Карта обследования психомоторного развития

РЕБЕНКА (3 года - 4 года)

1. Ф.И. ребенка____________________________________________________________

дата рождения__________ возраст_________ ; п-ка N9_______ ; дет. сад №________

2. Дата посещения ________________________________________________________

3. Специалисты___________________________________________________________

4. Повод для обращения___________________________________________________

5. Ф.И.О. матери__________________________________________________________

6. Ф.И.О. отца_____________________________________________________________

7. Состав семьи, жилищные условия

8. Адрес, телефон__________________

9. Данные обследования: Речевое развитие:

Понимание речи:

- обращенной речи_______

- грамматических форм: ед. -мн. число сущ.
сущ. с ум.-ласк, суффиксами___________

предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над) активная речь:

- звукоподражания________________________________________

- слова ___ _______________________

- фразовая печь___________________________

особенности речи ________________________

Когнитивное развитие:

размер: знает_________________ сортирует

форма: знает_________________ вкладывает

цвет: знает__________________ сортирует

понятие «такой же»:____________________ части тела

подражательная деятельность______________________

логические связи

пространственные и временные отношения

аналитическое мышление_________________

память

Развитие крупной моторики:

координация движений_______

ходьба_________________ бег________________ прыжки

Развитие мелкой моторики:

координация___________________ захват

Развитие навыков самообслуживания:

еда

одевание  
туалет  
Социализация: контакт особенности
интерес  
эмоции: адекватность выраженность
активность  

внимание: устойчивость_______________ поле __

переключаемость______________________ объём

характер игровой деятельности_______________

Заключение

11. Рекомендации:

карта обследования психомоторного развития - student2.ru карта обследования психомоторного развития - student2.ru карта обследования психомоторного развития - student2.ru карта обследования психомоторного развития - student2.ru карта обследования психомоторного развития - student2.ru 12. Дополнительные сведения:

карта обследования психомоторного развития - student2.ru карта обследования психомоторного развития - student2.ru ДАННЫЕ АНАМНЕЗА

Смотри карту «Обследование психомоторного развития ребенка 5 мес. - 1 год 10 мес».

Описание стимульного материала для диагностического обследования

1. Игрушка «зайчик»с подвижными частями тела.

Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев -две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть).

С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.).

С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ре­бенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие.

Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая иг­рушка - зайчик, который надевается на руку.

2. «Кубикоброс»и «Шарикоброс»(две банки, одна с круглым, другая с квадратным
отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши - кубики и шарики).

С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно.

С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать пред­меты по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора).

3. Объемный пазлс двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству­
ющими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.

Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки уме­ния ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребен­ка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представ­ления о константности объекта.

4. Рамки Монтессорис вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь­
ник, звездочка).

Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником: затем следу­ющая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке распола­гаются в ряд).

Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизон­тально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательнос­ти: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка).

Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и боль­шим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребе­нок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треуголь­ник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник).

5. Набор геометрических фигур:кругов, квадратов, треугольников основных цветов
(красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками»
(квадраты из картона размером 15 см х 15 см таких же цветов).

Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него воз­никло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ре­бенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается {в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).

Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - жел­тый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3—4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его).

После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полян­ки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка».

В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометри­ческие фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста коли­чество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал.

С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сор­тировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания.

6. «Полянки с липучками».Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че­
тырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоуголь­
ника. В середине каждой фигуры пришита «липучка».

Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка».

В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствую­щих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квад­рат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру).

Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. прове­ряется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету).

Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фи­гур с полянками.

Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добав­ляются белый и черный цвета.

7. Игра «Шары».

В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового).

Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Об­следование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цве­ту ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»).

8. Игра «Подбери пару».

В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет- рических фигур (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

разного цвета, и отдель­ные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.

Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет.

9 Игра-планшет «Сортировка по двум признакам».

В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук).

Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так. чтобы местораспо­ложение совпало с цветом и формой положенной фигуры.

Цель игры, проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме).

Игра предлагается детям с 3 с половиной лет.

10. Пирамиды(большая и маленькие).

С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные: пирамида при покачивании издает мелодичный звук.

Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами.

С 1 года 6 месяцев кроме большой пирамиды, используются две маленькие пира­мидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка пред­лагается каждая пирамидка отдельно На них проверяется различение ребенком цветов.

Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пира­мидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами.

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не пред­полагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом.

Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру.

Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередо­вать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает обра­зец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - малень­кое, а затем какое по размеру?» Ребенку дают выбрать кольцо из двух: большого и ма­ленького. Затем снова показывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру.

При необходимости игру можно повторить.

