Ii. исследование психических процессов
1 Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое).
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек:
б) определение направления звучания игрушки:
в) дифференциация музыкальных инструментов (с 3 лет) (барабан, дудочка, гармошка):
1 -е задание - при зрительном соотнесении с инструментом выполнять соответствующие действия (звучит барабан - шагать, дудочка - кружиться, гармошка - хлопать); 2-е задание - то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание реальных предметов:
б) узнавание предметов на картинках;
в) выделение основных деталей предметов (кукла - части тела, лица: рубашка - рукава,
карман, пуговицы и т.д.);
г) восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом):
самый большой - большой - маленький.
1-е задание: разобрать матрешку и поставить в ряд по величине; 2-е задание: собрать матрешку;
д) восприятие цвета (не соотносит соотносит, соотносит и обозначает словом):
2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый:
3-4 года - красный, синий желтый, зеленый, белый, черный:
е) восприятие формы {с 3 лет) различение основных геометрических форм (подобрать картинки к образу ^^ ж н
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди - сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) кубики «горка»;
г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3 лет).
5. Особенности памяти (какой игрушки не стало, выбрать из трех предметов).
6. Особенности мышления:
а) наглядно-действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки);
б) Способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на заданную тему
(«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) классификация предметов {с 3 лет). Положить картинку к соответствующей логической
группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда». Ребенку даны картинки
«платье», «чашка».
7. Развитие элементарных математических представлений (с 3 лет):
а) один - много______________________________________________________________
б) счет от 1 до 3_____________________________________________________________
в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке (1-3)__________
г) выделение из множества по образцу, по показу и слову (1, 2, 3 предметов)_______
д) больше - меньше, одинаково_______________________________________________
8. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики: моторная
напряженность, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и
ДР-). Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте:
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте:
- выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25
см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной,
перед собой).
9. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики):
а) какой руке отдает предпочтение (правой, левой, одинаково пользуется обеими
руками);
б) сформированность навыков самообслуживания;
в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования:
2-3 года - «покормить» куклу; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; умение самостоятельно пользоваться ложкой;
3-4 года - расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш; рисование горизонтальных и вертикальных линий; рисование круга, тела человека: складывание крупной мозаики.
III. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
1.Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен или
пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение.
избирательный негативизм) __________________________________________________
2. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное,
аффективные состояния и др.) _______________________________________________
3. Наличие познавательного интереса к окружающему.
4. Сформированность целенаправленной деятельности.
5. Межличностные отношения:
а) со взрослыми;
б) со сверстниками;
в) адаптация в коллективе.
IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
1 Анатомическое строение артикуляторного аппарата____________________________
2 Мимика и артикуляторная моторика:
а) мимические движения_________
б) одиночные и серии движений органов артикуляции
3. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
а) тип неречевого и речевого дыхания
б) характеристика голоса
4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный)
б) ритм (нормальный или аритмия)
в) паузация (правильная, нарушенная: деление слов паузой на слоги, деление слогов на
звуки)
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной,
побудительной).
5. Исследование фонетической стороны речи:
а) воспроизведение звукоподражаний.
Повторить за педагогом:
Кукла плачет: «А-а-а!» Ребенок плачет: «Уа!»
Поезд гудит: «У-у-у!» Ослик кричит: «Иа!»
Мышка пищит: «И-и-и». Собака лает: «Ав!»
Заблудились в лесу: «Ау!» Кошка мяукает: «Мяу».
б) исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет).
Повторить слова из 1,2, 3 слогов (отраженно). Отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов.
в) Состояние звукопроизношения:
гласные ________________________ свистящие______________________________
б-п-м________________________________ шипящие _______________________________
в-ф_____________________________ аффрикаты_____________________________
д-т-н________________________________ ы______________________________________
г-к__________________________________ л, л*____________________________________
й ______________________________ р, Р'_____________________________________
6. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет):
а) показать на картинках предметы:
стол - стул косы - козы
папа - баба корка - горка
точка - дочка миска - мишка
б) произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).
7. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи:
1) пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) понимание действий:
- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу»,
«Посади куклу» и др.);
2) понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать
на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи);
3) понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет)
(«Положи мячик е коробку, на стол, под стол» и т.п.);
4) понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (показать палочкой
карандаш, карандашом палочку, палочкой машину);
5) понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
8. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь
отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда»,
«Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества
предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:
стол - столы мяч - мячи
кукла - куклы рука - руки
шар - шары глаз - глаза
б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);
в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
единственного числа без предлога. Назвать по картинкам:
Это хвост кого? (лисы) Это машинка кого? (мальчика)
Это сумка кого? (мамы) Это уши кого? (зайца)
г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского родов (с 3 лет). Назвать цвет предметов:
красный шар синий карандаш
красная машина синяя чашка
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА.
ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации
действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос - ...
дом - ... ложка - ...
кукла - ... кровать - ...
9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи).
Заключение коррекционного педагога:___________________________________________
Дата
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ЛОР
Невропатолог,
Психоневролог
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА
(заполняется два раза в год: в январе и в июне)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для составления данного приложения были использованы материалы как отечественных, так и зарубежных авторов. Вследствие этого имеются некоторые расхождения в нормативных показателях, но они незначительны, так как строятся на принципах выполнения либо невыполнения детьми определенного возраста тестовых заданий.
Следует отметить, что нельзя делать категоричные выводы об общем уровне развития ребенка по нескольким тестовым заданиям. Необходимо комплексное обследование как в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый», так и в свободной игре. В силу психологических особенностей дети раннего и младшего дошкольного возраста могут не проявить своих знаний и умений из-за новой для них обстановки, необычности ситуации обследования, а так же из-за состояния здоровья. При сомнениях о соответствии действительности предполагаемого уровня развития ребенка, необходимо провести повторное обследование в более комфортной для ребенка обстановке, В условиях Центра сопровождения назначается повторная консультация с целью уточнения диагноза, а в консультативных группах образовательных учреждений наблюдение за ребенком проводится в течение нескольких дней