Растительная пища и животные продукты питания
Дорнах, 13 января 1923 года
Вопрос: спрашивают, как действует на человека употребление растительной или мясной пищи, а также употребление никотина...
Давайте попробуем рассмотреть этот вопрос. Первым импульсом было поговорить немного о влиянии никотина, то есть яда, который вводится в человеческое тело посредством курения, вообще через табак. Видите ли, здесь нужно, во-первых, понимать, в чем проявляется действие этого никотина. Действие никотина проявляется прежде всего в деятельности сердца, так что посредством никотина вызывается большая, более сильная сердечная деятельность. Но это означает, так как сердце не само является насосом, а только показывает, что происходит в теле, - сердце бьется быстрее, когда кровь быстрее циркулирует, - что никотин, собственно говоря, воздействует на циркуляцию крови и делает циркуляцию крови более оживленной. Следовательно, нужно ясно представлять себе, что посредством введения никотина в человеческое тело циркуляция крови становится более оживленной. Этим вызывается более сильная сердечная деятельность.
Теперь нужно проследить все эти процессы в человеческом организме. Вы должны вполне понимать, все, что происходит в человеческом организме, собственно говоря, строго отрегулировано. Например, нельзя себе представить ничего более важного для человеческого организма, как его пульс, у довольно взрослого человека, и позднее в старости, в минуту получают в среднем около 72 ударов пульса.
Но зато у человека, - я уже говорил вам об этом, - около 18 вдохов и выдохов. Это за минуту. Если вы умножите 18 на 4, то получите 72. Это значит, в среднем удар крови проходит через тело в четыре раза быстрее, чем удар дыхания. Конечно, это лишь средняя величина, потому что у разных людей это различно. И на этом как раз основано отличие людей друг от друга, что у них это соотношение различное. Однако в среднем это примерно как 1 к 4, то есть циркуляция крови в четыре раза сильнее, чем ритм дыхания.
Если я введу никотин в человеческий организм, то я могу ввести его туда по двум причинам: во-первых, из страсти к табаку; во-вторых же, я могу ввести его также как лечебное средство. Все то, что с одной стороны яд, с другой стороны - лечебное средство. Можно сказать, все есть яд и целебное средство одновременно. Ведь естественно, если вы, например, выпьете сразу несколько ведер воды, то это яд, в то время, как в соответствующих количествах это продукт питания, и если ее вводить в удивительно малых количествах, она может быть даже лечебным средством. Вода - вообще сильное лечебное средство благодаря различным методам, которые при этом применяют. Итак, даже об обычных веществах можно сказать: то, что является ядом, может одновременно быть лечебным средством. И поэтому нужно знать воздействие, которое такое вещество, такая субстанция оказывает и на человеческий организм.
Итак, если я ввожу табак в человеческий организм, то он сначала возбуждает циркуляцию крови. Кровь становится более оживленной, циркулирует более оживленно. Однако теперь она не стимулирует в той же самой мере дыхание. Толчки дыхания остаются теми же. Однако теперь цикл крови не совпадает с дыханием. Когда человек вводит в свое тело никотин, у него должна была бы быть другая циркуляция крови, чем у него есть.
Скажем, например, человек настроен именно на средние показатели, - этого, правда, нет, но предположим, что это было бы: у него должны быть 18 вдохов и выдохов и 72 удара пульса. Теперь из-за того, что он употребляет никотин, у него, скажем, 76 ударов пульса. Из-за этого у него нет правильного соотношения между ударами пульса и дыханием. Следствием этого является то, что, в то время, когда с каждым ударом пульса определенное количество кислорода должно соединиться с кровью, кровь получает недостаточно кислорода. Следствие отравления никотином поэтому в том, что кровь хочет принять слишком большое количество кислорода, то есть, что кровь требует слишком много кислорода. Дыхание не дает такого количества кислорода. Поэтому происходит, что возникает совсем незначительное удушье. Конечно, удушье так мало, что оно, в частности, незаметно, потому что я уже говорил вам, человеческое тело может, вообще, много выдержать. Однако то, что вызывает употребление никотина, пусть совсем небольшое, но всегда определенное удушье. Это совсем небольшое удушье вызывает при каждом дыхании чувство страха. Каждое удушье вызывает чувство страха. Если человек боится и носит этот страх с собой, то он справляется с ним скорее, чем с этим страшно маленьким страхом, который возникает и остается неосознанным. Это именно причины болезни, что нечто вроде страха или боязни, или ужаса остается незамеченным.
