Как можно чаще бывайте на природе.
Очень важно все, что вы делаете для своего развития, делать регулярно . Саттва – это постоянство. Лучше делать меньше, но постоянно.
Очень важно уметь расслабляться и не испытывать напряжения, если оно не требуется.
Есть несколько уровней расслабления: расслабление сознания, расслабление нервов, расслабление мышц. Если регулярно практиковать релаксацию, то это исключит потерю энергии и поможет накопить прану (жизненную энергию). У кого мы должны учиться расслабляться? У животных и у младенцев.
Также у детей мы должны учиться смеяться. Чем больше невежества, тем более человек становится угрюмым и унылым, он перестает смеяться и даже улыбаться. Шестилетний ребенок весело смеется и улыбается примерно 300 раз в день. Взрослый же – около 15 раз в день улыбается или ухмыляется. А вы сколько? Если меньше 100 раз (ухмылки не считаются), значит, в вашем уме доминирует Раджас и Тамас.
Эти рекомендации были бы неполны без рекомендации использовать мантры и молитвы . Аюрведа, да и вся восточная психология, говорят об исключительной важности лечения звуком.
Всемирно признанный автор (86 книг, многие из которых разошлись миллионными тиражами) и учитель позитивного мышления, искусства привлечения в свою жизнь богатства и успеха, доктор философии Роберт Стоун в своей популярной книге «Жизнь без ограничений» писал:
«Чем прочнее вы будете поддерживать связь с Творцом, тем более продуктивной окажется ваша жизнь. Это верно в отношении и комфорта, и удовольствий, и здоровья».
«Нет более позитивных мыслей, чем мысли о Творце».
«Если вы начнете с любовью думать о Творце, вы укрепите связь с той сферой, из которой исходит Божественная помощь».
И это он советует делать с помощью «повторения Имен Бога» , как это делает половина населения земли. Но в современной цивилизации, преимущественно иудейско-христианской, это перестали делать, – наоборот, используется как ругательное: «Боже, какой кошмар», «Господи Иисусе Христе, какая жара», и т.д.
Но это в основном началось в XX веке. Католические монахи, да и простые миряне, всегда имели четки. Протестанты на каждом своем собрании воспевали славу Всевышнему. У православных христиан всегда придавалось огромное значение повторению Имени Бога.
Вот отрывок из известной и очень рекомендуемой книги, которая будет полезна всем («Откровенные записки странника духовному своему отцу» неизвестного автора):
«Старец принял сие мое прошение с любовию и похвал меня к себе: «Зайди теперь ко мне, я дам тебе книгу святых отцов, из которой ты ясно и подробно можешь уразуметь и научиться молитве при помощи Божией».
Мы вошли в келию, и старец начал говорить следующее: «Нenpeстанная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, никогда не престающее призывание Божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем, при воображении всегдашнего Его присутствия и прошении Его помилования, при всех занятиях, на всяком месте, во всяком времени, даже и во сне. Она выражается в таковых словах: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» И если кто навыкнет сему призванию, то будет ощущать великое утешение и потребность творить всегда сию молитву так, что уже без молитвы и быть не может, и она уже сама собою будет в нем изливаться».
Великий святой, профессиональный врач и учитель йоги Шивананда Свами в своей статье «Духовной дорогой к здоровью и счастью» писал:
«Ум вибрирует негармонично из-за влияния на него энергии Раджаса (страсти) и Тамаса (инерции), симпатия и отвращение, вожделение, жадность, ненависть, страх и ревность. Как можете вы ожидать настоящего счастья и здоровья, когда такое состояние дел доминирует в организме?»
«Основные составляющие здоровой и долгой жизни – это молитвы, джапа (уединенное повторение Святых Имен), киртан (совместное воспевание Святого Имени), медитация, спокойствие, Космическая любовь, умеренность, сдержанность, регулируемая жизнь, свежий воздух, регулярные физические и дыхательные (пранаяма) упражнения, солнечные ванны и здоровое, полноценное питание.
Практикуйте присутствие Бога. Узрейте Его во всех лицах, во всех существах, во всех формах, видьте Его везде. Вы будете наслаждаться реальным миром, здоровьем и счастьем».
А вот строки из его другой замечательной статьи «Божественное Имя»:
«Бог и Его Имя идентичны Они нераздельны. Бог пребывает там, где воспевается Его Имя. Атмосфера становится освященной. Покой, блаженство и чистота одерживают победу. Его Имя несет послание любви. Его Имя освобождает душу от печали, беспокойства и зависимости. Его Имя не знает барьеров и границ. Его Имя очищает порочное низшее «я» и возвышает его, поднимает к величественности универсального сознания и приводит к Богу».
Другой великий святой, государственный деятель, ученый и Учитель Шрила Бхактивинод Тхакур в своей замечательной книге «Шри Харинама Чинтамани» писал:
«Не существует знания более чистого, чем Святое Имя, и не существует обета более могущественного, чем обет повторять Святое Имя. Не существует более эффективной формы медитации, чем медитация на Святое Имя, и никакая практика не приносит больших плодов, чем повторение имени. Нет большего отречения, чем прославление имени, и ничто не может дать большего умиротворения, чем Святое Имя.