11. Матрешка трехсоставная

С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помо­щью взрослого). С 1 года 6 месяцев ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ребенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инструкций взрослого (например: «Открой лялю», «Спрячь лялю» и т.д.)

С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную мат­решку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит показать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения).

С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, какого разме­ра каждая матрешка.

На этой игре исследуется сформированность понятия «величина предмета», пони­мание инструкций и цели задания.

Шесть баночек.

Внабор входят 6 баночек с легко открывающимися крышками. Баночки отличаются по цвету и по величине. В собранном виде они вкладываются одна в другую, как матрешка. Эта игра аналогична предыдущей. Также ее можно использовать для построения башни по образцу.

Игра используется для проверки знания ребенком размера (большой - маленький), отношений {больше - меньше), хорошо показывает уровень исследовательской активнос­ти ребенка, а также развитие мелкой моторики.

Рекомендуется для детей от 1 года до 1 года 10 мес.

13. Уточки.

В набор входят резиновые игрушки, отличающиеся по величине {большая и малень­кая уточки). Могут использоваться другие пары игрушек, отличающиеся по размеру.

Игра предназначена для проверки сформированности понятия «величина» и выпол­нения отдельных поручений («Найди уточку (утю)», «Принеси уточку (утю)», «Отдай тете (маме)», «Положи на место» и др.).

С 1 года 6 месяцев ребенок ориентируется в двух контрастных величинах: по просьбе показывает большой и маленький предметы (игрушки).

14. Четыре пары картинокс изображенными на них предметами, отличающимися
по размеру (большая и маленькая куклы {«ляли»), пирамидки, киски, мишки).

Картинки предлагаются ребенку попарно, каждая пара по отдельности. Цель этого задания;

• для ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - проверить его
умение ориентироваться в двух контрастных величинах с разницей в 3 см. («Покажи боль­
шую киску. Покажи, где маленькая киска»);

■ с 1 года 10 месяцев ребенок не только показывает большой и маленький предмет по названию, но и называет, какой это предмет по размеру;

• ребенок с 2 с половиной лет начинает понимать значение существительных с умень­
шительно-ласкательными суффиксами {«Покажи, где кукла, а где куколка» («пирамида -
пирамидка»)) и знает названия животных и их детенышей («Покажи, где медведь, а где мед­
вежонок» («кошка - котенок»)).

15. Картинкис изображением предметов, отличающихся друг от друга по высоте (вы­
сокий - низкий), длине (длинный - короткий), ширине (широкий - узкий), толщине (толстый
- тонкий).

Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (короткий) реме­шок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш.

Картинки используются для тестирования детей с 2 с половиной лет.

С 3 лет ребенку предлагается дополнительно назвать характеристику предмета по высоте, длине, ширине и толщине (например: «Какой это домик по высоте?» - «Высо­кий» и т.п.).

16. Сортировка предметов по размеру.

Игра «Угости заек морковками»(сортировка на два размера).

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и средний), морковки двух размеров (большие и маленькие).

Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по величине зайчика {чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно поло­жить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «раздать» морковки, учитывая размеры (большему по величине - «большие», маленькому - «маленькие»).

Игра предлагается детям с 2 с половиной лет.

Игра «Раздай листики лисичкам»(сортировка на три размера).

В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комплект листиков, по три каждого размера.

Предлагается «раздать» листики лисичкам, учитывая размеры (бо2льшей по вели­чине лисичке - «большие», маленькой - «маленькие», средней - «средние»). Первую «трой­ку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок.

17. Пазл «Рыбки»(доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и
рыбки-вкладыши).

Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки.

Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, ма­ленький и средний)

18. «Парные картинки»(четыре пары одинаковых картинок: мячи, пирамиды, миш­
ки, зайчики).

Ребенку до 1 года б месяцев предлагаются только две пары картинок (мишки и зай­чики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкладываются не все картин­ки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый просит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке.

Игра используется для проверки умения ребенка узнавать на картинке знакомые пред­меты и находить среди них одинаковые (по названию).

Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пирамидку, мячик)»), чтобы прове­рить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»).

19. Лото «Парные картинки»(лист с картинками на разные лексические темы и
отдельные карточки с такими же картинками).

Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?». «Кого ты ви­дишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи мишку, лошадку, корову, ку­бики и т.п.»).

С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»).

Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на слово, обо­значающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью.

Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ребенка. Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочтительнее брать картинки с изоб­ражением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например, «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.).

Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятался («Где спрятался зайка (мишка)?» И т.п.) и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то можно его переформулировать: «Здесь спрятался мишка или зайка?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок.

Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 карти­нок с изображением похожих предметов, связанных с одной лексической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но разные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Проверяется сформированность понятия «такой же» на близких (по­хожих) картинках.

