Глава 6. Психологическое обследование

Психологическое обследование направлено на выявление личностных особенностей пациентов, связанных с нарушени­ем коммуникативной функции речи, определение первичных и вторичных проявлений, изучение характерологических особен­ностей, самооценки голоса и уровня притязаний.

ММРI (Миннессотский многофазный личностный тест)

Психологическую характеристику составляют на основании наблюдения за поведением обследуемых на занятиях, в обще­нии с окружающими. Кроме того, проводятся дополнительные исследования.

Одним из наиболее информативных тестов является Минессотский многофазный личностный тест (ММРI), состоя­щий из 550 утверждений, затрагивающих различные аспекты жизни человека. Обследуемый должен определить, «верно» или «неверно» предлагаемое ему для оценки утверждение. Да­лее выбираются «значимые» ответы и проводится дальнейшая обработка по 10 шкалам, количественно отражающим индиви­дуальные особенности человека в момент исследования.

1 -я шкала — степень озабоченности состоянием своего здо­ровья;

2-я шкала — уровень снижения настроения (депрессии);

3-я шкала — демонстративность поведения и вегето-эмоциональные нарушения (склонность к истерическим реакциям);

4-я шкала — уровень социальной дезадаптации;

5-я шкала — выраженность у испытуемого интересов, свой­ственных противоположному полу: у мужчины — сензитивность, женственность, у женщины — решительность, муже­ственность;

6-я шкала — чувствительность к мнению окружающих, ри­гидность;

7-я шкала — тенденция к образованию навязчивых мыслей, страхов, сомнений;

8-я шкала — своеобразие мышления и поведения;

9-я шкала — уровень психической и двигательной актив­ности;

10-я шкала — степень замкнутости субъекта.

Первые три шкалы — невротическая триада. 6-я, 7-я и 8-я называются психотическими.

Однако, несмотря на информативность и достоверность ре­зультатов, тест весьма сложен для интерпретации и требует длительного времени для исследования. Поэтому он использу­ется его выборочно для более углубленного исследования, в основном у больных, лечившихся в условиях стационара.

Изучение факторов интраверсии-экстраверсии и невротизма

Используется опросник Айзенка, форма В, содержащий 57 вопросов, позволяющих достаточно быстро определить фак­торы экстраверсии-интраверсии и уровень невротизма. Обсле­дуемым предлагается заполнить анкету, ответив на вопросы ут­вердительно или отрицательно. По специальным шкалам оце­нивается уровень экстраверсии-интраверсии и невротизма.

Определение уровня тревожности

Для определения уровня тревожности используется методи­ка И.Д. Спилберга, адаптированная Ю.Л. Ханиным (1976).

Тест представляется надежным и информативным спосо­бом самооценки уровня реактивной (ситуативной) и личност­ной тревожности. Тестируемому предлагается оценить предла­гаемое суждение в баллах.

По шкале личностной тревожности (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ) итоговый показатель располагается в диапа­зоне от 20 до 80 баллов. При интерпретации показателей оце­нивают уровень тревожности: до 30 баллов — низкий, от 31 до 44 — умеренный, от 45 — высокий.

Тест Спилберга позволяет получить информацию о некото­рых особенностях образа жизни, наличии у обследованных ве­гетативных и эмоциональных расстройств, психологической дезадаптации, психосоматических заболеваний, наследствен­ной предрасположенности, а также о психотравмирующих си­туациях.

Изучение самооценки личности

Самооценка личности изучается по адаптированной авто­ром методике С.А. Будаси (1971). Целью исследования являет­ся нахождение количественного уровня самооценки.

Обследуемому предлагается выбрать из предложенного списка слова, характеризующие его представление о том, каки­ми чертами он хотел бы обладать и какими обладает в дейст­вительности. В первый ряд выписывают слова, характеризую­щие «идеал» с положительной стороны (от 10—20 слов), а затем такой же ряд составляют для отрицательных качеств, т.е. тех характеристик, которыми «идеал» обладать не должен. Это эта­лонные ряды.

Далее обследуемый из составленных им рядов выбирает те черты, которые присущи ему. При обработке материала для каждого множества подсчитывается коэффициент самооценки по «положительному» и «отрицательному» множеству, опреде­ляемый как отношение числа выбранных для себя черт к числу аналогичных в эталонном ряду.

Если коэффициент по «положительному множеству» бли­зок к единице, обследуемый переоценивает себя. Коэффици­ент, близкий к единице по «отрицательному» множеству, сви­детельствует о повышенной критичности и недооценки своей личности. Коэффициент, близкий к нулю по «положительно­му» множеству, говорит о недооценке собственных возможнос­тей, по «отрицательному» — о завышенной некритичной само­оценке.

Изучение самооценки дефекта голоса и речи

Для самооценки речи и голоса используется модифициро­ванная методика Дембо-Рубинштейн, позволяющая оценить степень осознанности своего здоровья и нарушения голоса.

Испытуемому предлагают отметить свое место на вертикаль­ных прямых, дав оценку своему здоровью, речи, голосу, успеху и счастью, при этом считается, что верхняя граница — показа­тель нормы, а нижняя граница — болезненное состояние.

Кроме этого, больным предлагают отметить свое место, сравнив себя с одноклассниками и соседями по палате.

Результаты позволяют судить об отношении обследуемых к своему собственному нарушению, определить адекватность са­мооценки, степень фиксации на голосовом дефекте.

Одновременно оценка степени нарушения голоса осу­ществляется бригадой аудиторов, сопоставление самооценки и оценки аудиторской бригады позволяет судить о фиксирован­ности больного на собственном заболевании.

РАЗДЕЛ III

Психогенная афония

Наши рекомендации