людьми с проблемами в развитии. Она входила с ними в контакт на уровне физического тела и расценивала это как наиболее эффективный и быстрый способ в работе танцевального терапевта. Дети с проблемами в развитии могут иметь недоразвитое тело, они бессознательны по отношению к своему телу и часто неуклюжи. Язык их движений механический и несвязный. Задача же танцевального терапевта — сделать движения полными жизни. Это означает, что надо стимулировать мысль и память, так как тело это сразу отразит.
Мари Уайтхауз,познакомившись с юнгианским глубоким анализом, осознала и убедилась в том, что танец и движения помогают индивиду понять самого себя. Направление в танцевальной терапии, которое создала Уайтхауз, получила название «движение-из-глубины» [49].
В своих рассуждениях она базировалась на юнгианских представлениях о переносе. Уайтхауз констатировала, что она в танцевальной терапии также активирует бессознательное, поскольку работает с телом. В танцевальной терапии в то же время перенос очень сложный, потому что все происходит между людьми, которые контактируют не только внутренне, но и физически. Физическое касание может раскрыть человека, все его тело, и в то же время активировать части тела для течения энергии. Уайтхауз комбинировала мышечные и художественные стороны танца и, используя их, могла одновременно показать внутренний и внешний мир участника.
Модель Уайтхауз базируется на взятых из анализа Юнга пяти пунктах.
Глубинный анализ означает, что участник и терапевт вместе добрались до бессознательного участника. Техники работы со свободными ассоциациями развивают фантазию.
Раскрытие индивидуальности, уникальное, сознательное развитие ресурсов уверенности у человека. Личное развитие дает возможность переработать сознательное и бессознательное начало. Люди не могут совсем находиться в себе в своих мотивах поведения и отгораживаться от других. Терапия состоит в том, чтобы учиться чувствовать себя самого и видеть всех вокруг и мир в том числе.
Полярность. Индивид живет всегда «или — или», и он знает, что сейчас хорошо, но может быть и плохо. То же самое происходит и в танце. Нет движений, которые не имели бы одновременно растяжку и напряжение, расслабление и сжатие. Если работать, учитывая это, можно достичь и развития чувств. Право / лево, верх / низ, открыть / закрыть — все это развивает собственное чувственное восприятие.
Аутентичное движение — это простое движение, не изменяемое, как бы его ни ограничивали. Это движение, являющееся специальным признаком индивида, оно правдивое, постоянное и не выученное, может привести к самовыражению. Уайтхауз хотела с помощью танцевальной терапии помочь участникам открыть всю свою индивидуальность и использовать свои внешние и внутренние ресурсы. Она считала, что в теле есть такие части, о которых можно забыть, и именно их надо использовать и развивать. Эти невидимые части тела нужно при помощи аутентичных движений перевести на сознательный уровень [5].
Активное воображение — это процесс, в котором бессознательное имеет возможность к проговариванию и пониманию того, чего и как человек желает, и в то же время сознательно наблюдаемо. Бессознательный язык показывает визуальные или вербальные картины, такие как поэзия, скульптура, танец, которые можно тут же использовать в терапии. Картины и их внутреннее понимание могут быстро найти свое объяснение. Уайтхауз задействовала активную фантазию и с помощью движения привлекала индивида для работы со своими собственными картинами и фантазиями, например, предлагая станцевать свои сны.
Но увидеть, что с тобой происходит, оказывается легче всего через танец и спонтанные движения. Тело движется постоянно и не нуждается ни в инструменте, ни во времени или месте. Нужно только уметь его слушать. Импровизационные движения задействуют активное воображение сразу, они развивают и открывают бессознательное в человеке.
Уайтхауз считала, что танцевально-терапевтическая работа должна стимулировать участника к самовыражению. Танцевальный терапевт должен через наблюдение за движениями суметь понять, как он или она себя чувствуют. Недопустимо давление на участника — терапевт должен уметь ждать, ждать столько, сколько нужно для того, чтобы человек раскрылся, чтобы он осмелился пойти за своей интуицией [49].
