Глава 3. Распространенность нарушений голоса и речи у детей и подростков

Проблема ранней диагностики, уточнения этиологии и лечения нарушений голоса у детей и подростков остается актуальной до настоящего времени. Нарушения голоса затрудняют процесс коммуникации и обучения, оказывают существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние. В ряде случаев заболевания голосового аппарата, возникающие в детском возрасте, приобретают хроническое течение и могут явиться в дальнейшем причиной дисфонии у взрослых.

Число детей, имеющих измененный тембр звучания, постоянно растет. По данным различных авторов, распространенность нарушений голоса в детском возрасте не уменьшается, а постоянно увеличивается и составляет от 1% (Sugawara, 1976) ДО 41% (Воhmе, 1974, И. Максимов, 1987). Большинство зарубежных исследователей считают, что приблизительно 6—9% детей имеют голосовые расстройства, при этом половина нуждается в регулярном логопедическом наблюдении, а другая половина — требует лечения у врачей различного профиля: отоларингологов, фониатров, стоматологов, эндокринологов, педиатров, невропатологов.

По данным других авторов, распространенность дисфонии в детском и подростковом возрасте составляет от 1% до 29% и больше. Многие логопеды считают, что частота нарушений голоса у детей возрастает. Данные разных исследований варьируются, что, вероятно, связано с использованием различных методов, критериев оценки, неоднородностью контингента обследуемых лиц. Одни изучают распространенность нарушений голоса по данным обращаемости детей в клиники, другие — по массовым обследованиям в детских садах и школах.

• Исследования Ю.С. Василенко и СЕ. Уланова (1982) выявили, что 11,7% обследованных ими детей в возрасте от 5 до 17 лет имеют различную патологию голосового аппарата.

А.Б. Морозов и соавторы, изучая в 1983-1984 гг. распространенность хронических заболеваний ЛОР-органов среди детского населения г. Клина Московской области, установили, что с возрастом число случаев возрастает, и у детей до трех лет составляет 168,5 на 1000, а у подростков в возрасте 11-14 лет этот показатель составляет 234,1 на 1000.

Д.Г. Чирешкин (1988) считает, что заболевания гортани, сопровождающиеся дисфонией, занимают второе место в структуре всей ЛОР-патологии у детей.

По мнению Г.Д. Михайловой (1987), нарушения голоса в основном диагностируются у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, и обусловлены повышенной голосовой нагрузкой, отрицательными психоэмоциональными факторами недостаточной профилактической работой воспитателей.

По данным Wilson (1990), в США 6% школьников в возрасте от 5 до 18 лет имеют дисфонию различной степени тяжести, при этом около 3% из них отмечают проблемы общения, связанные с нарушением голоса. Г. Киттель, Ю.С. Василенко (1997) сообщают, что частота дисфонии в дошкольном возрасте достигает 23%, и объясняют это недостаточной зрелостью мышечных и нервных элементов гортани, неправильной фонацией, а также голосовыми перегрузками, которые выражаются в склонности к крику и к неконтролируемому голосообразованию у новорожденных. В школьном возрасте в связи с развитием гортани частота голосовых нарушений снижается и достигает 6%.

Возрастает удельный вес функциональных нарушений голоса. Отмечается и абсолютный рост числа детей с хроническими заболеваниями гортани, что определило новую социальную проблему «ребенка с хриплым голосом» (Д.Г. Чирешкин, 1994).Большинство зарубежных авторов изучали голос школьников. С. Рот (1965) обследовал 639 детей, у 9,1% обнаружил хриплый голос. R.A.Baynes (1966) выявил у 7,1% из 1012 детей первого, третьего и шестого класса хронический хриплый голос.

Markoli (цит. по Cornut, 1971), обследовав 1870 детей начальной школы, установил охриплость в 50% случаев. Т. Kasai (1977) в результате обследования 89 760 детей детских садов и средних школ в городе Окаяма, в 1973 году зарегистрировал нарушения голоса у 2,3%, а в 1974 году — у 1,7%. Преобладание дисфонии у детей было отмечено в десятилетнем возрасте.

