Глава 9. Гигиена голоса и предупреждение дисфонии у детей
Безусловно, степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.
При здоровом голосовом аппарате можно рассчитывать на хорошие результаты в работе. Заболевания голосовых складок, тонзиллит, болезнь носоглотки, гайморит, заболевание щитовидной железы и другие отрицательно сказываются на звучании речи.
Хорошая физическая закалка оказывает благотворное влияние на общее состояние человека, а значит, на его голосовой аппарат.
Одним из самых важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.
С целью предупреждения нарушений голоса в детском возрасте следует проводить профилактические мероприятия. Проведение их в первую очередь является задачей родителей, воспитателей детского сада, учителей, которые должны целенаправленно разъяснять правила гигиены голоса, обучать детей разговаривать спокойно и тихо в соответствии с ситуацией, избегать чрезмерно громкой речи и пения. Эффективность этой работы во многом зависит от личного окружения ребенка. Родители, учителя должны создавать образцы для подражания. Следует запрещать всякого рода шум, громкий разговор, крик, визг как проявления низкого культурного уровня.
Важно помнить, что вокальный репертуар следует подбирать с учетом возрастного диапазона голоса: в возрасте 7 лет от «cl» до «с2», а в возрасте 9—13 лет — от «а» до «с2» — у мальчиков и «hl» — «e2» у девочек.
Особое внимание должно уделяться гигиене голоса в период мутации.
Большинство исследователей настаивают на голосовом режиме и считают, что пение в этот период противопоказано. Однако опытные педагоги могут правильно определить физиологически оптимальную тональность и проводить индивидуальное обучение. Следует избегать пения в хоре в период мутации, хотя индивидуальное сольное пение под руководством опытного педагога может быть полезным.
Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, повышающем иммунитет к различным заболеваниям, о формировании уравновешенного активного поведения и хорошего бодрого настроения.
Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное, состояние слизистой оболочки глотки и гортани.
Помещения, в которых длительное время находятся дети, должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: хорошо проветриваться, подвергаться влажной уборке, обладать определенными акустическими возможностями.
Таким образом, знания по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания и повышению выносливости голоса позволяют не только исправить нарушения голоса при функциональных и органических заболеваниях голосового аппарата, но и развить природные качества голоса.
Список литературы
1.Алмазова Е.С Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 1973. — 168 с.
2.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М, 1975. — 306 с.
3.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда. — М: Просвещение, 1989.
4.Бабанский Ю.К., Поташник М.Н. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. — Киев, 1984. — С. 12-14.
5.Бадалян О.Л. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984.
6.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1977.
7.Боддогоева А.А. Использование технических средств обучения на уроках сценической речи. — М., 1977. — 112 с.
8.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М, 1977. — 175 с.
9.Брослаев И.С. Произвольное управление дыханием у человека. — Л., 1975. — 234 с.
10. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. —
М., 1981.
П. Василенко Ю.С. Определение времени максимальной фонации для оценки функционального состояния гортани // Вопросы патологии верхних дыхательных путей // Тр. МНИИ уха, горла и носа. — М., 1973.—Вып. XIX. — С. 132-136.
12.Василенко Ю.С, Иванченко Г.Ф. Микроларингостро-боскопическое исследование больных с функциональными заболеваниями гортани // Вестник отоларингологии. — 1978. — № 3. - С. 69-73.
13.Василенко Ю.С, Орлова О.С, Уланов СЕ. Нарушения голоса в период мутации. Особенности фонопедической работы: Методические
14.Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. — М., 2002.
15.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990. — 448 с.
16.Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки развития языка: Книга- для логопеда. — М.: Просвещение, 1987.
17.Виноградов Д. Постановка дыхания и голоса. — М., 1917. - 110с.
18.Воронцова Т.Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики. — Автореф. дис. .., канд. пед. наук. — М., 1966.
19.Гаращенко Т.Н., Астахова Е.С., Радциг Е.Ю. Роль эндоскопии в диагностике заболеваний гортани у детей // Российская оториноларингология. 2002, № 1 (Приложение).
