Координация движений артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата
Г.Т. Бекбулатов (1969) указывает, что организм может восстановить утраченную функцию за счет включения компенсаторных возможностей той или иной системы. Известно, что компенсации лучше поддаются системы, связанные с компонентом движения. Голосовой аппарат является именно такой системой. Для активизации подвижности черпаловидных хрящей и голосовых складок автор рекомендует вокальные упражнения на стаккато, для этого используются пропевания трезвучий по ступеням, нисходящий пентахорд, пение гласных на одном звуке, пение арпеджио. Суть упражнений заключается в пении без форсирования звука.
Большой вклад в разработку фонопедических приемов восстановления голоса при органических и функциональных нарушениях внесли Е.С. Алмазова (1973), С.Л. Таптапова (1962, 1971, 1978, 1984, 1991). Предлагаемые ими и их учениками методы коррекции голоса свидетельствуют об эффективности комплексного подхода к проблеме восстановления голосовой функции.
Е.С. Алмазова, С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова применяют специальную дыхательную гимнастику, голосовые и вокальные упражнения при различных нарушениях голоса.
В работах Е.В. Лавровой (1975, 1978) излагаются дифференцированные методы восстановления голоса у больных с парезами и параличами гортани, после удаления образований голосовых складок, при хронических ларингитах и функциональных нарушениях голоса. Она считает, что основной задачей логопедической работы является ликвидация патологического навыка голосообразования и формирование правильного голосового стереотипа. Для этого она рекомендует следующую этапность: психотерапия, постановка физиологического дыхания, выработка новых кинестезий и координация функционирования дыхательной, артикуляционной и голосовой мускулатуры. Закрепление и автоматизация, навыков отрабатывается в специально подобранных вокальных упражнениях.
В Дании и скандинавских странах широкое распространение получил акцентный метод, предложенный Svend Smith (1978), который основан на ритмическом чередовании ударных и безударных речевых единиц. Основу метода составляет обучение пациентов умению сознательно управлять подскладковым давлением. Вначале проводятся занятия по тренировке «глубокого» дыхания, далее переходят к голосовым упражнениям, которые выполняются в различном ритме. Kotby (1995) применял метод при различных нарушениях голоса и речи весьма успешно, считая что акцентный метод может быть использован как для коррекции, так и для профилактики нарушений голоса. Метод заключается в объединении следующих направлений: абдоминально-диафрагмального дыхания, владения ритмом и артикуляцией, координации движения. По мнению Arndt, этот метод требует от логопеда музыкальности и развитого чувства ритма больше, чем другие методики.
На первом этапе сопряженно произносятся звуки и слоги, фонация сопровождается определенными движениями руки. На втором этапе речевые движения сочетаются с танцем. Далее проговаривание осуществляется с одновременным отстукиванием африканских ритмов под бубен. На заключительном этапе совершенствуются голосовые модуляции, расширяется диапазон звучания. Упражнения выполняются в медленном, среднем и быстром темпах. В каждом конкретном случае упражнения подбираются индивидуально.
Достоинством метода, безусловно, является сочетание фонации и развитие общей моторики. Однако для русскоговорящих пациентов этот метод не может быть столь эффективным, как у лиц, пользующихся языком с фиксированным ударением, поскольку в русском языке ударение динамично. Другим недостатком, с нашей точки зрения, является тот факт, что обучение ведется в отрыве от процесса коммуникации, а заучиваются определенные шаблонные интонемы и акцентонемы.
В последние годы за рубежом получил распространение метод, предложенный Sovijarvi (1984), получивший название «Stabilization Phenomenon». Суть метода заключается в сбалансированности (синергизме) ларингеальной мускулатуры и достижении симметричности и синхронности работы мышц. С помощью специальных упражнений достигается эластичность голосовых складок. Упражнения подбираются индивидуально для каждого обучающегося и усложняются на каждом этапе тренировки.
Основное внимание уделяется тренировке абдоминального дыхания, специально подобранным фонетическим упражнениям, предпочтение отдается йотированным звукам. Фонационные упражнения координируются с движением. Занятия продолжаются в течение 2 минут, за занятие выполняется 3—5 упражнений, нагрузка возрастает каждые 2—3 недели. Курс обучения от 2 до 6 месяцев.
Хотя программа позволяет добиться стабильности звучания, преодолеть асимметрию, у некоторых пациентов закрепляется твердая атака голосообразования и напряженный голос.
Не менее интересной кажется и методика Forchhammer (1974), которая базируется на философии, что «целое» состоит из компонентов, которые его составляют. Поэтому корригируя определенный компонент, можно улучшить «целое». Патологическое состояние рассматривается как разбалансировка между подскладковым давлением и эластичностью и подвижностью голосовых складок. Важными моментами в терапии являются контакт между обучающим и обучаемым, активность и сознательность в процессе занятий, умение управлять эмоциональным состоянием. В процессе тренировки используются релаксационные и дыхательные упражнения, упражнения на координацию общей моторики, голосовой тренинг и артикуляционная гимнастика.
Глава 6. Подготовка голосового аппарата к звучанию