В начале сессии танцевальной терапии лучше наблюдать движения участника, чем делать их самому. Это дает участнику возможность утвердиться в своих глазах. Вся терапевтическая работа должна сводиться к процессу раскрытия и развития его чувств, его собственного «Я», который, как правило, не требует никаких упражнений и объяснений. Танцевальный терапевт не может осуждать действия, а также показывать, что он знает или понимает о поведении человека больше него самого. Его цель — предчувствовать, что происходит на поверхности, и сделать так, чтобы участник сам понял и осознал, и сам получил ответ. В танцевальной терапии оба — и участник, и танцевальный терапевт — могут совершенно сознательно и спокойно обсуждать свои чувства.
Направленность танцевальной терапии Труди Шуп состоит в том, чтобы соединить расколотые картины тела больных в одно целое, чтобы это целое тело нормально функционировало, постоянно балансируя между расслаблением и напряжением. Оставаться целостным человеком очень трудно, потому что общество часто заставляет скрывать свои чувства и мысли [26].
В своей танцевальной терапии Шуп употребляла специальный способ анализа тела вместе с участником. Она изучала дыхание, телесные поведения, телесные напряжения, ритм и характер использования комнаты.
Дыхание может с напряжением проходить через все тело, но через наблюдение за своим дыханием можно полнее ощущать себя.
Центр тела очень индивидуальное место для человека. Он открывает физические и чувственные возможности и тем самым может служить компасом для ориентации. Центр тела говорит об отношении индивида к себе и к миру. Прямая или кривая спина? Стоит он на двух ногах или балансирует на одной? Ощущает ли свое тело как целое или только его отдельные части? Какие части тела он осмеливается показать?
Телесное напряжение специфично для каждого человека. Его превышение влечет за собой разрыв всей телесной энергии. Увеличение напряжения в теле идет параллельно с усилением чувств и, наоборот, уменьшение чувств действует расслабляюще на телесные напряжения [33,34].
Ритм универсален для каждого человека и в то же время очень индивидуален. Каждый человек обладает своим ритмическим пульсом. Шуп помогала участнику запустить свой ритм и слышать этот ритм у себя внутри. Тот человек, который учится слушать и акцентировать собственный ритм, становится независимым, он начинает понимать свои потребности и уже может сказать «Я не хочу» так же, как «Я хочу».
Использование пространства комнаты дает информацию о том, как участник себя чувствует. Где в комнате он находится? Занимает он всю комнату, или только идет по краю, или находится в углу? Взвешено ли его решение о том, в каком направлении он будет двигаться? Даже эта информация может дать подсказку о том, как тело взаимодействует с другими телами, о том, как человек функционирует в действительности.
Шуп структурировала танцевальную терапию. На каждой сессии идет специальная тема, задача, которая является платформой для достижения цели сессии. Все участники вместе решают, какие части тела будут задействованы или не будут использованы, а затем осуществляют использование этих частей вместе. Задачи могут быть различны:
• восстановить гармонию между душой и телом;
• стимулировать участника видеть разделение между фантазией и действительностью, после чего терапевт поощряет сыгранность между ними;
• поднять наверх личные чувственные конфликты и придать им физическую форму, чтобы переработать их конструктивным способом;
• задействовать разные формы движений, чтобы индивидуальный талант приспособился к своей окружающей среде. Это дает индивиду понимание себя самого как единого человека.
Начиная работу с воспроизведения участником ранних базовых движений, предлагая ему ползать, кружиться, идти, далее можно переходить к более сложным упражнениям. Следующим шагом должны быть движения, помогающие участнику открыть свою свободу и креативность в чувствах. Шуп предостерегала от использования художественного языка, так как участник может иметь другие ассоциации, отличные от тех, которые предлагает терапевт.
Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танцевальный терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса [49]:
1. Осознание (частей тела, дыхания,<