Глава 2. Психотерапия в комплексной реабилитации детей с нарушениями голоса
Важное место в системе коррекционных мероприятий у больных с нарушениями голоса занимает психотерапия.
Психотерапия предполагает индивидуальный подход к пациенту с учетом его возраста, особенностей личности, характера и длительности расстройства голоса. Основными средствами рациональной психотерапии являются беседа, убеждение, отвлечение, вселение уверенности в успех предлагаемого лечения. Главная задача — активное и сознательное включение пациента в процесс восстановительного лечения, создание положительного фона для адаптации в обществе.
Уже при первой встрече с больным важно установить контакт, найти правильный подход к нему, так как от этого в значительной степени зависит весь дальнейший ход реабилитации. Выявляются жалобы пациента, составляется представление о круге его интересов, отношении к собственному заболеванию, его взаимоотношениях с окружающими, характерологических особенностях ребенка.
Важное внимание уделяется объяснению причин нарушения голоса. Для этого используются специальные схемы. Объясняя механизм нарушения, следует устранить неправильное тягостное представление о болезни, в доступной форме раскрыть механизм нарушения и наметить пути выхода из болезненного состояния. Демонстрация магнитофонных записей голоса детей, прошедших курс лечения, личные встречи с ними оказывают положительное воздействие на пациентов.
Рекомендуется широко использовать метод отвлечения от болезненной фиксации внимания на голосовых нарушениях, для этих целей можно применять игровые ситуации, различные технические средства, работу над дыханием, артикуляционной моторикой и т.п. Особое значение придается поощрению, так как большинство детей и подростков болезненно переживают свои неудачи, имеют резко заниженный уровень притязания в условиях «неуспеха».
Таким образом, благодаря рациональной психотерапии можно добиться адекватного отношения пациента к собственному голосу (при этом важно исключить как недооценку голосового нарушения, так и переоценку болезненного состояния). Обучающийся должен четко представлять сущность нарушения, видеть перспективу реабилитации и принимать участие в этом процессе.
Не менее важным является обучение методам саморегуляции, в частности, аутогенной тренировке (АТ). Занятия аутогенной тренировкой позволяют путем самовнушения достичь состояния релаксации, мышечного расслабления, а затем проводить целенаправленное воздействие на те или иные вегетативные и психические процессы. С помощью АТ удается сделать детей и подростков более резистентными в отношении
психотравмирующих воздействий, тем самым предотвратить рецидивы.
Кроме того, АТ позволяет преодолеть мышечное напряжение дыхательной и фонаторной мускулатуры, что в свою очередь закрепляет правильный механизм фонации.
АТ как метод релаксации особенно полезен при гипертонусных дисфониях, узелках и полипах голосовых складок, психогенных афониях, но он используется и при иных нарушениях голоса у лиц эмоционально-возбудимых, неуравновешенных, раздражительных и астенически-ослабленных. Больные па фоне общей и локальной мышечной релаксации овладевают кинестетическими мышечными ощущениями движений глотки и гортани, благодаря чему фонопедические занятия становятся более осознанными и эффективными.
Глава 3. Постановка дыхания
Основными ошибками фонационного дыхания являются неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.
Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи ключичного или верхнереберного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным.
Для устранения подобных ошибок большое значение уделяется воспитанию активности диафрагмы и нижних ребер, развитию носового дыхания.
Первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию.
Воспитание дыхания и развитие голоса — это единый процесс. Те качества дыхания, которые необходимы в процессе фонации, корректируются и развиваются в процессе звучания; во время выполнения специально подобранных, постепенно и дозированно усложняющихся дикционных и голосовых упражнений. Процесс значительно ускоряется при выполнении динамических упражнений, которые способствуют развитию дыхания и оказывают косвенное воздействие на совершенствование фонационной мускулатуры. Основное внимание при подборе упражнений направлено на: воспитание навыка координированной работы мышц, участвующих в осуществлении вдоха и выдоха; тренировку носового дыхания; умение произвольного расслабления; выработку длительного и экономного выдоха, обеспечивающего процесс фонации. Все упражнения подбирается по принципу соединения тренировочных гимнастических дыхательных упражнений со звучанием. Каждый вырабатываемый навык закрепляется на специальном, постепенно усложняющемся, текстовом материале, что, в свою очередь, ускоряет автоматизацию и позволяет добиться хорошего звучания в спонтанной речи.
Комплекс дыхательных упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:
=> Статические дыхательные упражнения, основная задача которых — воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием. => Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации. => Фонационные дыхательные упражнения.
Те качества дыхания, которые необходимы для речевой деятельности, корригируются и развиваются в процессе фонации, во время проговаривания постепенно усложняющихся заданий. Сочетание фонационных упражнений с лечебной гимнастикой значительно ускоряет процесс автоматизации, способствует развитию дыхания и косвенно совершенствует дыхательную мускулатуру.
На подготовительном этапе занятия начинают со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки и гласные. Вместе с тем у некоторых обучающихся приходится начинать упражнения в положении лежа, так как закрепившийся патологический навык фонации оказывается стойким.
На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.
На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.