Итак, у того, кто постоянно курит, постоянно присутствует причина, что он всегда, причем он этого не замечает, полностью наполнен некоторым страхом. А вы знаете, что когда вы пугаетесь, ваше сердце сильно бьется. Это приведет вас к пониманию того, что у человека, который постоянно отравляет себя никотином, сердце постоянно бьется слишком быстро. Однако, раз оно работает слишком быстро, тогда оно также утолщается, точно так же, как мой бицепс, мои плечевые мышцы утолщаются, если я постоянно напрягаю их. При определенных обстоятельствах это не так страшно, если не происходит разрывов внутренней ткани. Однако если сердечная мышца, - это тоже мышца, - становится из-за своей деятельности слишком толстой, тогда она повсюду давит на другие органы. И следствием этого, как правило, является то, что тогда по причине сердца нарушается циркуляция крови. Циркуляция крови не может быть вызвана сердцем, но сердце может нарушить ее, если кровь попадает в утолщенное сердце.
Если сердце утолщается, следствием этого будет то, что заболевают почки, потому что согласованность опять-таки деятельности сердца и почек держит в порядке всю человеческую телесную организацию. Сердце и почки всегда должны быть согласованы. Конечно, в человеке все должно быть согласовано, но сердце и почки находятся в непосредственной связи. Сразу же становится заметно, если в сердце что-то не в порядке, почки тоже не приходят по-настоящему в порядок, и тогда не происходит нормального выделения. Тогда эта неправильность входит в выделение мочи, и следствием этого является то, что человек начинает жить слишком быстро, и поэтому ужасно быстро изнашивается. И так тот, кто вводит в тело слишком много никотина, медленно погибает от этого. Он медленно погибает, собственно говоря, от разных внутренних состояний страха, которые влияют на сердце.
Состояния страха можно очень легко оценить по их воздействию на душевную деятельность. У тех людей, которые вводят в свое тело слишком много никотина, можно заметить постепенное ослабление силы их мышления. Сила мышления уменьшается из-за того, что человек, если он чего-то боится, не может больше думать, как следует. Так что у таких людей обычно отравление никотином можно распознать по тому, что обнаруживают, что их мысли не совсем в порядке. Они обычно слишком быстро дают оценку. Они доводят эту слишком быструю оценку иногда до мыслей, свойственных мании преследования. Следовательно, можно сказать, что в действительности употребление никотина, если оно фигурирует в качестве удовольствия, подрывает здоровье человека.
Однако, господа, вы должны во всех этих вещах рассматривать другую сторону. Не правда ли, то, что люди курят, это появилось только с развитием человечества. Первоначально люди не курили. Употребление табака - это нечто, что появилось лишь с течением времени. Итак, вы должны рассматривать другую сторону.
Предположим, что у человека наступило то, что я раньше описал как недостаток. У него вместо 72 ударов пульса только 68. Итак, предположите, что человек, у которого недостаточно живое кровообращение, начинает теперь курить. Здесь нужно сначала ясно представлять себе, что речь в данном случае идет о стимулировании кровообращения, - но с 68 до 72, до правильного, когда дыхание и кровообращение согласованы друг с другом. Следовательно, если кто-то придет к врачу и врач замечает, что болезнь идет от слишком слабого кровообращения, то он даже может посоветовать курить.
Видите, я говорил вам: если кровообращение слишком быстрое по отношению к дыханию, тогда имеют место страшные состояния страха, которые, однако, не осознаются. Если же у человека слишком слабое кровообращение из-за чего-то другого, тогда это выражается в том, что он ходит повсюду и хочет чего-то, сам не зная, чего.
