Существует ли оптимальное питание человека?
Лозунг “каждый организм индивидуален” означает лишь то, что каждый организм адаптирован к особенностям питания в данный момент и в данном месте. И это – не о питании человека в целом. Из “индивидуальности организма” вовсе не следует, что одному полезны только селёдки, а другому всегда полезен шоколад. Планета не так велика. Определённо существуют общие принципы, делающие питание оптимальным для любого человеческого тела.
Может ли биохимия помочь установить их?
Пример научного подхода привёл Рон Хаббард в книге “Чистое тело - ясный ум”. “Наука еще никогда не изучала и не пыталась изучать естественную диету человека. Не было сделано никаких попыток установить, какова же она на самом деле. ...Питание человека определялось с точки зрения дефицита или доступности продуктов питания, возможности их выращивания и хранения, климата и состояния воды и почв, с точки зрения ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ, но никогда - с точки зрения того, нужно ли это организму человека. ...Несомненно: естественная диета человека существовала и существует”.
“Продолжительность жизни почти всех зверей превышает продолжительность их созревания не меньше, чем в 7 раз. Человек живет лишь в 3 раза дольше своего периода роста. Животные испытывают столько же или больше стрессов. Но вот рацион у всех животных обычно конкретен и одинаков. Значит, можно предположить, что человек отошел от своей ЕСТЕСТВЕННОЙ диеты”.
Вот вариант её научного поиска.
1. Исследовать при избыточном весе, какие вещества остались не полностью использованными и не были выведены из тела. Это - список 1.
2. Исследовать при недостатке веса и слабости, нехватка каких веществ приводит к истощению. Для этого изучить болезни дефицитов. Это - список 2.
3. Список 1 – лишнее. Список 2 – нужное. Сопоставив их, получим точный список нужных элементов. Затем нужно найти продукты, содержащие в основном только эти элементы.
Подход Рона – образец научной честности и целенаправленности. Но он не решит проблему: не применим сам метод. Во-первых, определить ВСЕ вещества - и органику, и БАВ – просто немыслимо: в одном листе салата их многие сотни. Современная наука, скорее всего, обнаружила едва ли треть всей биохимии; ещё меньше мы понимаем смысл и природу биохимических процессов. Во-вторых, химический состав далеко не всегда что-то значит: пища, содержащая одни и те же элементы, может быть и полезной, и вредной. Аналитическая наука – явно не метод для решения нашей задачи.
Думаю, более прост и корректен подход эволюционно-эмпирический. Чем питаются самые здоровые люди? Подтверждено ли это выживанием в биосфере?
Питание - не цель, а лишь СРЕДСТВО ВЫЖИТЬ. Звери не высчитывают калорий и веществ. Они просто питаются тем, к чему приспособились за миллионы лет эволюции в своих экологических нишах. Критерий правильного питания - совершенство тела, его продолжительная дееспособность на радость хозяину. Не так уж трудно изучить питание всех тех, кто этого достиг, и обобщить данные.
Что же мы тут имеем?
Сыроеды почти целиком растительноядны. Шаталовцы – тоже. Хунза и подобные племена питаются растениями и молочными продуктами, делая большие разгрузочные перерывы. Брэгговцы – тоже. Горцы едят и растения, и животную пищу. Полярные народы - практически только животную. Что же у них всех общего?
Исключительная простота пищи. Весьма часто – монодиета, едят что-то одно. Однородность меню, отсутствие кулинарных изысков.
Питаются в основном один или два раза в сутки.
Много свежего и сырого в рационе.
Едят только свежеприготовленное и натуральное. Не употребляют изделий пищевой промышленности.
Почти, или совсем не употребляют лекарств, наркотиков и крепкого алкоголя.
Редко пользуются сковородами - в основном только варят. Отсутствие печеного, а часто и хлеба.
