Итоговое собрание (Итоги дня)
Итоговое собрание – как это следует из названия – призвано помочь подытожить свои результаты за прошедший день. На этом собрании резиденты учатся анализировать свои достижения и неудачи, принимать благодарности и критику, давать обратную связь. Итоги дня может проводить как соц.работник-консультант, так и реабилитант продвинутого этапа. Собрание проводится по стандартной схеме:
1. Приветствие.
2. Отчет ответственного дежурного. Ответственный дежурный отчитывается о проделанной уборке помещений и других хозяйственных работах. При этом он может озвучивать замечания участникам, которые на его взгляд недостаточно активно участвовали в хоз. работах. Ведущий просит других участников дополнять каждое замечание собственными наблюдениями и мнениями. Самому «провинившемуся» не дается слова, дабы не провоцировать споры и оправдания. При этом считается, что если ответственный дежурный и другие резиденты, поддержавшие замечание были в чем-то не правы, то резиденту эта обратная связь может быть полезной в плане приобретения опыта принятия критики, управления негативными эмоциями и усиления психологической защиты. Пример: «Все объекты были своевременно убраны. Но Катю несколько раз пришлось просить перемыть стены, так как оставались пятна».
После отчета ведущий выбирает ответственного дежурного на следующий день согласно графику. Выбранный дежурный назначает ответственных на разные объекты в предстоящих хоз. работах. При возникновении протестов и разногласий, ведущий собрания помогает разрешить ситуацию.
3. Замечания. Участники группы делают друг другу и себе замечания (для этой цели обычно используются записи из дневника чувств). Пример: «У меня замечание Васе, за то, что он ругался матом. Это вызвало у меня раздражение и возмущение», «У меня замечание себе за то, что спал днем, это мне навредило тем, что я опоздал на группу по аналитическим заданиям.
4. Благодарности. Участники группы благодарят друг друга Пример: «Коля, я тебе благодарен за то, что ты меня сегодня разбудил вовремя». Если участники не выражают благодарностей, то ведущий показывает пример: «Наркоман благодарен, пока он трезвый. Поэтому я благодарю Васю за то, что он веселый, Колю за то, что он добрый».
6 Анализ плана на день. Участники зачитывают, что удалось сделать, что не удалось и почему. Пример: «Сегодня я не позвонила маме, из-за полученного взыскания за нарушение (опоздала на психологический тренинг, потому что спала и не слышала, как позвали на занятие). Итого 5 плюсов (завершенных дел) и 1 минус (незавершенное дело).
7. Дневник чувств.
8. Фокус дня. Анализ заданий, полученных на утреннем собрании. Пример: ведущий зачитывает утренний Фокус дня: «Пять добрых дел, которые вы сделали сегодня». Участник: «Первый пример: когда я увидел в коридоре рядом с «курилкой» окурок, то подобрал его и бросил в урну» и т.д.
9. День прошел не зря. Данный пункт собрания направлен на формирование позитивного мышления, так как каждый участник отмечает свои достижения за прошедший день. Пример: «Я сегодня выспалась, получила новое домашнее задание, беседовала с психологом. Сегодня я чистая, трезвая и благодарная!».
10. Чувства «здесь и сейчас». Если по ходу Итогового собрания у кого-то из участников возникло и осталось негативное чувство, то предлагается его отреагировать.
11. Молитва (стоя в кругу).
Итоговое собеседование
Итоговое собеседование назначается, когда резидент сдает все задания из Журнала аналитических мотивационных заданий. Итоговую встречу проводит дежурный психолог, который озвучивает результат работы реабилитанта Руководителю программы, дежурному консультанту и другим сотрудникам.
Задача психолога – подвести итоги работы, что подразумевает описание результатов и проблем адаптационного этапа:
· адаптация к распорядку дня, расписанию занятий, правилам отделения и работы в группе
· активность в групповых занятиях, успеваемость в работе над аналитическими заданиями;
· обучение навыкам необходимым в реабилитации (формулирование собственных эмоций, анализ собственного состояния, поведения, возникающих ситуаций);
· формирование терапевтического поведения – искренность, активность в обращении за помощью к резидентам продвинутых этапов и специалистам при написании аналитических заданий и решении психологических проблем, характерных для данного этапа.
· соблюдение правил и рекомендаций специалистов (допущенные нарушения режима и правил (приложение 12), количество написанных трансовых текстов (прил 13)).
Если по каждому пункту резидент не имеет принципиальных нарушений, то принимается решение о переводе на следующий этап. В противном случае специалист рекомендует продолжить работу на адаптационном этапе в течение контрольного периода (обычно – 1-2 недели) для достижения поставленных специалистами задач и выработки основных качеств-критериев первого этапа – искренности и конкретности.
3. Психокоррекционный этап(длительность – до 4 месяцев).
Психокоррекционный этап происходит в реабилитационном центре в течение 2-4 месяцев. Резидент продолжает участвовать в мероприятиях, описанных выше, согласно распорядку дня.
