Прямая есть кратчайший путь между двумя точками.
Один немецкий профессор сказал так: «Можно кое-что знать о духовном мире; но знать о духовном мире можно только то, что заключено в этих тезисах». Затем он преподносил своим ученикам эти тезисы, благодаря которым они могли познать кое-что из духовного мира: «Целое больше своей части», «Суждения не имеют цвета», «Тела имеют протяженность», «Прямая есть кратчайший путь между двумя точками» и так далее. «Вот единственное, что можно знать о духовном мире», — говорит он. Ученикам было страшно скучно на этих лекциях. Но сегодня дело пошло так, что люди стали верить; все, что касается науки, должно быть скучным. — Поэтому учеников по большей части даже воодушевило то, что профессор говорил эти вещи. Впрочем, это лишь промежуточное замечание.
Сама же история такова. Если мы принимаем такие суждения, высказывания, такие суждения, такие тезисы как: «Целое больше своей части», «Прямая есть кратчайший путь между двумя точками», — то затылочная часть головы становится холодной. Характерно то, что задняя часть головы становится холодной. И, поскольку задняя часть головы становится холодной, поскольку человек начинает замерзать, ему сразу же хочется отстраниться от таких тезисов. Они кажутся ему скучными. Замечательно вот что: при скуке задняя часть головы становится холодной. Не весь человек становится холодным, становится холодной задняя часть головы. Задняя часть головы хочет замерзнуть. Она мерзнет не от снега или льда, нет, она мерзнет по причине душевного характера, потому, что человек мыслит о вещах, которые не представляют для него никакого интереса.
Видите ли, можно иронизировать по поводу таких тезисов; но дело в том, что терпеливое и постоянное обдумывание таких фраз, крайне скучное и терпеливое их усвоение — есть верный путь для достижения духовного видения. Достойно внимания следующее: именно то, чего человеку не хочется, должен он выполнять. Я могу сказать вам: для некоторых математика скучна, но вследствие ее трудности, необходимости прилагать усилия, вследствие того, что математика охлаждает затылок, тот, кому приходится изучать математику, с наибольшей легкостью входит в духовный мир, входит именно из-за того, что был холоден и прилагал усилия, занимаясь математикой. Те, кто, преодолев себя, все снова и снова вживается в такие фразы, такие положения, те, кто искусственным образом практикует нечто скучное — те наиболее легким образом приходят в духовный мир.
Я говорил вам: в случае лихорадочного жара, повышения температуры, пульс ускоряется. Человек становится горячим, в его головном мозгу возникает жар. У него начинается жар. И тогда он бредит. — Если же он мучает себя такими фразами, таким тезисами, причем ему совершенно не хочется думать, его кровь не становится подвижнее, застаивается в затылке эта кровь. Вследствие застоя крови сзади скапливаются соли. Соли накапливаются. Внешне проявление этих солей носит двоякий характер. У большинства людей от этого начинает болеть живот. Поскольку они очень быстро замечают эту боль в голове, — дискомфорт в животе возникает у них, когда им приходится обдумывать указанные тезисы, — то они очень скоро прекращают делать это. Когда же человек, несмотря ни на что, продолжает обдумывать такие тезисы, как это делал Ницше40, один из очень значительных людей конца XIX века, который в юности постоянно буквально мучил себя такими тезисами, от этого в его голове происходило сильное отложение солей; Ницше постоянно страдал от мигрени. Видите ли, надо дело поставить так, чтобы ночь обдумывать такие тезисы, не получая при этом мигрени, вызывать отложение солей, не вызывая при этом болей в животе. Необходимо оставаться полностью здоровым человеком, но при этом уметь искусственным образом создавать в себе скуку. Итак, тот, кто честно говорит вам, как вступают в духовный мир, должен сказать вам, сначала вы должны суметь искусственно создавать в себе скуку, в ином случае вам не удастся войти в духовный мир.