Ещё более схож сам образ жизни долгожителей. До глубокой старости они много ходят и активно работают. Как правило, они осознают себя частью природы и умеют жить в ней, не страдая от недостатка комфорта; им хорошо при разной погоде, они закалены и выносливы. Всё это возможно только при весьма высокой цельности личности и мудрости бытия. Цели этих людей чётки, осознанность высока, а дух свободен и спокоен. Жизнь радует их сама по себе.
Сейчас я вижу: главная причина здоровья – именно дух и ум. Точнее, их несвобода – причина нездоровья. Но об этом ниже. А пока – есть ещё мысли о питании.
РАДИ ЧЕГО ТЕЛО ПИТАЕТСЯ
Если не калории - что же нужно организму от пищи?
Скорее всего, БАВ. Биологически активные вещества: ферменты, гормоны, энергоносители, витамины и прочие и составляющие циклов обмена веществ. Об этом, в частности, убедительно пишут Карл Рансбергер и Свен Ной (“Энзимы -- ключ к здоровью и долголетию”), о коих я узнал с подачи Володи Рыжова - Робинзона из станицы Дагестанской, что в Адыгее.
Именно БАВ мы можем получать только с пищей. Естественно – с живой пищей. Часть БАВ вырабатывает активный микробиоценоз толстой кишки. Чтобы он был активен, пища должна быть, опять же, достаточно живой и натуральной.
Практически все заболевания дефицитов - это дефициты витаминов (цинга, бери-бери и пр.). А витамины в большинстве своем - коферменты, то есть небелковые составляющие молекул ферментов, как бы "включающие" фермент, делающие его активным.
Усвоение пищи – отнюдь не просто “получение полезного”, как мы привыкли верить. Еда попала внутрь - и тело обязано с ней что-то сделать! Обработка пищи требует огромных затрат БАВ.Каждая молекула белка, жира или углевода расщепляется с участием огромной толпы ферментов, активаторов, витаминов. На их синтез уходит тьма энергии. Лопая продукты, лишенные БАВ, мы фактически ГРАБИМ организм. Треская их больше, чем надо, мы отнимаем у тела БАВ - живую основу обмена, двигатель всей физиологии. Физиология и глохнет на глазах!
Почти все БАВ нуждаются в минералах и металлах. Часто они входят в витамины или гормоны, как центры молекул или их активные части. Но и для усвоения минералов тоже нужны БАВ! Тело редко усваивает просто металлы или соли. Сначала они должны войти в состав БАВ или доступных для усвоения органических молекул. Именно в таком виде наши тела получали их из природы миллионы лет.
Дважды упомянутый пример: усвоение белого сахара требует огромных затрат кальция (и еще неизвестно чего!). Кальций при этом грабится из костей и зубов. Кариес не рождается снаружи “из-за кислых остатков пищи” - он начинается ИЗНУТРИ зуба из-за недостатка кальция. Для производителей зубных паст кариес - просто спасение. А знаете, для чего нужны жевательные резинки? Они замечательно “выковыривают”, точнее выдавливают пломбочки из зубов.
Всё это статистически показал Шелтон. Много лет он исследовал влияние пищи на зубы. И установил, например, что кариес резко подскакивает после подсадки города на пастеризованное или кипяченое молоко. Детская смертность, кстати – тоже. При этом люди, продолжающие пить сырое молоко, кариесом не страдают. Кипячение молока - просто убийство БАВ, то есть блокировка усвояемого кальция.
Практически все ферменты и БАВ разрушаются уже при нагревании выше 45-55°С: это температура денатурации белков. Убивая живую пищу, мы, вероятно, вообще перестаём усваивать её ценные компоненты. Вдобавок, мёртвая пища практически теряет аутолитичность – и тело уже не справляется с её обработкой. Вместо избытка БАВ и минимума шлаков - дефицит БАВ и шлаковый завал. Поразительно, как выносливы наши тела: они умудряются протянуть в таком режиме 60-70 лет!