Тема «высшая нервная деятельность»
РАБОТА №13 ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Цель работы:выявление объема кратковременной памяти.
Оборудование:лист бумаги с подготовленным текстом из 25 слов, часы.
Ход работы:
1.В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст, затем отложите и закройте его.
2.В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.
3.Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.
4.По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.
Определение характеристик объема памяти
Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. |
13-17 | Объем памяти хороший. |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна. |
5.Сделайте вывод по объему вашей памяти.
РАБОТА №14 ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
Цель: изучить физиологические основы внимания. Определить величину колебания внимания.
Оборудование:крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундой стрелкой.
Ход работы:
1.Посмотрие рисунок усеченной пирамиды и пронаблюдайте иллюзию, при которой она вам видна то с вершины, то с широкого основания.
2.За 30 секунд (сигнал подает учитель) посчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды (пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас).
При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую линию, не глядя на нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя.
3.Увеличьте полученное число на 2, запишите значение - число колебаний за 1 минуту.
4.Величину колебания можно уменьшить волевым усилием. Поставьте перед собой цель – как можно дольше удерживать каждое изображение. Измерьте величину колебания в этом случае.
5Оцените свои результаты: (не более 11- очень устойчивое внимание; 12-20 – средней устойчивости, более 20 раз – недостаточно устойчивое).
6.Сделайте вывод по работе.
САМОНАБЛЮДЕНИЯ
ТЕМА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
Определение индивидуального профиля асимметрии головного мозга
Определение ведущей руки
-Быстро, не задумываясь, перекрестите пальцы рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки (сверху правая рука-1 балл, левая-0).
-Скрестите руки (встаньте в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается на предплечье другой руки (правая-1 балл, левая-0).
-Попробуйте завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы заводит правая рука-1 балл, левая-0)
Определение ведущей ноги
-Закиньте ногу на ногу. Сверху оказывается ведущая нога (правая-1 балл, левая-0)
-Сделайте несколько шагов с места. Рулеткой измерьте длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычислите среднюю арифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее (шаги правой ноги длиннее-1 балл, левой-0)
Определение ведущего глаза
-Моргните одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
-Посмотрите в «подзорную трубу» из пальцев. Руки подносятся обычно к ведущему глазу (ведущий правый глаз в обоих заданиях-2 балла, левый глаз-0)
Определение ведущего уха
-Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха, к говорящему подставляется ведущее ухо, т. е. ухо которым легче и быстрее осознается услышанное (ведущее правое ухо-1 балл, левое-0)
Оценка результатов:
Подсчитайте все полученные баллы.
8 баллов – «чистый правша»
0 баллов – «чистый левша»
1 – 7 баллов – амбидекстр
Иннервация кожи
Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Ногтем проведите, но коже. Почему вначале появляется белая полоска, а спустя некоторое время – красная? Объясните, почему через некоторое время эта полоска исчезают и никаких следов от раздражения не остается.
ТЕМА «АНАЛИЗАТОРЫ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ»