Тема «общий обзор строения организма человека»
ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ
Биология. Человек
КЛАСС
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА «ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»
РАБОТА №1 РАССМАТРИВАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ (ЭПИТЕЛИАЛЬНОЙ, СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ, МЫШЕЧНОЙ, НЕРВНОЙ)
Цель:закрепить знания о тканях, умения различать их строение, знать их функции, продолжить отработку умений работать с микроскопом.
Оборудование:таблица «Типы тканей», тестовые задания, микроскопы, микропрепараты с различными видами тканей.
Ход работы
1.Тест
Выберите из перечня для каждого типа тканей особенность строения и функции тканей:
1. Эпителиальная.
2. Соединительная.
3.Мышечная.
4.Нервная.
Особенности строения ткани:
А) Клетки звездообразной формы с множеством отростков.
Б) Имеются 3 разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.
В) Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.
Г) Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.
Функции тканей:
а) двигательная;
б) осуществляет взаимосвязь тканей;
в) защитная;
г) опорная;
д) транспортная.
2.Рассмотрите микропрепараты тканей и зарисуйте небольшой участок ткани,показывающий характер расположения клеток, их строение и тип межклеточного вещества (если оно есть)
3.Сделайте выводы по работе.
ТЕМА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
РАБОТА №2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЛЕКСОВ И ФУНКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цель: проведение функциональных проб и раскрытие функций различных отделов головного мозга.
Оборудование:таблицы с изображением головного и спинного мозга.
Ход работы
1. Выполните следующие задания, результаты занесите в таблицу:
НАБЛЮДЕНИЯ | ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ | ОТДЕЛ МОЗГА |
1.Раздражение внутреннего угла глаза | ||
2.Сделать подряд несколько глотательных движений, после 3-4 раза это становится невозможным. | ||
3.Попадание в нос посторонних частиц, вирусов. | ||
4.Учитель стучит по столу, прикасается к учащемуся – рефлекс «Что такое?» | ||
5.Пальцем отведенной руки коснуться кончика носа | ||
6.Один учащийся кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед должен удерживать руку, а затем неожиданно отпустить. | ||
7.Принять неустойчивое положение: руки соединить в замок, прижать к груди и сблизить локти, ноги поставить по одной линии: пятка – к носку, глаза закрыть. |
2.Сделайте выводы о проделанной работе.
Изменение пульса при разной мышечной работе
Число пульсовых ударов в 1 мин. | ||
при покое | после 10 приседаний | |
в положении сидя | в положении стоя | |
5.Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.
6.Сделайте вывод по работе.
РАБОТА №7. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ
Цель: научиться накладывать жгут; уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системе.
Оборудование:резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Ход работы:
1.Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
2.Забинтуйте место условного повреждения артерии.
3.Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как ……………..
б) Жгут следует накладывать ……….. места повреждения, так как …………….
в) Жгут надо накладывать так, чтобы …………………..
г) Жгут надо держать примерно ………… часа, так как ……………...
4.Сделайте выводы о проделанной работе.
ТЕМА «ДЫХАНИЕ»
РАБОТА №8 ИЗМЕРЕНИЕ ОБХВАТА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ В СОСТОЯНИИ ВДОХА И ВЫДОХА
Цель:выяснить функциональные возможности дыхательной системы как показателя здоровья.
Оборудование:мерная лента.
Предварительные пояснения. При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно меняется ее обхват. В состоянии вдоха он больше, а в состоянии выдоха меньше. Изменение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки. Чем она больше, тем больше может быть увеличена грудная полость, а легкие больше набрать воздуха.
Для того, чтобы измерить грудную клетку, необходимо приподнять руки и наложить измерительную ленту так, чтобы на спине она касалась углов лопаток, а на груди проходила по нижнему краю сосковых кружков у мужчин и над молочными железами у женщин. Во время измерения руки должны быть опущены.
Ход работы:
1.Измерение на вдохе: глубоко вдохните - мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать.