Это такое же характерное болезненное явление, существование людей, которые ходят и хотят чего-то, но не знают, чего они хотят. Подумайте только, как много есть людей, которые ходят, но так и не знают, чего они хотят! Про таких говорят, не удовлетворены жизнью. Не правда ли, это такие люди, которые входят в какую-то профессию, но она им не подходит, и так далее. Это происходит от слишком слабой циркуляции крови. И если перед вами такой человек, тогда можно сказать: это даже хорошо - дать ему немного никотина, исцелить его никотином. И поскольку курение ему приятно, ему не требуется давать никотин в качестве лекарства, а ему можно даже посоветовать курить, если раньше он не был курильщиком.
Это действительно так, что в последнее время все возрастает число людей, которые, собственно, не знают, чего они хотят. И это тоже очень легко в наше время, что люди не знают, чего они хотят, потому что за последние три, четыре века большинство людей отвыкло каким-нибудь образом заниматься духовной жизнью. Они ходят в свои бюро, занимаются тем, что им, собственно, не очень нравится, но что приносит им деньги, и отсиживают свои часы в бюро, пожалуй, вполне прилежно, но у них нет настоящего интереса, кроме того, что они ходят в театр, читают газеты. Вот так далеко это постепенно зашло. Чтение книг сегодня, например, уже редкость.
Все это, однако, происходит оттого, что люди не знают, чего они хотят. Им сначала нужно прописать то, чего они хотят. И когда люди читают газеты, ходят в театр, то это, правда, возбуждает чувства и разум, но не кровь. Это именно так: когда нужно сесть и читать какую-нибудь трудную книгу, то возбуждается кровь. Когда нужно прилагать усилия, чтобы понять что-то, возбуждается кровь. Однако сегодня люди больше не хотят этого. Они не хотят напрягаться, чтобы что-то понимать. Это нечто, что людям совершенно противно. Они не хотят ничего понимать! И из-за того, что они не хотят ничего понимать, их кровь становится густой. Густая кровь движется тогда медленнее, и следствием этого является, что ей постоянно требуется средство, чтобы заставить двигаться эту кровь, которая становится все более густой. Она начинает двигаться, когда вы берете в рот сигарету, сигарету с никотином; однако она не становится более жидкой, только циркуляция крови становится все тяжелее. И следствием может тогда стать, что люди в том возрасте, в котором этого не должно быть, приобретают разные старческие явления.
Из этого видно, что человеческое тело чрезвычайно тонко в своей деятельности. Не только, когда исследуют кровь, выясняют что-то, но выясняют также нечто, когда исследуют то, как человек ведет себя, медленно или быстро он думает.
Итак, вы видите, господа: тот, кто хочет что-то знать о действии никотина, тот должен точно знать все кровообращение и дыхание.
Теперь вспомните, как я недавно подробно рассказывал вам: сама кровь вырабатывается в костном мозгу, она появляется, собственно, оттуда. Ну-с, если кровь вырабатывается в костном мозгу, и человек приводит кровь в слишком интенсивное движение, тогда костному мозгу приходится также работать быстрее, чем он должен. Следствием этого является то, что кости не успевают в своей работе, и тогда внутри костей образуются те животные, те самые маленькие животные, которые нас, собственно, в жизни пожирают. Были такие врачи, например, Мечников, которые полагали, что вообще эти остеофаги[51], как их называют, эти крошечные ребята, являются причиной смерти человека. Если бы не было остеофагов, говорил Мечников, тогда бы мы жили вечно. Он считал, что они по-настоящему пожирают нас. Ну-с, факт тот, что, чем старше мы становимся, тем больше там остеофагов. Итак, это правда, что наши кости постепенно пожираются остеофагами. Но, с другой стороны, это именно так, как если хорошо удобряют поле: тогда на нем растет больше, чем когда его удобряют плохо. И вносить что-то, например, никотин, в тело, означает, что кости делаются для нас плохими, для нас, но для остеофагов, для этих пожирателей людей, пожирателей костей, они делаются хорошими. То, что для нас, людей, плохо, для этих маленьких животных самое хорошее, что можно сделать.
Вот так обстоят в мире дела. Если кто-то хочет думать, так сказать, с удобствами, он думает, что мир создан Господом Богом и здесь все должно быть хорошо. Но можно сказать: да, почему же Господь наряду с костями дал расти остеофагам? Если бы он не дал расти остеофагам, нас бы не пожирали в ходе жизни, тогда бы мы могли относиться к своим костям так плохо, что они разрушились бы от чего-нибудь другого; однако они могли бы сохраняться, во всяком случае, столетиями, если бы внутри них не было этих маленьких животных.