20. «Мозаика»

Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«грибочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки - 1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков.

Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обследовать предметы ртом.

Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание «собирать» грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») s отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого).

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветными «по­лянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствую­щих цветов. Размеры «грибков»: шляпка - 2 см (у больших), ножка - 1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков».

Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребен­ку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по-одному и обращая вни­мание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Найди такого же цвета "полянку". Поса­ди».) В конце игры взрослый просит показать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки».

На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (координация и захват), а так­же внимание и способность к подражательной деятельности.

Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет. Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы».Отличие этих игр заключается только в размере используемых фишек-«грибков» (размер шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы»сортируются «грибки» на два цвета: черный и белый).

21. Куклаиз пластмассовой бутылки с открытым ртом(диаметр отверстия рта 1,5
см), с шапкой-колпачком, снимающимся вращательным движением, и мелкие предметы
для «кормления» куклы (фасоль, бобы, горох) на тарелке. Предлагается «покормить» кук­
лу («лялю») по образцу. Для детей младше 2 лет игрушка предлагается при условии, что
ребенок перестал обследовать предметы ртом.

Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не бо­лее четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица кук­лы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу.

Игрушка используется для проверки знания ребенком частей лица и развитие мелкой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шап­ки-колпачка.

При игре с детьми старше 2 с половиной лет кукла заменяется на пластмассовую рыбку(диаметр отверстия рта равен 0.8 см).

С 3 лет используется пластмассовая собачка(диаметр отверстия рта 0,5 см).

22. Кубикидеревянные 4x4x4 см (3 штуки).
Ребенок выполняет действие по подражанию:

• в 1 год стучит кубик о кубик:

• в 1 год и 6 месяцев строит башню из трех кубиков.

23. Мячрезиновый диаметром 20 см.

Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; до­гнать, поднять мяч).

В год и 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направ­лению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого.

Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость.

24. Юлана подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зай­
кой, киской и др.). При нажатии издает мелодичный звон.

Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо де­лать).

Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры {от 2 и более минут).

25.Кукольная мебель(стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями (про­
стынка, подушка и одеяло)), посуда(тарелка, чашка и ложка), кукла.

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если ребенок затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по об­разцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать», «Покачай куклу», «Посади...», «По­корми...» и т.п.).

При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с пред­метами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу.

26. Пазл «Девочка»- доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова,
туловище, две руки, две ноги) и соответствующие вкладыши.

Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части.

У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и простран­ственное восприятие.

27. Картинки «Один - много»с изображением одного и нескольких одинаковых пред­
метов (4 пары).

Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение разли­чать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч, где мячи (чашка - чашки, стол - столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар - два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один, два» (по образцу), с 3 лет - счет до трех.

Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, дер­жащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»).

28. Сюжетные картинки(например сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет
рубашку», «Мальчик бьет по мячу ногой», «Мальчик несет мяч». «Девочка кормит кур»).

Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев.

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: «Кого кормит девочка?». «Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?». «Кому шьет бабушка?» и т.п. Если ребенок затрудняется ответить на задан­ный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» и т.п.). Дополни­тельно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку).

Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке, в случае за­труднений взрослый помогает ребенку вопросами: «Кто нарисован на картинке?». «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.).

Определяется уровень развития речи (активной и пассивной).

29. Большая машина с водителями и грузом(открывающимися и закрывающими­
ся разноцветными коробками и вкладышами к ним).

Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним.

С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком пред-ложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; малышу даются задания, напри­мер: «Посади водителя (дядю) в кабину». «Поставь на машину», «Положи под машину», «Спрячь за машиной».

30. Игра «Укрась мостик»(картинка с шариками (у шариков только контур), располо­
женными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов желтого и красного цвета (по
четыре каждого цвета)).

Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый -снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?».

Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестиро­вания детей с 3 лет,

31. Размерный ряд.
Пазл «Собачки».

Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (раз­мерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек».

Ребенку предлагается последовательно заполнить ряд, начиная с самой большой (маленькой) собачки, выбирая из 3 предложенных взрослым. При повторной игре малышу предлагается самостоятельно собрать пазл. В случае необходимости можно вернуться к игре по инструкции.

Дети с 3 до 3 с половиной лет выполняют задание с небольшой помощью, старше -допускают не более одной ошибки при самостоятельной сборке пазла.

32. Игра «Дополни картинку».

В набор входят 4 карточки Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка - прямоугольник и ручка (дуга), шарик-кружок и ниточка, флажок-треугольник и палочка, жук-овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого, в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам {овал, круг, прямоугольник и треугольник).

