Глава 6. Психологическое обследование
Психологическое обследование направлено на выявление личностных особенностей пациентов, связанных с нарушением коммуникативной функции речи, определение первичных и вторичных проявлений, изучение характерологических особенностей, самооценки голоса и уровня притязаний.
ММРI (Миннессотский многофазный личностный тест)
Психологическую характеристику составляют на основании наблюдения за поведением обследуемых на занятиях, в общении с окружающими. Кроме того, проводятся дополнительные исследования.
Одним из наиболее информативных тестов является Минессотский многофазный личностный тест (ММРI), состоящий из 550 утверждений, затрагивающих различные аспекты жизни человека. Обследуемый должен определить, «верно» или «неверно» предлагаемое ему для оценки утверждение. Далее выбираются «значимые» ответы и проводится дальнейшая обработка по 10 шкалам, количественно отражающим индивидуальные особенности человека в момент исследования.
1 -я шкала — степень озабоченности состоянием своего здоровья;
2-я шкала — уровень снижения настроения (депрессии);
3-я шкала — демонстративность поведения и вегето-эмоциональные нарушения (склонность к истерическим реакциям);
4-я шкала — уровень социальной дезадаптации;
5-я шкала — выраженность у испытуемого интересов, свойственных противоположному полу: у мужчины — сензитивность, женственность, у женщины — решительность, мужественность;
6-я шкала — чувствительность к мнению окружающих, ригидность;
7-я шкала — тенденция к образованию навязчивых мыслей, страхов, сомнений;
8-я шкала — своеобразие мышления и поведения;
9-я шкала — уровень психической и двигательной активности;
10-я шкала — степень замкнутости субъекта.
Первые три шкалы — невротическая триада. 6-я, 7-я и 8-я называются психотическими.
Однако, несмотря на информативность и достоверность результатов, тест весьма сложен для интерпретации и требует длительного времени для исследования. Поэтому он используется его выборочно для более углубленного исследования, в основном у больных, лечившихся в условиях стационара.
Изучение факторов интраверсии-экстраверсии и невротизма
Используется опросник Айзенка, форма В, содержащий 57 вопросов, позволяющих достаточно быстро определить факторы экстраверсии-интраверсии и уровень невротизма. Обследуемым предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы утвердительно или отрицательно. По специальным шкалам оценивается уровень экстраверсии-интраверсии и невротизма.
Определение уровня тревожности
Для определения уровня тревожности используется методика И.Д. Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1976).
Тест представляется надежным и информативным способом самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личностной тревожности. Тестируемому предлагается оценить предлагаемое суждение в баллах.
По шкале личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) итоговый показатель располагается в диапазоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей оценивают уровень тревожности: до 30 баллов — низкий, от 31 до 44 — умеренный, от 45 — высокий.
Тест Спилберга позволяет получить информацию о некоторых особенностях образа жизни, наличии у обследованных вегетативных и эмоциональных расстройств, психологической дезадаптации, психосоматических заболеваний, наследственной предрасположенности, а также о психотравмирующих ситуациях.
Изучение самооценки личности
Самооценка личности изучается по адаптированной автором методике С.А. Будаси (1971). Целью исследования является нахождение количественного уровня самооценки.
Обследуемому предлагается выбрать из предложенного списка слова, характеризующие его представление о том, какими чертами он хотел бы обладать и какими обладает в действительности. В первый ряд выписывают слова, характеризующие «идеал» с положительной стороны (от 10—20 слов), а затем такой же ряд составляют для отрицательных качеств, т.е. тех характеристик, которыми «идеал» обладать не должен. Это эталонные ряды.
Далее обследуемый из составленных им рядов выбирает те черты, которые присущи ему. При обработке материала для каждого множества подсчитывается коэффициент самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству, определяемый как отношение числа выбранных для себя черт к числу аналогичных в эталонном ряду.
Если коэффициент по «положительному множеству» близок к единице, обследуемый переоценивает себя. Коэффициент, близкий к единице по «отрицательному» множеству, свидетельствует о повышенной критичности и недооценки своей личности. Коэффициент, близкий к нулю по «положительному» множеству, говорит о недооценке собственных возможностей, по «отрицательному» — о завышенной некритичной самооценке.
Изучение самооценки дефекта голоса и речи
Для самооценки речи и голоса используется модифицированная методика Дембо-Рубинштейн, позволяющая оценить степень осознанности своего здоровья и нарушения голоса.
Испытуемому предлагают отметить свое место на вертикальных прямых, дав оценку своему здоровью, речи, голосу, успеху и счастью, при этом считается, что верхняя граница — показатель нормы, а нижняя граница — болезненное состояние.
Кроме этого, больным предлагают отметить свое место, сравнив себя с одноклассниками и соседями по палате.
Результаты позволяют судить об отношении обследуемых к своему собственному нарушению, определить адекватность самооценки, степень фиксации на голосовом дефекте.
Одновременно оценка степени нарушения голоса осуществляется бригадой аудиторов, сопоставление самооценки и оценки аудиторской бригады позволяет судить о фиксированности больного на собственном заболевании.
РАЗДЕЛ III
Психогенная афония