Однако это нисколько не поможет, если думать так удобно. Поможет только, если действительно рассмотреть факты, и если известно, что именно те тонкие силы, которые участвуют в возникновении костей, имеют своих врагов, что именно их творение здесь налицо, ведь это именно эти остеофаги, которых в нас миллионы. Чем старше вы становитесь, тем больше в вас остеофагов. В вас всегда находятся пожиратели людей, хотя они и маленькие. Большие пожиратели людей не самые умные, самые умные - это те, которых мы таким образом носим в себе, и которые действительно снова приобретают благоприятную почву, когда в тело вносят никотин.
Видите, из этого вы может понять, что чрезвычайно важно основательно понимать всего человека, если вообще хотите понять, как какое-либо вещество действует в человеческом теле.
Ведь человек постоянно ест. Он ест животное и он ест растительное. Я уже говорил вам однажды: мне не приходит даже в голову как-нибудь агитировать за тот или иной способ питания, я только говорю, как он действует. И часто случалось, что ко мне приходили вегетарианцы и говорили, что они иногда чувствуют себя близкими к легкому обмороку, и так далее, и тогда я говорю им: да, это происходит именно оттого, что вы не едите мяса. - Не так ли, нужно рассматривать вещи объективно. Не нужно хотеть принуждать к чему-то. Однако «рассматривать объективно», - что это значит в отношении растительной пищи и мясной пищи? Видите, господа, рассмотрите растение. Растение приходит к тому, что оно развивает свой зародыш, который опускают в землю, до зеленых листьев и цветных лепестков. И теперь сравните что-то, что вы получаете от растения, - следовательно, либо, скажем, вы срываете непосредственно колосья или вы срываете траву, и готовите из этого тушеную капусту или подобное, подвергая это варке, - сравните это с мясом, с мясом мышц животных, это совершенно другое вещество, не так ли. Но в каком отношении находятся эти два вещества?
Вы ведь знаете, есть животные, которые являются просто хорошими существами-вегетарианцами. Есть ведь животные, которые не едят мяса. Скажем, к примеру, наши коровы, они мяса не едят. Лошади тоже не стремятся есть мясо; они тоже едят только растения. Теперь вы должны ясно представлять себе: животное, оно не просто всегда вводит в себя пищу, оно постепенно выталкивает то, что есть в его теле, наружу. У птиц вы знаете, что есть нечто вроде линьки. Тогда птицы теряют свои перья и должны заменять их новыми. Вы знаете, что олени сбрасывают свои рога. И вы подрезаете ногти, они снова отрастают. Однако то, что так очевидно проявляется внешне, это постоянно здесь! Мы постоянно отторгаем кожу! Я уже рассказывал об этом однажды. И примерно за семь - восемь лет мы отторгли все тело и заменили новым. Но ведь и у животных это так.
Итак, рассмотрите корову или быка: да, если вы рассмотрите его через несколько лет, то мясо, которое в нем, совершенно другое. У быка это немного по-другому, чем у человека; замена происходит даже быстрее. Итак, здесь другое мясо. Из чего же возникло мясо? Это вы должны себя спросить. Это ведь возникло лишь из растительных веществ! Бык сам произвел мясо в своем теле из растительных веществ. Это самое важное, о чем нужно при этом подумать. Следовательно, тело животного способно делать мясо из растительного.
Итак, господа, вы можете варить капусту сколь угодно долго, но вы все еще не получите из нее мяса! Этого не бывает, чтобы вы получили в своей сковороде или в кастрюльке мясо! Точно так же никто не испек пирога, чтобы из него получилось мясо. Следовательно, этого нельзя сделать внешним искусством. Однако, в принципе, в теле животного делается то, что внешне нельзя сделать. А именно, в теле животного просто производится мясо. Да, для этого сначала в теле должны быть силы. Среди наших технических сил таких сил нет, чтобы мы могли просто из растений делать мясо. Этого у нас нет. Итак, в нашем теле и в теле животного есть силы, которые могут делать из растительной субстанции, растительных веществ, мясные вещества.