20.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
21.Гончарук Л.Е. Психотерапия в комплексном лечении больных с функциональными дисфониями и афониями // Вестник от оториноларингологии. — 1984. — № 6.
22.Детский голос. Экспериментальное исследование / Под ред. В.Н. Шацкой. — М.: Педагогика, 1970.
23.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. - 675 с.
24.Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М.: Медицина, 1990.
25.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М.: Просвещение, 1996.
26.Ермолаев В.Г., Морозов В.П., Лебедева Н.Ф. Руководство по фониатрии. — Л., 1970. — 272 с.
27.Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958. — 370 с.
28.Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Речь и мышление. - М., 1963. - С. 219-271.
29.Зарицкий Л.А., Тринос В.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия. — Киев, 1987. — 234 с.
30.Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. Изд. 4-е. - М., 1937. - 114 с.
31.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешского. М.: Медгиз, 1962.
32.Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. — М., 1961.
33.Ибрагимова СИ., Телеляева Л.М. Узелки голосовых складок: диагностика, клиника, лечение // Вестник отоларингологии. - 1983. - № 3. - С. 44-47.
34.Кононова И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей 1-го года жизни // Научные труды ЦИУВ. — М., 1974.
35.Лаврова Е.В., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Значение фонопедии в реабилитации больных с функциональными нарушениями голоса // Вестник оториноларингологии. — 1984. - № 4. - С. 55-59.
36.Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. — М.-Л., 1939.
37.Линклэйтер К. Освобождение голоса. — М., 1993. — 176 с.
38.Львов М.Р. Риторика. — М., 1995. — 256 с.
39.Максимов И. Фониатрия / Пер. с болгар. В.Д. Сухарева. - М., 1987. - 288 с.
40.Малютин Е.Н. Экспериментальная фонетика и научные основы постановки голоса. — Орел, 1924. — 15 с.
41.Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1969.
42.Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л., 1988. — 184 с.
43.Морозов А.Б., Симбирцева О.И., Ачкасова Г.А., Захарова А.Ф. Состояние и перспективы развития фониатрической помощи населению РСФСР // Современные методы диагностики и лечения заболеваний гортани // Рос. сб. науч. тр. МНИИ уха, горла и носа. - Вып. XXXIV. - 1988. - С. 162-168.
44.Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика в коррекцион-но-логопедической работе со взрослыми заикающимися. — Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Л., 1981.
45.Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральным параличом и особенности логопедической работы с ними: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1974.
46.Раздольский В.А. Применение звукоусиленной речи в логопедической работе с заикающимися. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1977.
47.Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. — М., 1964.
48.Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М., 1979. — 160 с.
49.Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП: Руков. для врачей / Под ред. Н.М. Маджидова. — Ташкент: Медицина, 1979.
50.Степанова Г.М. Особенности фонопедической работы у детей, страдающих дисфонией, вызванной перенапряжением голоса // Актуальные вопросы фониатрии. — М., 1996.
51.Степанова Г.М. Фоновосстановительные занятия с детьми при узелках голосовых складок и хронических ларингитах: Учебное пособие. — СПб., — 1998.
52.Степанова Е.Ю. Диагностические возможности непрямой ларингоскопии у детей // Актуальные вопросы фониатрии. — М., 1996.
53.Таптапова С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984. — 110 с.
54.Телеляева Л.М. и др. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.
55.Фомичев М.И. Основы фониатрии. — Л., 1949. — 187 с.
56.Тонкова-Ямпольская Р.В. Формирование второй сигнальной системы у детей. — М.: Просвещение, 1970.
57.Чарели Э.М. Методическое пособие по технике речи. — Свердловск, 1962.
58.Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление. — Л., 1993.
59.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М.: Просвещение.
60.Шиленкова В.И., Карелина И.Б. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых. — Ярославль, 2005.
61.Юрьев Л.П., Бех В.Р. Диспансерное наблюдение больных хроническими заболеваниями гортани // Материалы межобластной научно-практической сессии МНИИ уха, горла и носа. 10-12 октября 1967 г. — Калуга, 1967. — С. 38-40.