Французский фониатр М. Lecoq и школьный врач F. Drape (1996) отмечают, что 10% детей из 259 учащихся начальных школ страдают дисфонией.

Большинство исследователей констатирует, что нарушения голоса встречаются приблизительно у 6—9%., т.е. у 60-90 детей из тысячи (Д.К. Вильсон, 1990), при этом около 3% из них отмечают проблемы общения, связанные с нарушением голоса.

Разноречивые данные встречаются в литературе не только по вопросу распространенности нарушений голоса у детей и подростков, но и в отношении преобладания тех или иных клинических форм заболеваний. Некоторые авторы на первое место ставят нарушения голоса, в основе которых лежат органические изменения гортани, заболевания резонаторных органов у детей и подростков, болезни уха. Другие исследователи ссылаются на большую частоту функциональных дисфоний.

И.И. Левидов (1939), обследовав 580 детей младших классов (8-12 лет) и 400 детей старших возрастных групп, обнаружил патологическое состояние голосового аппарата у 29 детей. Из них 12% составили острые, подострые и хронические ларингиты, 2% — узелки голосовых складок, 15% — заболевания нервно-мышечного аппарата гортани. По его данным, процент заболеваемости голосового аппарата растет у детей с возрастом. I. Supacek (1970) отмечает, что в детском возрасте наиболее часто диагностируется гиперкинетическая дисфония. По данным Т. Каsаi (1977), среди детей с охриплостью у 65% был выявлен отек или покраснение слизистой оболочки, а в 35% — узелки или неровность по свободному краю голосовых складок. По данным Utsimi (1970), при обследовании 232 детей, предъявляющих жалобы на охриплость, узелки голосовых складок были диагностированы у 82%. С.Я. Ермолова и Н.Г. Карташов (1996) обследовали 1569 детей в возрасте от 7 до 15 лет — участников детских хоров и музыкальных ансамблей, у которых в 29% случаев выявили патологию: функциональные заболевания голоса — 43%, мутационная дисфония — 24%, узелки голосовых складок — 25%, хронические ларингиты — 8%.

Ю.Е. Степанова и В.В. Жавнерова (1996) проводили функциональное исследование гортани у детей от 5 до 16 лет с нарушениями голосовой функции, используя видеоларингостробоскопию, и обнаружили, что у большинства (62,5%) больных диагностируются узелки голосовых складок, мутационная дисфония — у 14% детей, хронический ларингит — у 7,8% пациентов. Оставшиеся 15,7% составили пациенты с врожденными пороками развития гортани, функциональной афонией, функциональной дисфонией по гипотонусноми типу, односторонним парезом гортани и sulkus vocalis.

Т.И. Гаращенко и Е.Ю. Радциг (2002) проводили фиброларингоскопию гортани более чем 650 детям, начиная с трехлетнего возраста, с жалобами на периодическое нарушение голосовой функции. Лишь около 30% имели органическую патологию, а остальные — различные функциональные дисфонии (по гипотоническому, гипертоническому и смешанному типу).

Таким образом, можно заключить, что патология голосового аппарата у детей и подростков может проявляться в отсутствии голоса (афония) или в изменении тембра голоса (дисфония). Дисфонии могут характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:

1) различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;

2) гипер- или гипоназальность;

3) изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);

4) расстройство высоты звучания;

5) изменение просодики, связанное с нарушениями ударения, темпа, мелодики.

Чаще всего приходится сталкиваться с сочетанием или комбинацией нескольких признаков, которые выявляются при различных видах дизартрии, ринолалии, заикании. Кроме того, в отоларингологической практике диагностируются нарушения голоса, связанные с анатомо-физиологическими нарушениями голосового аппарата, которые условно можно разделить на функциональные: психогенная афония, гипотонусная, гипертонусная, мутационная дисфония и органические: узелки, папилломатоз гортани, рубцовые деформации гортани, парезы и параличи, ларингиты, фарингиты, гормональные нарушения голоса.

Наши рекомендации