Теперь рассмотрите растение. Вот это должно быть растение (рисует). Здесь оно еще на лугу или в поле. В нем действовали силы, они создали зеленые листья, ягоды и так далее. Теперь представьте себе, что корова съедает это растение. Когда корова или бык съедает это растение, тогда оно в них превращается в мясо. Это значит, у него есть силы, с помощью которых он может сделать из этого растения мясо, в себе.
Теперь представьте себе, этому быку пришло бы в голову сказать как-то: это для меня слишком скучно, что я хожу и должен откусывать это растение. Это может сделать для меня другое животное. Я съем тогда это животное! Ну, прекрасно, бык начал бы есть мясо. Однако он ведь может сам производить мясо! В нем же есть для этого силы. Что же происходит, если он вместо растений ест непосредственно мясо? Он оставляет не использованными все силы, которые могут производить ему мясо! Если вы представите себе фабрику, которая должна что-то производить, а вы ничего не производите, но заставляете всю фабрику действовать, - представьте себе, какие силы там пропадают! Теряются огромные силы. Но, господа, сила, которая теряется в организме животного, она не может просто потеряться. Бык, наконец, полностью заполнен этой силой; тогда она делает в нем нечто другое, вместо того, чтобы делать мясные вещества из растительных веществ. Эта сила, она остается у него, она ведь здесь. Она делает в нем нечто другое. И то, что она делает, это производит в нем разную грязь. Вместо того, чтобы производилось мясо, производятся вредные вещества. Следовательно, если бы бык начал внезапно становиться мясоедом, он начал бы наполняться всевозможными вредными веществами. А именно, он стал бы наполняться мочевой кислотой и солями мочевой кислоты.
Ну, а у таких солей мочевой кислоты есть свои особые привычки. Особые привычки солей мочевой кислоты состоят в том, что они питают слабость именно к нервной системе и к мозгу. И следствием этого, если бы бык стал есть прямо мясо, было бы то, что в нем стало бы выделяться огромное количество солей мочевой кислоты; они пошли бы в мозг, и бык сошел бы с ума. Если бы мы смогли проделать эксперимент, начать внезапно кормить стадо быков голубями, тогда мы получили бы стадо сумасшедших быков. Так обстоит дело. Несмотря на то, что голуби такие кроткие, быки сошли бы с ума.
Видите такая вещь, конечно, говорит против материализма, потому что если бы быки стали есть только голубей, тогда быки должны были бы стать кроткими, как голуби, если бы действовало только материальное, - они не станут такими, конечно, напротив, они станут ужасно страстными и злыми. Теперь подумайте, это подтверждается уже тем, какими страстными становятся лошади, когда им дают немного мяса, они сразу же начинают становиться дикими, потому что они тоже не привыкли к мясной пище.
Итак, господа, это, конечно, переходит на человека. В истории очень интересно: одна часть населения Азии питается строго вегетарианской пищей. Это кроткие люди, которые ведут мало войн. Лишь в Передней Азии начали есть мясо, и там возник воинственный дух. И дело в том, что просто те азиатские народы, которые не едят мяса, используют силы, которые обычно остаются неиспользованными, неосознанными, для превращения растительных веществ в мясное вещество. И следствием этого является то, что они становятся кроткими, в то время, как народы, которые едят мясо, не остаются такими кроткими.
Нужно, однако, ясно понимать, что люди созрели до таких размышлений, какими занимаемся сейчас мы, лишь постепенно. Когда люди начинали есть мясо, это нельзя было так обдумать, как мы это сделали сейчас. Это все исходило из чувства и из инстинкта.
Видите, лев постоянно ест мясо; он не травоядное животное. У льва короткий кишечник. А те животные, которые относятся к травоядным, у них очень длинный кишечник. Там кишечник очень длинный. Если человек просто родился в какой-то расе или в каком-то народе, и все его предки ели мясо, то кишечник стал короче, уже слишком коротким для чистого вегетарианства. И тогда человек должен сначала проделать все, что делает его способным, несмотря на это сохранять свое здоровье, если он ест одни растения.