Присмотритесь к современности. Что хочет современность? В настоящее время скучное хотят изгнать. Куда только не побегут люди, чтобы не было скучно! Они хотят развлекаться постоянно. Но что означает это постоянное желание развлекаться? Оно представляет сбой бегство от духа. Ничего иного оно не означает. Наше время постоянно хочет развлечений. Оттуда, где может появится нечто духовное, наше время стремится тут же убежать прочь. Об этом не знают, это происходит бессознательно. Однако такое желание развлекать себя — есть бегство от духа. Это именно так. Только те могут приобщиться к духу, кто не отвращается от него, оставляет развлечения и искусственным образом вживается в указанные положения, тезисы. Если человек углубляется в это настолько, что может вживаться в такие фразы, не получая при этом мигрени или болей в животе, если он действительно может выдерживать многочасовое вживание в такие фразы, тогда у него есть возможность постепенно придти к духовному созерцанию.
Но здесь должно еще произойти одно изменение. А именно, начиная с определенного момента, человек замечает: при вживании в указанные тезисы они начинают преобразовываться, трансформироваться. — Пусть я долго размышлял: «Большой треугольник больше, чем его части». Если я размышляют об этом долго, то фраза для меня трансформируется. Теперь она заинтересовывает, ведь я получаю воззрение такого вида; если здесь у меня находится треугольник, я беру от него одну четвертую часть и хочу выделить ее, она начинает расти (изображается на рисунке) так, что становится неверно, что «целое больше, чем его часть». Четвертая часть внезапно оказывается больше. — Я вижу, что четвертая часть больше, и теперь я вынужден сказать: «Целое меньше, чем его часть». (Это предложение записывается на доске.)
Вот теперь я проработал себя до того, как это выглядит в духовном мире. Оно выглядит противоположно по отношению к физическому миру. В физическом мире целое всегда больше своей части; в духовном мире часть больше целого. Вы не сможете, например, познать человека, если вы не знаете, что часть больше целого. Современная наука всегда стремится разглядеть мельчайшее. Но если бы вы захотели изучить печень человека, то при рассмотрении ее здесь, в физическом мире, она выглядит меньше чем человек. Если же вы хотите созерцать ее духовно, она растет и разрастается в нечто огромное, при этом печень становится целым мирозданием, целой Вселенной. Не учитывая этого, нельзя изучать печень духовным образом.
Следовательно, вы должны в первую очередь добросовестно отнестись к тезису: «Целое меньше чем его часть», и «Часть больше целого». Точно так же, если вы долго обдумывали тезис: «Все тела имею протяженность», настолько долго, что даже оказались под угрозой заморозить задний отдел вашего головного мозга, то тогда все тела сворачиваются, сжимаются, теряют свою протяженность, так что в конце концов вы получаете суждение: «Ни одно тело не обладает протяженностью». (Предложение записывается на доске.)
А теперь нечто забавное, — впрочем забавно это лишь в физическом мире, в духовном мире это в высшей степени серьезно. Видите ли, вы, возможно, сочтете, что нет большей глупости, чем то, что я скажу: в местечке А, допустим Букстехубе — состоялось судебное заседание, где был вынесен приговор, высказаны суждения, которые не окрашены в какой-либо цвет, бесцветны. В местечке Б под названием Триппштриль тоже было вынесено суждение, оно тоже бесцветно, не окрашено. — Однако, если вы будете долго обдумывать это предложение, то суждения получают окраску, становятся цветными. И точно так же как вы можете сказать: «Роза красная», вы можете сказать: «Суждение (приговор) в Букстехубе грязно-желтый, а суждение в Триппштриле — красное. Могут быть суждения, окрашенные в красивый красный цвет, но такое происходит редко. Видите ли, так вы врастаете в предложение: «Все суждения, вынесенные людьми, имеют цвет». — Только теперь человек обретает ту точку зрения, с которой он способен мыслить о духовном мире, ибо этот последний имеет свойства противоположные свойствам физического мира: суждения имеют цвет. (Предложение записывается на доске.)
Прямая является кратчайшим путем между двумя точками — это верно и дается в качестве одной из первых теорем геометрии. Для физического мира это верно, насколько что-либо вообще может быть верным. Но если подолгу обдумывают следующее: если некто, находящийся не в физическом, а в духовном мире, хочет придти от деревни А в деревню Б, то самой короткой дорогой для него окажется, если он побежит по полуокружности (изображается на рисунке); отсюда вы получаете суждение:
Прямая есть длиннейший путь между двумя точками. (Предложение записывается на доске.)
Целое меньше своей части.