Состояние дыхательной и голосовой функций
(С 3 лет)
1. Дыхание:
а) тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);
б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);
в) частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);
г) продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса ( не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса {твердая, мягкая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(при наличии фразовой речи)
1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).
2. Ритм (нормальный или аритмия).
3 Паузация (правильная, нарушенная -деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
(с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол - стул косы - козы
папа - баба корка - горка
точка - дочка миска - мишка
2. Произнести как собака: когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).
IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);
в) понимание действий:
- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.;
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади
куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных
(показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3
лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой
карандаш, карандашом палочку, папочкой машину).
5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).
V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь
отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда»,
«Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);
б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества
предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:
стол - столы мяч - мячи
кукла - куклы рука - руки
шар - шары глаз - глаза
б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);
в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
без предлога. Назвать по картинкам:
Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца)
г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского рода (с 3 лет). Назвать цвет предметов:
красный шар синий карандаш
красная машина синяя чашка
д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД,
ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с
предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:
стол - столик нос- ...
дом-... ложка - ...
кукла - ... кровать - ...
VI. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
{обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение:
Дата
Логопед
ЛОР
Невропатолог.
Психоневролог
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА
(заполняется два раза в год: в январе и в июне)
КАРТА
обследования детей от 2,5 до 4 лет
с задержкой психомоторного и речевого развития
(Составитель Л.Г. Богданова)
Данная карта обследования предназначена для обследования детей младшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития и речевого развития коррекционным педагогом специализированных дошкольных учреждений.
Карта предусматривает задания различного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка.
В процессе исследования коррекционный педагог использует различные методы: изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком, игровые упражнения.
Для обследования детей используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, музыкальные инструменты, картинки, речевой материал.
Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.
Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических и речевых функций.
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка _
Дата рождения, возраст
Домашний адрес______
Из какого ДОУ поступил_______________________
(№ДОУ, район)
Решение медико-педагогической комиссии от_____
Протокол №___________________ принят на срок.
Диагноз медико-педагогической комиссии_______
Дата заполнения карты _____________________________________________
Коррекционный педагог ____________________________________________
Решением РМПК от_________________ продлен срок пребывания в группе
Члены РМПК
Решением РМПК от
выпускается с ____
в ___________________________________________________________ (тип школы. ДОУ)
Ответственный за выпуск______________________________________________________
Члены РМПК
Мать | АНАМНЕЗ | возраст при рождении ребенка |
Отец | возраст при рождении ребенка |
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ___________________________________
Данные о нарушениях у родителей и родственников
От какой беременности ребенок_________________________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_______________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_______________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)
Когда закричал ребенок________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)________________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) _____________________________________________________
Вес и рост при рождении _______________________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________
как взял грудь________________________ как сосал _______________________________
наблюдалось ли срыгивание, поперхивание______________________________________
Грудное вскармливание до _____________________________________________________
Выписались из роддома______________ если задержались, то почему