62.Adaczyk В. Trening. i psychoterapiaw metodzie «echii». Lo-gopedia, 1971, 10, 46. Щ
63.Amorelli V, Pirooddi P., Bossi M., Sambataro G. Laa fono-astenia. Aspectti clinica e patogenetici. Otorinolaringplogia, 1988, 38, 2, 133-138.
64.Andrews M.L. Some communication problems encountered in voice therapy with children. — Lang. Speech Hear. Serv. Sch., 1973, 4, 66-71.
65.Andrews M.L. Manual of voice treatment. San Diego, 1995, 622 p. -
66.Aronson A.E. Clinical voice disorders. 3rd edition: Thieme New York, 1990, 396 p.
67.Bigenzahn W., Hofler H. Zur Therapie psychogener Apho-nien mittels endolaryngealer Faradisation. Laryngol., Rhinol., Otol.,
1986, 65, 11, 659-661
68.Brodnitz F.S. Voice problem of the actor and singer. — J. Speech Hear. Disord., 1954, 19, 322-324.
69.Brodnitz F.S. Psychologycal considerations in vocal rehabilitation. — J. Speech Hear. Disord., 1981, 46, 21-26.
70.Farlane S. Mc, Lavorato A. Treatment of psychogenic hy-perfunctional voice disorders // Voice Disorders, New York, Thime-Strabton, - 1983, p. 31-37.
71. Foniatria Kliniczna. Pod red. A. Pruszewicza, Warszawa,
1992, 422 p. *
72. Frangouli A., Agatiello M. Preventive voice workshops for
school teachers // Care of the Professional Voice and Phonomicro-
surgery. International Symposium. Athens, September 25—27, 1997,
p. 78.
73. Froeschels E. Chewing method as therapy. A discussion with
some philosophical conclusions. — Archives of Otolarynology, 1952,
56, 427.
74.Greene M. The voice and its disorders. — 4-th Edit Tun-bridge Wells.: Bitman need, 1980, IX.—484p.
75.Greene M., Mathienson L. The voice and its disorders / 5th Edit. — London and New Jerey: Whurr Publishers, 1995. — 425 p.
76.Hartmann E. Becbachtungen bei Stimmprufungen an kunft-igen Paddagegen. Zeitschrift fur Phonetik und allgemeeine Sprech-wissenschaft, 1960, 13, 36-40.
77.Heidelbach I.G. Uber die Methodic, Wertigkeit und den Nutzen laryngologist—phoniatrischer sowie desangpadagoggisch-physiologischer Untersuchung fyr die Eignung zum Sangerberuf. Med. Habil-Schr. Dresden, 1976.
78. Heidelbach I.G. Frequency and kind of voice disturbances of
patients with a vocal intensive, profession in the phoniatric practice.
Analysis of more than 50000 patients. Acta phhoniatr. lat, 1988, 10,
3, 328-331.
79. Holbrook A, Rolnick M. and Bailey С Treatment of vocal
abuse disorders using a vocal intensity controller. J. Speech Hear.
Disord., 39, 1974, p. 298-303.
80. Huffman L., Mc Reynolds L. Auditory sequence learning in
children. - J. Speech Hear. Res., 1968, 11, 179-188.
81.Gundermann H. Uber die Bedeutung; Notwendikeit, Indika-tion und practische Durchfuhrung komplexr Stimmbehandlungen in Rahmen eines stationaren Heilverfahrens (Stimmheilkur). H.N.O., 1984, 32, 7, 302-306.
82.Imre V. Berufsbendingte Stimmstroerungen / Monatsschift fur Ohrenheiekunde und Laryngo-Rhinologie, 1951, 85, 2, 103—
106.
83. Karlovich R.S. Sensory interaction: Perception of loudness
during visual stimulation. — J. Acoust. Soc. Am., 1968,44, 570—575.
84.Boone D.R. The Voice and Voice Therapy. Ed. 3. Prentice -Holl Inc., Englewood Cliffs, NJ, 1971.
85.Kirschbach W. Comparison of Dysphonia in Candidates for and Students Of Education and in Teachers. Congressus otolaryn-gologicus Pragae, Abstracts, 1964, 40—41.