В мире нет более благочестивого поступка, чем обращение к Святому Имени; нет цели высшей, чем та, что достигается повторением Имени, ибо Имя дарует высшее освобождение, высшее умиротворение и высшую обитель. Произнесение Святого Имени – высшая форма преданности, самое чистое побуждение живого существа; произнесете Имени – высшее выражение любви и высший способ помнить о Господе. Святое Имя – причина всех причин, оно неотличимо от Всевышнего Господа и потому почитается как высший Учитель и Спаситель».
Поэтому где бы вы ни были, что бы вы ни делали, привыкните повторять или слышать Имя Бога. Эта привычка способна быстро поднять любого человека с уровня невежества до благости, а при желании – и на трансцендентный уровень.
У Бога бесчисленное количество Имен . Вы можете выбрать любое, которое вам ближе: Иисуса, Аллаха, Будды, Иегова, Кришны и т. д. Основные ведические мантры – «Ом Намо Нарайаная», «Ом Намо Бхагаватэ Васудэвайя», «Ом Намах Шивайя». Для нашего века самой сильной и действенной мантрой, как утверждают все ведические Учителя, включая Шивананду Свами, является «Харе Кришна» мантра (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе). Эта молитва призывает удачу и содержит обращение к Господу. Примерный перевод ее таков: «О Всевышний! Пожалуйста, займи меня служением Тебе!»
В северном буддизмеосновной мантрой является «Ом Мани Падме Хум». Есть много различных пониманий и примерных переводов этой мантры. Основные следующие: «ОМ, ты сокровище на лотосе» и «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца, или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». Написана целая книга о смыслах этой мантры, автор которой – Лама Говинда.
В христианстве : «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» (более современный вариант).
В Коранеговорится: «И поминай имя Господа твоего утром, и вечером, и ночью; поклоняйся Ему и восхваляй Его долгой ночью!» (Коран 76:25, 26).
Одни из главных молитв (своего рода мантры) в Исламе и Суфизмеэто: «Аллах Акбар» (смысл фразы в следующем: не существует ничего, что можно было бы сравнить с Богом или противопоставить Ему, и Бог превосходит любое из наших представлений о Нем) и «Ла иллах илла ллах» («Нет божества, кроме Бога, который Един, и единственно Един»).
Конечно, говоря о взглядах основных духовных школ, мы не можем не коснуться Иудейства.
Иудейские мудрецыпоясняют, что лестница, которую патриарх Яаков видел во сне и по которой ангелы Божьи «восходили и спускались», является также символом молитвы. Показывая Яакову во сне лестницу, которая «стоит на земле и достигает до небес», объясняют мудрецы, Бог тем самым показал Яакову, что молитва подобна лестнице, соединяющей землю с небесами, человека с Богом. Осмысленные слова молитв, хорошие результаты, достигаемые молитвами, превращаются в ангелов, которые восходят к Богу, а Бог посылает взамен других ангелов с благословениями. Вот почему Яаков видел во сне, что ангелы «восходят вверх и спускаются вниз», хотя следовало им, казалось бы, раньше спускаться, а затем уже вновь подниматься.
На какой бы ступени «лестницы» человек ни находился, он должен быть погружен в искреннюю молитву и стоя на нижних ступенях (уровень материального выживания, погружение в приобретение материальных благ), и стоя на верхних (бескорыстное служение миру, умиротворение, отсутствие привязанностей).
Многие считают, что в Иудаизме всегда было запрещено повторять и произносить имена Бога. Но это далеко не всегда было так.
Около 3500 лет назад Бог повелел Моисею:
«Так скажи сынам Исраэйлевым: Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род» (Исход 3:15; Псалом 134 [135, Тх]:13).
К Божьему имени относились с трепетом, поскольку оно представляло и характеризовало самого Бога. Ведь Бог сам объявил свое имя и призвал свой народ произносить его, тем более, что в еврейском каноне Библии это Имя появляется 6828 раз. Однако набожные евреи считают неуважительным произносить собственное имя Бога.
Относительно древнего раввинского, не основанного на Торе, запрета произносить имя Бога раввин А. Марморштейн в своей книге «Древнее раввинское учение о Боге» пишет:
«Когда-то этот зanpem [произносить Божье имя] был абсолютно неведом евреям... Ни в Египте, ни в Вавилонии они не знали и не соблюдали предписания, запрещающего произносить имя Бога, тетраграмматон, в повседневных разговорах или приветствиях. Но с 999 века до н.э. по 999 век н.э. такой запрет уже существовал и частично соблюдался».
Откуда же тогда возник запрет на оглашение Божьего имени? Раввин А. Марморштейн отвечает:
«Под влиянием эллинизма, противящегося религии евреев, а также вероотступнического священства и знати возникло правило не произносить тетраграмматон в Святилище [в Иерусалимском храме]».
В пылу рвения не произносить попусту имени Господа они подавляли всякие попытки употреблять это имя и тем самым устраняли или затушевывали то, что отличает истинного Бога от всех других богов. Под натиском религиозной оппозиции и вероотступников евреи перестали употреблять Божье имя.