Конечно, сегодня вполне возможно быть вегетарианцем. И это имеет в себе очень много положительного. А именно, человек имеет определенную пользу от употребления в пищу растений, а не мяса: человек не так быстро устает. Он не устает так быстро изнутри, потому что не выделяются такие соли мочевой кислоты и сами мочевые кислоты. Человек не так быстро устает и сохраняет более свободную голову, поэтому может легче думать, если вообще думает. Тому, кто не может думать, конечно, пользы от этого нет, если у него голова будет свободна от солей мочевой кислоты, потому что, не правда ли, необходимо, чтобы весь человеческий организм находился в гармонии. Итак, путем преодоления человек может стать растениеядным. Тогда он использует силы, которые у большинства людей, употребляющих сегодня мясо, просто не используются.
Видите, я хочу обратить ваше внимание на своеобразное явление. Это следующее. Если вы сегодня осмотритесь вокруг, вы увидите: существует болезнь, которая быстро подрывает здоровье человека, это так называемый диабет, сахарный диабет. Сначала в моче находят сахар, и тогда у человека очень быстро разрушается тело из-за слишком большого образования сахара. Болезнь, собственно говоря, довольно фатальна. Сахар одновременно является тем, что делает человека внутренне сильным, если сахар вводится в организм правильно.
Это вы можете даже внешне доказать с помощью статистики. В России едят намного меньше сахара, чем в Англии, и это составляет все различие между русским народом и английским народом. Англичане уверены в себе и эгоистичны; русские - слабые. Хотя и не эгоистичные, но слабые. Это связано с тем, что в России едят мало сахара, а в Англии едят очень много сахара, например, в продуктах питания. Однако человеческому телу требуется определенное количество сахара, которое он может переработать. Так же, как кости поддерживают человека, так его постоянно поддерживает то количество сахара, которое циркулирует в теле. Если же в мочу поступает слишком много сахара, то в тело поступает слишком мало, и здоровье подрывается. Это сахарный диабет.
Дело обстоит так, что сегодня сахарный диабет чаще возникает у евреев, чем у неевреев. Конечно, у других тоже бывает диабет, однако сегодня он наиболее часто встречается у евреев. Этот народ склонен к диабету. Еврей усваивает сахар несколько тяжело, но, с другой стороны, он ему нужен. Следовательно, еврейская диета должна бы быть направлена на то, чтобы облегчить человеческому телу использовать сахар внутри, а не выводить его сразу же.
Если вы прочитаете Ветхий Завет, тогда вы найдете различные предписания относительно пищи, предписания, которые соблюдаются еще и сегодня в тех городских ресторанах, на которых написано «кошерные». Вы познакомитесь с такими ресторанами; там еврейскими буквами написано «кошерный». Следовательно, там готовят кошерную пищу. Это делается по старым предписаниям Моисея.[52] И если вы проверите, что, собственно, лежит в основе, тогда вы найдете, что в основе этого лежит, что еврей должен есть по возможности так, чтобы он мог перерабатывать сахар, потому что этот народ с трудом перерабатывает сахар. Например, запрет на свиное мясо, - свиное мясо чрезвычайно затрудняет переработку сахара в человеке, - был рассчитан на то, чтобы предупредить диабет, сахарную болезнь. Необходимо прочитать Ветхий Завет и с медицинской точки зрения; тогда он становится страшно интересным. Чрезвычайно интересно проследить, как рассчитаны предписания кошерного приготовления того или иного. Даже так называемое Schachten, особый способ умерщвления птицы, вообще Schachten, рассчитано на то, чтобы в мясе оставалось еще так много крови, чтобы еврей ел ее, чтобы он смог правильно переработать сахар.
Теперь, вы, очевидно, знаете, что именно в последнее время евреи постепенно перестают соблюдать свои заветы относительно пищи, но они ведь связаны со своей народностью, и это плохо сказывается на них, потому что это ведь заветы для народа. И из-за этого они легче приобретают сахарную болезнь, чем другие народы. Это история.