2.Измерение на выдохе: сделайте глубокий выдох - плечи не опускать, не сутулиться.
3.Оцените полученные результаты: в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха у взрослых равна 6 – 9 см.
4.Сделайте вывод по работе.
ТЕМА «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
РАБОТА №9 ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ
Цель: убедиться, что в слюне имеются ферменты, способные расщеплять крахмал до глюкозы.
Оборудование:кусок накрахмаленного сухого бинта величиной с ладонь, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход работы:
1.Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду (в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода до получения жидкости цвета крепко заваренного чая).
2.Смочите слюной ватную палочку и напишите ее букву на накрахмаленном бинте.
3.Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся -1-2 минуты (действие фермента проявляется только при температуре 36-38 С).
4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Наблюдайте, как окрасится кусочек бинта.
5.Сделайте вывод о действии ферментов слюны на крахмал.
РАБОТА №10 ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ
Цель: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Оборудование:штатив с 3 пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца (к белку сырых куриных яиц добавить воды (1:1), тщательно перемешать, добавить к раствору 0,5 ч л соли, профильтровать через тонкий слой ваты и прокипятить; остудить), натуральный желудочный сок, 0,5% раствор NaОН, водяная баня, лед.
Ход работы:
1.В каждую пробирку поместите хлопья куриного белка и прилейте по 1 мл желудочного сока.
2.Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37С.
3.Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
4.В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5% раствора NaОН и поставьте ее на водяную баню при температуре 37С.
5.Через 30 минут рассмотрите содержимое пробирок.
6.Заполните таблицу:
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
7.Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
РАБОТА №11 СОСТАВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Цель:научиться составлять пищевой суточный паек с учетом расхода ккал (вида физического труда).
Ход работы:
1.Составьте пищевой паек, из расхода 3000 ккал и 4-х разового питания.
2.Укажите время приема пищи.
3.Подсчитайте число белков, жиров, углеводов и калорий в составе пищевого пайка.
4.Заполните таблицу.
Суточный рацион питания.
Время приема пищи | Этапы приема пищи | Продукты, питания | Ккал. | Содержание | ||
белки | жиры | углеводы | ||||
1. завтрак | ||||||
2.обед | ||||||
3.полдник | ||||||
4.ужин |
5.Сделайте вывод о проделанной работе.
ТЕМА «ПОКРОВЫ ТЕЛА»
РАБОТА №12 СТРОЕНИЕ КОЖИ, ВОЛОС И НОГТЕЙ
Цель: изучить с помощью лупы и микроскопа внешнее и внутреннее строение кожного покрова, производных кожи – волос и ногтей.
Оборудование: лупа, микроскоп.
Ход работы:
1.Рассмотрите под лупой тыльную поверхность руки. Она как бы разделена на ромбики и треугольники, на углах которых находятся поры, из них выходят стержни волос.
А) Рассмотрите строение волоса. Найдите основные его части. Зарисуйте волос.
В) Объясните, почему ромбики и треугольники на поверхности кожи кажутся блестящими.
2.Изучите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Найдите мелкие отверстия устий протоков потовых желез. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
3.Рассмотрите ноготь, чем он образован? Как доказать, что в ногте отсутствуют кровеносные и нервные окончания.
4.Обратите внимание на кожу подушечек пальцев. Что мы можем сказать об отпечатках пальцев каждого человека? Объясните, почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев.
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
САМОНАБЛЮДЕНИЯ
ТЕМА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
Определение ведущей руки
-Быстро, не задумываясь, перекрестите пальцы рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки (сверху правая рука-1 балл, левая-0).
-Скрестите руки (встаньте в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается на предплечье другой руки (правая-1 балл, левая-0).
