Школьных трудностей у детей 6-7 лет
(по методике М. М. Безруких)
Основная цель подобного обследования- выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике; выявление слабых звеньев в развитии, которые требуют специфической и неспецифической коррекции.
Раннее прогнозирование школьных трудностей, основанное на оценке функционального развития ребенка и состояния его здоровья, - один из вариантов определения готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Раннее прогнозирование школьных трудностей позволяет ответить на ряд вопросов:
• есть ли в развитии ребенка слабые звенья и факторы риска,
которые требуют специальной компенсации или повышенного
внимания педагогов и родителей;
• какой вариант обучения (программа, режим) будет в большей
мере соответствовать индивидуальным особенностям и возможностям ребенка;
• какие трудности в процессе обучения наиболее вероятны, ка-кие варианты компенсации и коррекции дадут наибольший эффект;
• необходима ли специальная адаптивная работа с ребенком до
школы.
Методика раннего прогнозирования строится как интегральная диагностика развития ребенка, включающая функциональное развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений, зрительного восприятия и ряда интегративных способностей. Комплекс показателей, выбранных для интегральной диагностики, основан на результатах специальных исследований о причинах и характере школьных трудностей на начальных этапах обучения и о значимости отдельных показателей функционального развития для формирования ба-
зовых школьных навыков. Методика предусматривает количественную оценку факторов риска в развитии ребенка.
Методика включает:
• анализ раннего развития и состояния здоровья по результатам
ответов родителей на вопросы анкеты 1 и 2. В случае необходимости могут быть привлечены данные специальных медицинских исследований;
• анализ показателей деятельности и общего развития;
• анализ школьно-значимых показателей функционального раз
вития: координации движений, зрительного восприятия, зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных интеграции.
В дополнительное обследование входит методика определения степени мануальной асимметрии (ведущей руки), а также комплексная оценка зрительного восприятия.
Что необходимо для проведения основного и дополнительного обследования: тетрадь тестовых заданий; дополнительные тестовые задания; цветные карандаши, ручка с хорошим шариком; чистые листы бумаги; шелковый шнур; счетные палочки; простейшие геометрические фигуры из толстого картона (дерева, пластмассы) разного цвета и размера; карточки лото; кубики (конструктор, мозаика); ножницы, открытка для вырезания; небольшой мяч, лучше теннисный; иголка с ниткой и бусины (шнурок и пуговицы); канцелярские скрепки; набор флаконов и баночек с завинчивающимися крышками.
Тестовый буклет для оценки зрительного восприятия: набор предметов для определения предпочитаемой руки в сложных случаях (катушка ниток, два сосуда с узким горлом или колбы, спицы -2 штуки, гайка и гаечный ключ из детского конструктора, узкий цилиндр, карточки детского лото, ластик, пипетка и маленькая бутылочка).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1 «Развитие ребенка до школы»
Внимательно прочтите вопросы и отметьте то, что было характерно или характерно сейчас для вашего ребенка (если это проявляется часто или всегда, поставьте «+»). .
В возрасте до года:
выраженное беспокойство, крикливость;
нарушение сна;
плохой аппетит, частые срыгивания;
плохая прибавка в весе;
плохая реакция на звук, свет;
очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;
нарушение тонуса мышц, судороги;
повышение внутричерепного давления;
частые простудные заболевания;
тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.
В возрасте от 3 до 5 лет:
чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает во сне, часто просыпается и т. п.);
страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);
тики (непроизвольное подергивание век, мышц лиц, шеи, навязчивые движения, обкусывание ногтей);
частые простудные заболевания; хронические заболевания;
трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
заикание.
В возрасте 5-6 лет:
частые хронические заболевания, операции, травмы;
импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, настойчивая болтовня;
нарушение сна;
страхи;
«навязчивые движения», «кривляние»;
боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
трудность общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, непонимание своего статуса и принятых правил поведения, общения);
трудность манипулирования мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. п.);
трудность концентрации внимания на определенном задании, неумение работать сосредоточенно, без отвлечений;
нежелание учить стихотворения, трудность запоминания; нарушения звукопроизношения.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ№ 2 «Расскажите о своем ребенке»
1. Что больше всего любит делать ваш ребенок?
2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?
3. Что может вызвать у него большую радость?
4. Что ему активно не нравится?
5. Что дается трудно?
6. Что у ребенка вызывает обиду; гнев; слезы?
7. Какие действия и поступки вашего ребенка вас раздражают;
вызывают гнев; выводят из себя; беспокоят?
8. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как
вы реагируете на его капризы?
9. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны, и стараетесь их избежать?
10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют)
вас больше всего?
Показатели деятельности и общего развития Комплексная оценка интеллектуального развития дошкольника в процессе подобного обследования (при экспресс-диагностике) довольна, сложна. Однако беседа с ребенком и ряд заданий позволяют определить общий запас сведений и знаний, уровень развития логического мышления, способность классифицировать предметы, явления, выделять сходство и различие, умение рассуждать и т. п. В то же время следует подчеркнуть, что высокий уровень интеллектуального развития не гарантирует отсутствия школьных проблем, так как главное значение в их возникновении имеют нарушения деятельности. Неспособность понять инструкцию или осмыслить задание целиком, невозможность сосредоточенно, без отвлечений и дополнительного подстегивания выполнить задание, неумение работать обдуманно, по плану, а не методом проб и ошибок, самостоятельно оценить правильность выполнения заданий и другие подобные нарушения или затруднения в деятельности ребенка являются значительно более весомым фактором риска при возникновении школьных проблем, чем отсутствие каких-либо знаний.
Внимание! Показатели организации деятельности необходимо оценивать при выполнении каждого задания.
Задание 1.Покажи, какой рисунок не подходит к остальным.
Задание 2.Покажи, где нарисована посуда.
Задание 3.Покажи, на какой картинке больше карандашей, а на какой картинке больше морковок.
Дополнительное задание: посчитай, сколько всего предметов на каждой картинке.
Задание 4.Эти картинки изображают разную погоду. Какую?
Задание 5.Покажи, у какого вагона четыре колеса, а у какого четыре окошка.
Анализ организации деятельностиможно проводить по следующим показателям:
Задание 6.Внимательно посмотри, из каких фигур составлена цепочка, и постарайся дорисовать ряд.
Задание1. Придумай окончания предложений.
• Если принести сосульку в теплую комнату, то ...
• Летом можно бегать босиком, потому что...
• Если отпустить воздушный шарик, то...
• Если насыпать песок в сито, то...
Любое из этих заданий можно дополнить и при необходимости усложнить.
Внимание! При выполнениикаждого задания оценивается не только качество выполнения этого задания, но и показатели организации деятельности.
Показатели деятельности | Варианты оценки. Звездочка (♦) -неблагоприятный вариант |
Способность ребенка понять инструкцию | Понимает инструкцию сразу, не требует дополнительных разъяснений; не понимает с первого раза, но принимает помощь и самостоятельно выполняет аналогичное задание; * не понимает инструкцию и не принимает помощи |
Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать | Действует в определенном порядке, работает без отвлечений; суетлив, быстро отвлекается, требует постоянного контроля, но положительно реагирует на слова «подумай», «будь внимателен», «не отвлекайся» и т. п.; * хаотичен, не способен организовать свою деятельность даже с посторонней помощью |
Длительность работы без отвлечений | 15-20 минут; 5-10 минут; * не может работать без отвлечений |
Отношение к неудаче | Спокойно реагирует, сам исправляет, принимает помощь; относительно спокойно реагирует, не нервничает; * замыкается или плачет, отказывается от работы |
Темп работы | Работает достаточно быстро; работает медленно, спокойно; * работает очень медленно, нервничает, отвлекается |
Речевое развитие
Проверка уровня речевого развития может проводиться не специально, а в ходе беседы и деятельности ребенка.
Если необходимо, то в качестве специального задания может быть составление рассказа по последовательным картинкам.
Задание 8.Составь рассказ по этим картинкам и расскажи в нем, что произошло.
При этом оцениваются:
• запас слов (умение правильно подобрать слова);
• способность правильно строить предложения;
• грамматическая правильность речи (падежи, единственное и
множественное число и т. п.);
• понимание (способность правильно понять, оценить ситуацию, составить короткий рассказ);
• умение понимать речь, способность понимать вопросы и пространно отвечать на них;
• качество звукопроизношения и артикуляции (задание: назови,
что нарисовано на картинках);
• звуковая сторона речи (темп, интонационная окраска, владение голосом).
Специально оценивается умение определять близкие по звучанию звуки и выделять на слух отдельные звуки в слове. Для такой оценки можно дополнительно использовать картинки.
Задание 9. Скажи, что нарисовано на картинках (см. с. 94), и назови те слова, в которых есть звук (т), (р), (ш), (з) или др. Задание можно варьировать.