Итак, мы можем сказать, что мясная пища производит в человеке застой неизрасходованных сил, которые начинают действовать в человеческом теле неправильно и производить в нем нечистоты. Конечно, эти нечистоты можно удалить. Однако иногда это очень сложная история. Можно сказать: некоторые вещи, если правильно произнести их, они становятся совсем особенными. Мы знакомимся с людьми, они по-своему работают всю зиму, однако они всю зиму и едят по-своему, причем они едят с удовольствием, так, что каждый день у них небольшое расстройство желудка, которое они сдерживают при помощи необходимых крепких напитков, которые они употребляют. Однако как только подходит апрель или май, они созрели для Карлсбада или другого курорта. Значит, они накопили в своем организме, в своем теле, массу нечистот, и теперь речь идет, собственно говоря, о том, что им необходима очистка от навоза. Их нужно очистить от навоза. И тогда они едут в Карлсбад. А вы знаете, как действует карлсбадская вода; она вызывает весьма сильную диаррею. Тогда соответствующим образом идет очистка от навоза. Итак, они очищаются, и тогда они могут, возвратившись, начинать снова. Однако, как правило, они не достигают ничего, кроме того, что каждый год им приходится ехать в Карлсбад . Но если однажды что-то помешает им поехать в Карлсбад, у них появится что-нибудь вроде диабета, сахарной болезни и тому подобного.
Не правда ли, если выражаться, как принято в обществе, тогда это выглядит терпимо, когда говорят: он едет в Карлсбад. Однако в действительности это значит, принимать кого-то, кто с помощью ведер навоза приводит свое тело в порядок. И это делают глотки карлсбадской воды и воздействие ванн. Итак, они вызывают то, что там производится основательная очистка от навоза. Поэтому некоторое время все может продолжается снова.
Да, господа, таким образом, конечно, поднять здоровье народа нельзя. Наконец, дело обстоит, собственно говоря, так, что все эти вещи поставляют на рынок в соответствии с тем, как ест тот, кто может ездить в Карлсбад или на подобный курорт (на воды). Другому, который не ездит в Карлсбад, тоже нужно есть. Не приходится производить очистку от навоза тому, у кого нет денег, чтобы ехать в Карлсбад. Но ведь он не получает ничего другого в качестве пищи. Поэтому нужно начинать уже с медицины, чтобы ввести социальную жизнь в правильные рамки.
Ну, об этом можно говорить долго! То, о чем я забыл сегодня сказать вам, я скажу еще со временем.
С абсентом, я хочу добавить еще это, - дело обстоит так, что он действует, собственно говоря, очень похоже на алкоголь в вине, а именно, различие состоит лишь в том, что при употреблении алкоголя разрушается непосредственно материальное, - сон это снова слегка выравнивает, - в то время, как при употреблении абсента нарушается еще и сон. С абсентом дело обстоит так, что у человека наступает похмелье именно тогда, когда он спит, и это мешает спать. А человеку нужно спать, если он пьет алкоголь. Обычно нужно, - об этом свидетельствует уже поговорка, - после выпивки проспаться. Следовательно, на употребление алкоголя благоприятным образом действует сон, он выравнивает. И поэтому абсент вреднее, чем обычный алкоголь. Абсент нарушает еще и сон.
Ну, вам нужно только один раз понаблюдать, как во сне, например, быстрее растут наши волосы. Тот, кто, например, бреется, тот знает, что, если он в какой-то день очень долго спал, ему нужно как можно быстрее побриться. Вы не замечали этого? (Замечали!) Когда душевной деятельности в теле нет, тогда это происходит очень быстро. Сон существует для того, чтобы возбуждались именно силы роста в физическом теле. Ну, а абсент, он действует еще и во сне. И у людей, пьющих абсент, дело обстоит так, что даже во сне не происходит выравнивания. Так что даже во сне у женщин, если они пьют абсент, разрушается кровь, красные кровяные тельца, а у мужчин разрушаются белые кровяные тельца.
Однако именно здесь добавляется еще кое-что другое. При употреблении абсента, из-за того, что он действует и во сне, чрезвычайно сильному влиянию подвергаются менструации. И тогда при употреблении абсента возникают нарушения, а еще больше - у потомства. И следствием этого является то, что выделение, которое должно происходить в любое время регулярно каждые четыре недели, происходит нерегулярно.
Итак, самое существенное, что можно сказать об абсенте, состоит в том, что он действует подобно обычному алкоголю в вине, пиве или шнапсе, но что он нарушает еще и сон.
ПОСЛЕСЛОВИЕ