-Попробуйте завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы заводит правая рука-1 балл, левая-0)
Определение ведущей ноги
-Закиньте ногу на ногу. Сверху оказывается ведущая нога (правая-1 балл, левая-0)
-Сделайте несколько шагов с места. Рулеткой измерьте длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычислите среднюю арифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее (шаги правой ноги длиннее-1 балл, левой-0)
Определение ведущего глаза
-Моргните одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
-Посмотрите в «подзорную трубу» из пальцев. Руки подносятся обычно к ведущему глазу (ведущий правый глаз в обоих заданиях-2 балла, левый глаз-0)
Определение ведущего уха
-Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве остроты слуха, к говорящему подставляется ведущее ухо, т. е. ухо которым легче и быстрее осознается услышанное (ведущее правое ухо-1 балл, левое-0)
Оценка результатов:
Подсчитайте все полученные баллы.
8 баллов – «чистый правша»
0 баллов – «чистый левша»
1 – 7 баллов – амбидекстр
Иннервация кожи
Известно, что симпатические нервы сужают кровеносные сосуды кожи, а парасимпатические их расширяют. Ногтем проведите, но коже. Почему вначале появляется белая полоска, а спустя некоторое время – красная? Объясните, почему через некоторое время эта полоска исчезают и никаких следов от раздражения не остается.
Аккомодация глаза
Предварительные пояснения.
Под аккомодацией понимают способность глаза к ясному видению разноудаленных предметов. В основе аккомодации лежит способность глаза изменять преломляющую силу оптической системы за счет изменения кривизны хрусталика.
Через тонкую марлю, натянутую на деревянную рамку, посмотрите на печатный текст, находящийся на расстоянии около 50 см от ваших глаз. Если вы фиксируете свой взгляд на буквах, то нитки марли становятся плохо видимыми. Если же вы фиксируете взгляд на нитях марли, то невозможно ясно видеть текст, буквы постоянно расплываются. Следовательно, нельзя одинаково ясно видеть и сетку, и букву.
Определение остроты слуха.
Приставьте к уху механические часы и отставляйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см.) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднюю цифру. Таким образом, найдите свою слуховую чувствительность
Выявление нарушения осанки
1.Встаньте спиной к стене, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2.Попробуйте между поясницей и стеной просунуть ладонь, а потом кулак.
Оценка результатов: осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, кулак проходить не должен.
ТЕМА «ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ»
ТЕМА «ДЫХАНИЕ»
1.Сделайте глотательное движение. Что происходит в это время с дыханием? Объясните причину взаимосвязи дыхательных движений и глотания, используя знания о строении органов дыхания.
2.Нащупайте щитовидный хрящи, и не отнимая руки, сделайте глотательное движение. Изменяется ли при глотании положение хряща? Объясните результаты.
3.Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. Представьте, что вы находитесь под водой и вдох представляет угрозу для вашей жизни. Измерьте максимальное время задержки дыхания. Почему вы неизбежно сделаете вдох. Даже при этом вы можете захлебнуться и утонуть?
4.Проверьте проходимость воздуха через носовые ходы, используя следующий прием: необходимо закрыть одну ноздрю, а ко второй поднести легкий кусочек ваты. В случае проходимости носовых ходов струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать ее к носовому отверстию при вдохе.
5.Сила и тембр голоса во многом зависят от резонаторов. Убедитесь в этом, проделав следующий опыт: надуйте щеки и щелкните по щеке – раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щек. Почему звук слышится хуже?
ТЕМА «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
1.Изучите зубы с помощью зеркала: рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Какая часть находится в ячейке челюстной кости?
2.Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало отличаются от резцов (по сравнению с хищными животными)? С чем это связано?
3.Протрите зубы чистым носовым платком. Определите, есть ли налет на зубах. С чем он связан? Почему его надо регулировать?
4.Определите положение околоушных слюнных желез. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей, с левой и правой сторон. Почувствуйте, как во рту появляется слюна
5.Определите местоположение поднижнечелюстных слюнных желез. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см. от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
6.Рассмотрите язык, десны, твердое и мягкое небо, язычок, миндалины. Почему эпителий слизистой оболочки твердого неба и десен имеют хорошо выраженное ороговение?
7.Высушить язык, положить на него кусок хлеба, лимона. Сравнить в каком случае слюна появляется быстрее.
8.Пронаблюдайте, как во рту пересыхает при волнении.
9.Найдите на теле проекцию желудка, печени, аппендикса.
ТЕМА «ПОКРОВЫ ТЕЛА»
1.Вода не смачивает и не растворяет жир. В этом не трудно убедиться, если потереть пальцами лезвие безопасной бритвы и осторожно положить бритву плашмя на поверхность воды, налитой в блюдце. Бритва плавает, так как кожный жир, оставшийся на ее поверхности, отталкивает воду, не дает ей смочить металл. Добавьте в воду немного мыльной пены. Почему через некоторое время бритва тонет? Почему вода с мылом лучше очищает кожу?
2.Возьмите бумажную салфетку и крепко прижмите ее к лицу. Затем возьмите салфетку в руки и рассмотрите жирные пятна. Они помогут установить, на каких участках лица кожа жирная, а на каких – сухая. Вспомните, как надо ухаживать за лицом и волосами в зависимости от типа кожи.
3.Перед тем как употреблять шампунь, налейте воду в стакан и прилейте в него немного шампуня. Взболтайте и посмотрите, есть ли осадок. В случае его появления употреблять его не стоит: он рассчитан на воду другой жесткости.
ЛАБОРАТОРНЫЙ
ПРАКТИКУМ
Биология. Человек
КЛАСС
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА «ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»
РАБОТА №1 РАССМАТРИВАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ СТРОЕНИЯ ТКАНЕЙ (ЭПИТЕЛИАЛЬНОЙ, СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ, МЫШЕЧНОЙ, НЕРВНОЙ)
Цель:закрепить знания о тканях, умения различать их строение, знать их функции, продолжить отработку умений работать с микроскопом.
Оборудование:таблица «Типы тканей», тестовые задания, микроскопы, микропрепараты с различными видами тканей.
Ход работы
1.Тест
Выберите из перечня для каждого типа тканей особенность строения и функции тканей:
1. Эпителиальная.
2. Соединительная.
3.Мышечная.
4.Нервная.
Особенности строения ткани:
А) Клетки звездообразной формы с множеством отростков.
Б) Имеются 3 разновидности ткани, основной особенностью которых является способность клеток сокращаться.
В) Клетки лежат рыхло; межклеточное вещество хорошо развито.
Г) Клетки плотно лежат в один или несколько слоев и способны к быстрой регенерации; имеется большое количество желез.
Функции тканей:
а) двигательная;
б) осуществляет взаимосвязь тканей;
в) защитная;
г) опорная;
д) транспортная.
2.Рассмотрите микропрепараты тканей и зарисуйте небольшой участок ткани,показывающий характер расположения клеток, их строение и тип межклеточного вещества (если оно есть)
3.Сделайте выводы по работе.
ТЕМА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
РАБОТА №2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕФЛЕКСОВ И ФУНКЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Цель: проведение функциональных проб и раскрытие функций различных отделов головного мозга.
Оборудование:таблицы с изображением головного и спинного мозга.
Ход работы
1. Выполните следующие задания, результаты занесите в таблицу:
НАБЛЮДЕНИЯ | ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ | ОТДЕЛ МОЗГА |
1.Раздражение внутреннего угла глаза | ||
2.Сделать подряд несколько глотательных движений, после 3-4 раза это становится невозможным. | ||
3.Попадание в нос посторонних частиц, вирусов. | ||
4.Учитель стучит по столу, прикасается к учащемуся – рефлекс «Что такое?» | ||
5.Пальцем отведенной руки коснуться кончика носа | ||
6.Один учащийся кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед должен удерживать руку, а затем неожиданно отпустить. | ||
7.Принять неустойчивое положение: руки соединить в замок, прижать к груди и сблизить локти, ноги поставить по одной линии: пятка – к носку, глаза закрыть. |
2.Сделайте выводы о проделанной работе.