86.Kotby M.N. The accent method of voice therapy. — San Diego, California, 1995. — 109 p.
87.Laver J., Hanson R. Describing the normal voice // Speech Evaluation in Psychiary, edited by J.k > Darby. Grune and Stratton Inc., New York, 1981.
88.Agnani S. II proffessionista vocale artitico; Proposta di una scheda clinica che facilliti 1' approccio foniatico. Otorinolaryngolo-gia, 1988, 38, 6, 509-512.
89.Martin S., Darnley L. The teaching voice. — London: Whurr Publishers Ltd, 1996, 164 p.
90.Milutinovic Z., Cvejic D. Milicevic N., Kosanovic R. Vocal behaviour therapy in phononeuroses. Acta phoniatr. lat. 1988, 10, 3,
231-235.
91. Milutinivic Z. Classification of Voice Pathology. Folia Phoni
atr. Logop. 1996; 48, 6, 301-308.
92. Pahn J. Atiologie und phoniatrische Therapie bei akuten
Stimmversgen in Sprecher und Sangerberufen. HNO-Praxix. 1983,
8, 4, 283-289.
93.Pahn J., Friemert K. Differntial diagnostishe und terminolo-gishe Erwagungen bei sogenanten funktionellen Storungen in neu-ropsychiatrischen und phoniatrischen Fachgebeit. 2 Fhoniatrischer Aspect. Folia phoniatr. 1988, 40, 4, 168-174.
94.Pronovost W, Kingman L. Thr teaching of Speaking and Listening in the elementary School. Logmans, Green and Co., New
York, 1959.
95. Prosek R.A., Montgomery A.A., Walden B.E., Schwartz D.M.
EMG biofeedbak in the treatment of hyperfunction voice disorders. —
J. Speech Hear. Disord., 1978, 43, 282-294.
96. Punt N. A. The Singer's and Actor's Throat. The Vocal Mechanism of the Professional Voice User and Its Care in Health and Disease, Ed.3. Williams Heinemann Medical Books, Limited,
London, 1979.
97. Sataloff R.T. Physical examination of the professional
singer. - J. Otolarygol., 1983, 12, 277-281.
98. Schultz-Coulon H.J., Fues C.P. The Lombard reflex as a test
of vocal function. - HNO, 1976, 24, 200-204.
99. Schultz-Coulon H.J. The neuromuscular phonatory control
system and vocal function. — Acta Otolaryngol. (Stockh.), 1978, 86,
142-153.
100. Smith S. & Thyme K. Accentmetoden. — Herning: Special
Paedagogisk Forlag, 1978. — 105 p.
101. Rammage L.D., Nichol H., Morrison M. The voice clinic;
An interdisciplnary approach. J. Otolaryng., 1983, 12,5, 315-318.
102. Sedlacek K, Sedlackova E. Posuzovani Profesionalnich Hla-
sovych Poruch (a navrhem na zpresneni vyhlasky). Pracovni Le-
karstvi, 1964, 16, 6, 250-254.
103. Seigel A.W., AllikJ.P. A development study of visual and auditory shortterm memory. Learning Research and Development
Center, U. of Pittsburg, 1973
104. Siegert C. Die Aussagekraft polygraphischer Untersuchung im Rahmen der Phoniatrischer Beurteilungen und Begutachtungen bei Lehren, Lehrestudent und Gesangstudenten. Papers, Vll Congress UEP, Jyvaskyla, 1978.
105. Skelly M., Donalddson R.S., Scheer G.E., Guzzardo M.R. Dysphonias associated with spinal bracing in scoliosis. — J. Speech Hear. Res., 1971, 36, 368-376.
106. Stemple J.C., Weiler E., Whitehead W, Komray R. Electromyographic biofeedback training with patients exhibiting a hyper-functional voice disorder. — Laryngoscope, 1980, 90, 471-476.
107.Van Riper C. Speech Correction, Principles and Methods, Ed.6, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, N.J., 1978.
108.Wendler J., Seinder W. Phoniatric care of actors and singers mirrored in our basis documentational. Acta phoniatr. lat. 1988, 10, 3, 332-335.