Анатомическое строение речевого аппарата
ПРИ ДИЗАРТРИИ
Для детей с дизартрией специфичным является высокое, «готическое» строение нёба (100% случаев). Частыми, как вторичные нарушения, являются дефекты развития челюстей и прикуса.
Мягкое нёбо бывает несколько укороченным и паретичным (как следствие поражения языкоглоточного и добавочного нерва), что в свою очередь обуславливает гнусавый оттенок голоса.
Язык обычной формы и размеров, но при тщательной диагностике можно обнаружить мышечную ассиметрию, недоразвитие или раздвоенность кончика языка, что является следствие поражения подъязычного нерва и паретичности верхне-продольной мышцы языка.
ВЫВОДЫ:
· тщательный анализ данных анатомического строения артикуляционного аппарата может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;
· При дизартрии всегда имеются специфические дефекты строения артикуляционного аппарата в виде:
· дефектов развития челюстей и прикуса;
· укорочения и паретичности мягкого нёба;
· высокого, «готического» строения твёрдого нёба;
· мышечной ассиметрии, недоразвития или раздвоенности кончика языка.
Моторная организация речевого акта
ПРИ ДИСЛАЛИИ
Во время говорения принимают участие около 30 артикуляторных мышц. Наблюдается определённая синхронность в их работе, также коартикуляция различных участков речедвигательного анализатора. При дислалии нет данных за неврологическую патологию речевого акта.
Язык обычной формы и размеров. Хорошо выражены все его части. Краска языка физиологично розовая, что свидетельствует о нормальном сосудистом тонусе. Диагностические моторные пробы сохранны, имеют достаточную амплитуду и силу движения, что в свою очередь является показателем достаточного мышечного тонуса.
Уже на первом году жизни дети данной группы показывают своевременность и полноценность созревания периферического речедвигательного анализатора: хорошо захватывают грудь при сосании, что свидетельствует о сохранности иннервации (5 пара ЧМН) круговой мышцы рта.
Гуление характеризуется активностью и разнообразием звуков раннего онтогенеза, хорошей подражательной способностью. Язык быстро занимает физиологическое положение в полости рта. Ребёнок легко воспроизводит различные, довольно сложные подражания типа «болтушка», поцокивание, вибрирование губами, что позволяет говорить о хорошем состоянии основных мышц языка (в частности подбородочно-язычной и шило-язычной). Диагностика состояния артикуляционного праксиса показывает достаточную сформированность необходимых артикуляционных поз.
Со слов родителей, дети без проблем и своевременно овладевают навыками самостоятельной еды, отличаются аккуратностью при приёме пищи, самостоятельностью. Быстро устанавливаются режимные моменты, нет избирательности в еде, дети легко переходят на разнообразную, в том числе и твёрдую пищу, имеют хорошо развитую жевательную мускулатуру. Первые зубы появляются в возрасте 6–7-и месяцев, а к старшему дошкольному возрасту происходит замена молочных зубов на постоянные.
В дошкольном возрасте дети овладевают произношением основных фонетических групп звуков, а речевые несовершенства звукопроизношения представлены, как правило, искажениями: межзубным, боковым, горловым и др. нарушениями.
ПРИ ДИЗАРТРИИ
В зависимости от степени тяжести дизартрии всегда имеется моторная недостаточность, свидетельствующая о неврологическом поражении речевого аппарата.
Язык может иметь обычную форму и размеры. Недостаточно выражены все его части: наблюдается мышечная асимметрия с явлениями паретичности мышц половины языка, недифференцированность (или раздвоение) кончиков языка. Язык имеет синюшную, или бледную окраску с яркими фиолетовыми точками, так называемая «сосудистая игра», что свидетельствует о нарушенном сосудистом тонусе. При нагрузке (фиксированном удержании, или повторении скороговорок) появляется или усиливается саливация. Диагностические моторные пробы нарушены: страдает амплитуда, объём и сила движений. Функциональные пробы выполняются с явлениями оральных (горизонтальных и особенно вертикальных) синкинезий. Качественно страдают сами движения: наблюдается их истощаемость, быстрая утомляемость речевого аппарата. Тонус языка при нагрузке изменяется: в мышцах передней части ослабевает тонус, меняется окраска. В тоже время, отмечаются явления гипертонии (по типу «выбугривания») в мышцах «спинки» и корня языка. Часто наблюдается псевдобульбарный, волнообразный гиперкинез в мышцах языка, который особенно усиливается при функциональных нагрузках. Выше перечисленная симптоматика резко усиливается при использовании диагностической пробы Ромберга.
Мышцы мягкого нёба паретичны, что вызывает гнусавость голоса различной степени выраженности.
Уже на первом году жизни дети данной группы имеют симптоматику, свидетельствующую за нарушение своевременного созревания периферического речедвигательного анализатора: дети плохо захватывают грудь при сосании, что свидетельствует о неполноценности иннервации круговой мышцы рта, вызванного поражением тройничного и лицевого нервов. В анамнезе большинства детей есть указания на ранний (до 4-х месяцев) самостоятельный отказ от груди. Гуление характеризуется активностью и разнообразием звуков раннего онтогенеза, хорошей подражательной способностью. Язык не всегда занимает физиологическое положение и часто «вываливается» за пределы полости рта. Ребёнок с трудом воспроизводит различные сложные подражания типа «болтушка», поцокивание, вибрирование губами. Иногда эти движения невозможны из-за паретичности основных мышц языка (в частности, подбородочно-язычной, шило-язычной, верхне и нижнепродольных, поперечной) и круговой мышцы рта, что является следствием поражения преимущественно подъязычного нерва. Диагностика состояния артикуляционного праксиса показывает недостаточную сформированность необходимых артикуляционных поз: «лопатки», «чашечки», «горки» и др. Дети с трудом удерживают язык в заданной позе, иногда движение невозможно.
Навыки самостоятельной еды формируются с определёнными трудностями. Отмечается небрежность, негативизм при приёме пищи самостоятельностью. С трудом устанавливаются режимные моменты, присутствует избирательность в еде, дети сложно переходят на разнообразную, в том числе и твёрдую пищу, имеют недостаточно развитую жевательную мускулатуру. Родители отмечают, что дети «не жуют, а трут» твёрдую пищу передними резцами. Первые зубы появляются чаще с незначительной задержкой, в возрасте 7–9-и месяцев, а к старшему дошкольному возрасту происходит замена молочных зубов на постоянные.
В дошкольном возрасте дети стараются овладеть произношением основных фонетических групп звуков, но их произношение характеризуется невнятностью, смазанностью. При дизартрии наблюдается задержка формирования жевательной и речевой моторики, что существенно влияет на механизмы переключаемости речевого аппарата и на внятность речи в целом. Иногда их речь долго остаётся малопонятной для окружающих. Грубые несовершенства звукопроизношения представлены, как правило, искажениями: межзубным, боковым, горловым и др. нарушениями.
ВЫВОДЫ:
· тщательный анализ данных состояния моторики артикуляционного аппарата может служить важным критерием при дифференциальной диагностике сходных состояний при лёгкой (стёртой) степени дизартрии и дислалии;
· при дизартрии всегда имеются симптомы , свидетельствующие за неврологическое поражение артикуляционного аппарата в виде:
· мышечной и сосудистой дистонии;
· паретичности мягкого нёба;
· оральной синкинезии;
· орального, псевдобульбарного , волнообразного гиперкинеза ;
· при дизартрии наблюдается задержка формирования жевательной и речевой моторики, что существенно влияет на механизмы переключаемости речевого аппарата и на внятность речи в целом.