Выяснение функций плечевого пояса

1) Докажите, что плечевой пояс не только соединяет кости руки с осевым скелетом, но и увеличивает подвижность руки.

Для этого положите левую руку на правую ключицу и медленно поднимайте правую руку. Правая ключица остается неподвижной, пока рука поднимается до горизонтального положения, после чего приходит в движение. Какое из этих движений происходит при участии плечевого пояса?

2) Выясните, участвует ли в движении руки вверх лопатка, или оно осуществляется только за счет ключицы.

Опустите поднятую руку, после чего нащупайте другой рукой нижний угол правой лопатки. Теперь поднимите правую руку вверх и убедитесь, что при подъеме руки до горизонтального уровня лопатка неподвижна, а при продолжении движения вверх до вертикального положения лопатка смещается вверх и в сторону. Это происходит потому, что мышцы спины, поворачивая лопатку плечевым суставом вверх, приводят плечо в вертикальное положение. Какова роль лопатки в движении руки?

ТЕМА «ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ»

Выяснение функций венозных клапанов

Предварительные пояснения.

Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Поднимите одну руку вверх, а другую опустите вниз. Спустя минуту обе руки положите на стол. Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается вначале красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется как будто ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены?

Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

ТЕМА «ДЫХАНИЕ»

1.Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания.

2.Нащупайте щитовидный хрящи, и не отнимая руки, сделайте глотательное движение. Изменяется ли при глотании положение хряща? Объясните результаты.

3.Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Представьте, что вы находитесь под водой и вдох представляет угрозу для вашей жизни. Измерьте максимальное время задержки дыхания. Почему вы неизбежно сделаете вдох. Даже при этом вы можете захлебнуться и утонуть?

4.Проверьте проходимость воздуха через носовые ходы, используя следующий прием: необходимо закрыть одну ноздрю, а ко второй поднести легкий кусочек ваты. В случае проходимости носовых ходов струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать ее к носовому отверстию при вдохе.

5.Сила и тембр голоса во многом зависят от резонаторов. Убедитесь в этом, проделав следующий опыт: надуйте щеки и щелкните по щеке – раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щек. Почему звук слышится хуже?

ТЕМА «ПИЩЕВАРЕНИЕ»

1.Изучите зубы с помощью зеркала: рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Какая часть находится в ячейке челюстной кости?

2.Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало отличаются от резцов (по сравнению с хищными животными)? С чем это связано?

3.Протрите зубы чистым носовым платком. Определите, есть ли налет на зубах. С чем он связан? Почему его надо регулировать?

4.Определите положение околоушных слюнных желез. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей, с левой и правой сторон. Почувствуйте, как во рту появляется слюна

5.Определите местоположение поднижнечелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см. от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

6.Рассмотрите язык, десны, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Почему эпителий слизистой оболочки твердого неба и десен имеют хорошо выраженное ороговение?

7.Высушить язык, положить на него кусок хлеба, лимона. Сравнить в каком случае слюна появляется быстрее.

8.Пронаблюдайте, как во рту пересыхает при волнении.

9.Найдите на теле проекцию желудка, печени, аппендикса.

ТЕМА «ПОКРОВЫ ТЕЛА»

1.Вода не смачивает и не растворяет жир. В этом не трудно убедиться, если потереть пальцами лезвие безопасной бритвы и осторожно положить бритву плашмя на поверхность воды, налитой в блюдце. Бритва плавает, так как кожный жир, оставшийся на ее поверхности, отталкивает воду, не дает ей смочить металл. Добавьте в воду немного мыльной пены. Почему через некоторое время бритва тонет? Почему вода с мылом лучше очищает кожу?

2.Возьмите бумажную салфетку и крепко прижмите ее к лицу. Затем возьмите салфетку в руки и рассмотрите жирные пятна. Они помогут установить, на каких участках лица кожа жирная, а на каких – сухая. Вспомните, как надо ухаживать за лицом и волосами в зависимости от типа кожи.

3.Перед тем как употреблять шампунь, налейте воду в стакан и прилейте в него немного шампуня. Взболтайте и посмотрите, есть ли осадок. В случае его появления употреблять его не стоит: он рассчитан на воду другой жесткости.

Наши рекомендации