Если на адаптационном этапе доминирующую роль в организации лечения резидента выполняет психолог, то на следующих этапах реабилитации более активную позицию постепенно начинают занимать консультанты, обучающие резидентов ответственным ролям. Дело в том, что основной целью последующих этапов реабилитации является формирование ответственного поведения у реабилитанта. Для достижения этой цели консультанты, опираясь на собственный опыт трезвости, занимаются обучением резидентов навыкам анализа собственного эмоционального состояния и поведения (дневник чувств, экспресс анализ, аналитические задания), управлению негативными эмоциями (выполнение ответственных ролей, разбор конфликтных ситуаций). Задачами психолога и психотерапевта на последующих этапах является психологическая поддержка резидентов, разрешение психологических проблем, препятствующих выполнению ответственных ролей, семейная психотерапия (консультирование), направленная на трансформацию семейной системы в зависимости от результатов работы с резидентом.
Опишем методы, которые дополнительно вводятся в реабилитационный процесс на
На данном этапе резиденты приступают к выполнению аналитических заданий 3 этапа (приложение 14). На данном этапе, помимо психотерапии и психокоррекции, серьезное внимание начинает уделяться формированию ответственного поведения. С этой целью резидент привлекается к выполнению ответственных ролей(приложение 15):
Формирование ответственного поведения подразумевает помимо выполнения ответственных ролей еще и активное участие в жизни терапевтического сообщества. Поэтому реабилитантам коррекционного этапа предписывается проявлять инициативу и активность в проблемно-ориентированных группах (приложение 16), при обсуждении организационных вопросов, связанных с внесением изменений в распорядок дня, в ответственные роли, в формы взысканий и поощрений.
По результатам работы резидентов на 3 этапе проводится итоговое собеседование. Основными критериями анализа результативности работы является формирование ответственного поведения и активность в организации терапевтической среды.
4. Социальный этап(длительность – до 4 месяцев).
Целью социального этапа является подготовка резидента к возвращению в социум.
Психокоррекция на данном этапе проводится в контексте межличностных проблем. Помимо выполнения аналитических заданий 4 этапа (приложение 17) и предписаний предыдущих этапов, направленных на формирование ответственного поведения, резидент пробует применять полученные навыки и знания в реальной среде. С этой целью специалистами лечебной команды применяется такая форма работы как встречи с родственниками и краткосрочный отпуск домой. Следовательно, важными критериями результативности данного этапа является:
· умение самостоятельно составлять и осуществлять план краткосрочного отпуска домой
· поддержание регулярного контакта с консультантом-проводником при отпуске домой
· соблюдение границ в контакте с активными потребителями ПАВ
· выявление и анализ неисследованных проблемных ситуаций при поездке домой
· участие в работе городских групп поддержки «Анонимные наркоманы» в период краткосрочного отпуска
· участие родственников в группах само- и взаимопомощи
· выполнение всех аналитических заданий предыдущих этапов
· написание индивидуальной аналитической «выпускной работы».
Формирование ответственного поведения проявляется в предписании реабилитантам 4 этапа обязательно высказывать замечания в отношении резидентов-нарушителей перед началом групповых занятий, принимать активное участие в обсуждении взысканий для резидентов 2 и 3 этапов, нарушивших правила. Помимо существующих ответственных ролей, добавляется новая - наставник.
На коррекционно-адаптационном этапе происходит активное вовлечение родителей и ближайшего окружения резидента в лечебный процесс. С этой целью проводятся семейные консультации психолога, лекции и тренинги для родственников (приложение 18), направленные на разрешение систематических («хронических») конфликтных ситуаций в семье, планирование социальных задач, разработка положений Семейного договора, регламентирующего взаимодействие в семье после возвращения из РЦ (приложение 19). В этой работе активно используются результаты Социального паспорта резидента, психологического обследования резидента и его семьи, анализа его поведения на отделении.
По результатам работы резидентов на 4 этапе проводится итоговое собеседование, на котором помимо специалистов РЦ приглашаются родственники резидента. Если результаты работы позволяют перевод на следующий этап реабилитации, то с резидентом и его родственником заключаются трехсторонний Семейный договори Соглашение о постреабилитационном соглашении (приложение 20). Фактическая выписка из РЦ и перевод на этап постреабилитационного сопровождения проводится после Выпускной творческой работы (приложение 21).
5. Постреабилитационное сопровождение(длительность до 6 месяцев).
Постреабилитационное сопровождение осуществляется на последнем этапе систематической работы с резидентом. Работа лечебной команды строится на основании Соглашения о постреабилитационном сопровождениииСемейного договора, заключенных на предыдущем этапе.
Основная цель постреабилитационного сопровождения – профилактика рецидивов, анализ «срывов» и «работа над ошибками», направленное на формирование более эффективной стратегии выздоровления у резидента. Поэтому 5 этапе резидент находится в регулярном телефонном контакте с консультантом-проводником, получает очные индивидуальныеисемейные консультации проводника и психолога, а также приезжает в РЦ на кратковременные командировки для «работы над ошибками». В этот период резиденты начинают регулярно посещать действующие группы АА (АН).
Другой важной целью данного этапа является социальная адаптация резидента, начинающаяся с решения социальных задач: восстановление документами, решение проблем с жильем, трудоустройство, обучение и пр.
При рецидиве злоупотребления ПАВ на этапе постреабилитационного сопровождения производится госпитализация резидента в режим круглосуточного стационара для анализа «срыва» (приложение 22).