Ребенок должен выбрать необходимую фигурку из предложенных, чтобы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой.

Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка.

33. Игра «Разрезные картинки».

Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ребенку пред­лагается составить картинку В качестве помощи можно расположить части четырехсос-тавной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу можно предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по горизонтали, другая - по вертикали).

Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (отношения «це­лое» - «часть», «верх» - «низ»).

34 Картинки с изображением пространственно-временных отношений и логи­ческих связей.

Для проверки у малыша умения дифференцировать время суток используются две карточки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на какой картинке -день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновременно), и назвать, что изображе­но на них («Это день или ночь?»).

С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает, моет руки или вытирает? Надевает пальто или гуляет?»).

Для проверки сформированности пространственных представлений малышу пред­лагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движений в данном случае исключается.

Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложенных карти­нок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щетка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» -ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышепере­численного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова?» (траву или торт), «Что несет курочка?» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка).

Перечень стимульного материала для диагностического обследования

  Возраст
до 1 года 10 мес. с 1 года 10 мес до 3 лет с 3 до 4 лет
Понимание речи Игра «Парные картинки», Объемный пазл. Картинки Сюжетные картинки. Картинки «один-много». Картинки с изображением контрастных по величине предметов Сюжетные картинки Картинки с изображением контрастных по величине предметов Шары. Лото «Парные картинки», Картинки «один-много». Большая машина
Цвет Мозаика. Пирамиды Набор геометрических фигур Полянки с липучками. Мозаика Полянки с липучками Шары Игра «Подбери пару» Игра-планшет
Форма Кубикоброс. Шарикоброс. Обьем-ный пазл Рамки Монтессори Набор геометрических фигур. Полянки с липучками Рамки Монтессори. Полянки с липучками. Игра «Подбери пару». Игра-планшет
Величина Матрешка. Уточки. Картинки с изобра­жением контрастных по величине предме­тов. Игра «6 баночек» Мозаика Пирамида Мат­решка Пазл «Рыбки». Игра «Сортировка на 2 размера». Картинки с изображением контрастных по величине предметов Пирамида Матрешка. Игра «Сортировка на 3 размера». Пазл «Размерный ряд». Картинки с изображением контрастных по величине предметов
Части тела Зайчик Кукла с открытым ртом Зайчик Кукла с открытым ртом. Пазл «Дееочка» Рыбка с открытым ртом Пазл «Девочка»
Развитие мелкой моторики Пирамиды Игра «6 баночек». Мозаика Кукла с открытым ртом Рамки Монтессори. Мозаика. Кукла с открытым ртом. Матрешка Рамки Монтессори. Шахматы. Матрешка. Кукла с открытым ртом
Развитие крупной моторики Мяч Юла. Детская колясочка. Наблюде­ние за ребенком во время игры, спуск и подъем по лестнице Большая машина. Наблюдение за ребенком во время игры. Спуск и подъем по лестнице Большая машина. Наблюдение за ребенком во время игры Спуск и подъем по лестнице
Внимание Юла Рамки Монтессори Набор геометрических фигур. Полянки с липучками. Лото «Парные картинки» Рамки Монтессори. Полянки с липучками Игра «Подбери пару». Игра-планшет. Лото «Парные картинки»
Память Объемный пазл Лото «Парные картинки» Лото «Парные картинки»
Элементарные математические представлений (понятие «такой же», пространст­венные и времен­ные отношения) Лото «Парные картинки» Набор геометрических фигур. Полянки с липучками. Лото «Парные картинки». Пазл «Девочка» Картинки «один-много». Пазл «Рыб­ки» Лото «Парные картинки» Полянки с липучками. Картинки «один-много» Разрез­ные картинки. Игра «Подбери пару». Игра-планшет. Картинки на понимание пространственно-временных отношений и логических связей
Логические операции   Матрешка Шары Пирамидка Матрешка Пазл «Размерный ряд» Игры на чередование
Аналитическое мышление     Пирамидка. Игры на чередование Игра «Дополни картинку»
Характер игры Зайчик. Кубики. Детская мебель Большая машина. Наблюде­ние за самостоятельной игрой ребенка Большая машина. Наблюдение за самостоятельной игрой ребенка

карта обследования психомоторного развития - student2.ru РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) (Составители Л С. Соломаха, Н.В. Серебрякова)

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Домашний адрес______

Из какого ДОУ поступил_______________________

{№ДОУ. район)
Решение медико-педагогической комиссии от_____

Протокол №___________________ принят на срок

Диагноз медико-педагогической комиссии_______

   
Дата заполнения речевой карты  
Логопед  
Решением РМПК от  
продлен срок пребывания

Наши рекомендации