Диагностические возможности методики.
• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно
действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему
условий задачи.
• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.
• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких
движений.
Условия проведения. Методика проводится фронтально. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.
Инструкция.Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. А я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону нужно проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете - ждите пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что нужно провести линию направо, вы ее
проводите вот так - к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она указывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клеточки налево - к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?
После того как даны все объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.
Экспериментатор. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее - самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.
Экспериментатор. Теперь поставь карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка
направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать узор.
Предоставляет детям 1,5-2 минуты на самостоятельное продолжение узора.
Экспериментатор. Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх... .
Через 1,5-2 минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо...».
Все рисуемые узоры приведены в рис. 1 и 2. По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, экспериментатор и ассистент собирают у детей листки. Общее проведение методики обычно составляет около 15 минут.
Рис. 2 Оценка результатов.
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
• точное воспроизведение узора (неровность линии, «дрожащая линия», «грязь» и т. п. не учитываются) - 4 балла;
• воспроизведение, содержащее ошибки в одной линии - 3 балла;
• воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла;
• воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором - 1 балл;
• отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 до 16 баллов.
Итоговые уровни:0-5 баллов - низкий уровень; 6-10 баллов - средний уровень; 11-16 баллов - высокий уровень.
Приложение 2
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (по методике М. Р. Гинзбург)
Цель:выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.
Для шестилетних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:
1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, -учебный.
2. Широкие социальные мотивы, основанные на понимании
общественной необходимости учения, - социальный.
3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять
новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.
4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например,
подчинение требованиям взрослых и т. п.,- внешний.
5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу, - игровой.
6. Мотив получения высокой отметки - отметка.
Воснову предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
Инструкция.Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки разговаривали про школу (если эксперимент проводится с мальчиком, то в рассказе фигурируют мальчики).
Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходила». (На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 -внешний мотив.)
Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы училась». (Выкладывается, карточка с рисунком 2 -учебный мотив.)
Третья девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Выкладывается карточка с рисунком 3 - игровой мотив.)
Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». (Выкладывается карточка с рисунком 4 - позиционный мотив.)
Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 - социальный мотив.)
Шестая девочка сказала: «Я хожу в . школу, потому что мне нравится получать пятерки». (Рисунок 6 - мотив отметка.)
После рассказа о девочках (мальчиках) экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:
• Кто, по-твоему, из них прав? Почему?
• С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
• С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