Однако, как говорит А. Коуэн, «в библейские времена люди смело произносили [Божье имя] в повседневной речи». В Бытии 12:8 сказано, что патриарх еврейского народа Авраам «призвал имя Господа». Большинство тех, кто писал еврейскую Библию, свободно и в то же время уважительно использовали имя Бога вплоть до написания книги пророка Малахии в V веке до н. э. (Руфь 1:8, 9, 17).
Интересно, что первое тысячелетие после того, как Моисей получил Тору на горе Синай, иудеи молились своими словами, от сердца. Это уже значительно позже появились строгие регламентации относительно ежедневных молитв и запрет на произнесение Имени Бога.
На мой взгляд, нам следует использовать и канонические молитвы, особенно написанные просветленными мудрецами, но необходимо также и молиться от сердца, своими словами. Нам следует очень уважительно относиться к Имени Бога, но не настолько, чтобы полностью отказываться от произношения и написания Его.
Один из множества благоприятных моментов, которые человек получает от повторения Имени Бога, – это то, что он прекращает концентрироваться на себе, своем теле и погружается в Высшую реальность (каждый звук имеет определенную форму), приобретает божественные качества, которые являются основой для здоровья, счастья и успеха.
Концентрация на себе усиливает эгоизм и служит причиной множества страданий, концентрация на своем теле усиливает невежество. Мы становимся тем, о чем думаем. А тело, как мы уже говорили выше, находится в невежестве.
Мы живем в удивительное время, когда обычный человек, при желании, может понять эти истины и начать жить в соответствии с ними. В другие эпохи на это требовалось сотни жизней.
Правда, в эту эпоху также очень легко можно деградировать с помощью наркотиков, Интернета, современной культуры в общем, но об этом даже думать не хочется.
Мудрецы прославляли наш век за эту возможность быстрого прогресса, а также за то, что главное средство обретения Божественной любви в наш век очень простое –это повторение Святых Имен Бога.
«Шукадева Госвами продолжал: Мой дорогой царь, воспевание святого имени Господа способно искоренить даже последствия величайших грехов. Поэтому воспевание движения санкиртаны – это самая благоприятная деятельность во всей Вселенной. Пожалуйста, попытайся понять это так, чтобы другие восприняли это серьезно».
Шримад Бхагаватам 6.3.31
Я знаю хороших психологов, которые советуют пациентам повторять эти мантры, совершать бескорыстные поступки, вести более саттвичный образ жизни, и скоро эти несчастные люди, погрязшие в депрессии и страданиях, сами становятся солнцем и источником счастья и вдохновения для других, полностью избавившись от своих проблем.
Спокойствия ума, отсутствие эгоизма и, следовательно, океана Любви всем нам!
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ, ЗДОРОВЫ И УСПЕШНЫ!
В истинном отдавании нет жертвы, нет мучительного лишения себя чего-то нужного или желанного. Отдавать – значит жить, жить – значит учиться, учиться – значит знать, знать – значит расти, расти – значит отдавать, отдавать –значит жить. Таков круговорот жизни, таковы законы бытия.
Свами Чидвнанд Сарасвати
Птицы поют после бури... Почему люди не могут радоваться солнечному свету, доставшемуся им?
Р. Кеннеди
Ум отдающего открыт и спокоен, ибо он в этот момент «вливается» в Даяние, совершаемое всем бытием ежечасно, ради чего каждый пришел в этот мир, к чему мы призваны Богом.
М. Момот
Не критикуйте жену, может, именно эти недостатки не дали ей возможность выбрать лучшего мужа.
Академик А. C. Валявский
Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, ты просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет».
Ричард Бах
Список литературы
Эта книга была написана на основе следующих классических ведических писаний.
Бхагавад-Гита, Шримад-Бхагаватам, Упанишады, а также высказывания учителей Суфизма, Буддизма, Христианства, Иудаизма и современных мыслителей.
Трактаты по Аюрведе: Чарака-Самхита, Сушрута-Самхита, Аштангахридайя-Самхита.
Хита-Падеш – трактат по восточной психологии и педагогике.
Брихат-Парашара-Хора-Шастра – трактат по ведической астрологии.
Также при подготовке этой книги использовались следующие материалы:
Семинары Шиварамы Свами, А.Хакимова, Шивананды
Свами, Вишнудеванады Свами, Бхакти Вигьяны Госвами,
Кундали Прабху, Свами Ситарамананданы.
Курс «Психология йоги» в Шивананда ашраме.
Курс «Лечебная Аюрведа» (Ayurvedic healing course for health care professionals).
Курс ведической астрологии в Американском институте ведических изучений (American Institute of Vedic studies).
Углубленный курс «Лечебная Аюрведа» в том же институте.
Книги Дэвида Фроули, Шивананды Свами, Роберта Свободы, И. Таймни, Вишнудевананданы Свами, Майкла Момота, Свами Рамы.
Я очень благодарен судьбе за то, что она позволила мне соприкоснуться с этими возвышенными личностями, непосредственно или через их семинары, курсы, книги.
ПРИЛОЖЕНИЕ