Правила поведения при эвакуации
К установленному сроку граждане, вывозимые в загородную зону, прибывают с вещами на СЭП. Здесь эвакуируемые проходят регистрацию. После этого они распределяются по вагонам, автомашинам, судам и ожидают посадки. В назначенное время людей выводят к пунктам посадки.
Для вывоза населения по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотненная загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.
При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено использование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, и если возможно, то и при сопровождении ГАИ.
Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны.
Вывод населения пешим порядком. Он осуществляется преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог.
Колонны формируются на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колонна разбивается на части — коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри еще подразделяется на группы по 20 — 30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе — старший.
Средняя скорость движения принимается не более 4 км/ч. Через каждый 1 — 1,5 ч движения предусматривается малый привал продолжительностью 10 — 15 мин, а после второй половины перехода — большой привал на 1-2 ч. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.
Во время марша эвакуируемым необходимо соблюдать установленный порядок: выполнять все команды и распоряжения начальника колонны и старшего группы. Не покидать колонну без разрешения. Не пить воду из источников, не проверенных медицинской службой. При движении ночью следить за тем, чтобы соседи по колонне не отставали, а на привалах не засыпали. В зимнее время следить за появлением признаков обморожения у себя и соседей. На привалах не ложиться на снег. При плохом самочувствии обращаться к медицинскому работнику, сопровождающему колонну
По прибытии к месту назначения все организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места для проживания и перемещаться из одного населенного пункта в другой.
В загородной зоне организуется медицинское и бытовое обслуживание. Детей при необходимости устраивают в школы и детские сады. Снабжение продовольствием и предметами первой необходимости производится через сеть государственной и кооперативной торговли, как и местного населения. Доброжелательная встреча местным населением уставших и подчас встревоженных людей — одно из условий преодоления трудностей устройства их на новом месте.
ЭКСТРЕННАЯ ЭВАКУАЦИЯ
Она значительно отличается от той, о которой шла речь выше. Экстренная эвакуация вызывается обычно какими-то быстротечными чрезвычайными ситуациями, а таких, к сожалению, очень много. Правда, масштабы большей частью носят ограниченный характер, но не всегда.
Рассмотрим несколько примеров.
Лесной пожар подбирается к населенному пункту. Что делать? Конечно, уходить и всем вместе, а не по одиночке. Уходить по дорогам, уводящим от огня, и в ту сторону, которая короче всего выведет в поле, к реке или другое безопасное место. В отдельных случаях может быть, придется эвакуироваться вдоль реки или непосредственно по воде.
Выход этот, хотя и скоротечный,но обязательно должен быть организованным. Нельзя допускать панического бегства, стихийности. Это приведет к неоправданным жертвам и потерям. Всю работу должен возглавить начальник ГО — глава местной администрации. Старший колонны обязан прекрасно знать местность, хорошо ориентироваться на ней. Вещи... Не набирайте много. Конечно, жалко оставлять, хотелось бы взять все, но это невозможно. Берите самое-самое необходимое, а главное деньги, документы, ценности, продукты питания и воду. Не помешают и медикаменты (маленькая домашняя аптечка).
Другой пример. Авария на химически опасном объекте. Облако АХОВ движется в сторону вашего населенного пункта. Получена информация о случившемся. Смотрите, откуда и куда дует ветер. Главное — не мешкать. Время — вот важнейший фактор в данной ситуации. Деньги, документы, немного продуктов и немедленно уходить. Уходить в сторону, перпендикулярную движению ветра.
Желательно, чтобы местные органы ГО и ЧС при проведении занятий с населением подробно рассматривали конкретные ситуации, которые могут сложиться в данном районе, рассказывали бы о том, как поступить в случае движения облака АХОВ в сторону населенного пункта. Очень неплохо пройтись со старшими или с главами семей по наиболее вероятному маршруту эвакуации. Хорошо, если он в жизни не пригодится. Но никто не застрахован. Может быть всякое, даже самое неожиданное.
У многих сложилось мнение, что эвакуация присуща только городам, да и то только крупным. Селам и поселкам она не грозит. Какая может быть эвакуация из деревни, да еще в мирное время. Оказывается, может.
7 августа 1995 года жители поселка Норовка Пензенской области ночью были подняты по тревоге и срочно эвакуированы. Полусонные, в спешке покидали свои дома. Брали с собой, что под руку подвернется. В чем же дело? А дело в том, что, казалось бы, на самом обычном предприятии — маслозаводе, а точнее на его складах, произошло возгорание кальцинированной и каустической соды, применяемой в производстве. Ядовитое облако, появившееся над поселком, удушливым покрывалом накрыло всю округу.
Оставаться в отравленной зоне нельзя: или гибель, или серьезные отравления. Только к утру удалось ликвидировать очаг пожара. Источник выделения ядовитых газов стал постепенно затихать. Экстренная эвакуация сыграла свою роль — никто из жителей поселка не пострадал.
Из этого следует еще один вывод: угроза поражения может исходить не только от крупных и химически опасных объектов. Она порой возникает совсем неожиданно и от таких вроде бы мирных и безобидных объектов, как маслозавод, консервное предприятие, водопроводная станция, текстильное производство, холодильник, где хранятся продукты, молококомбинат и т.п.
Утро 4 июня 1987 года. Мощный взрыв потряс г. Арзамас. Многие дома вблизи ж.д. станции, да и сама станция были разрушены. Взорвались два вагона со взрывчаткой.
Опять возник вопрос об экстренной эвакуации тех, кто оказался в зоне разрушений. Уже через 15 минут пострадавших начали доставлять на личных машинах и машинах «скорой помощи» в центральную городскую больницу, где срочно стали готовить дополнительные места для раненых.
Руководство города, надо отдать ему должное, не растерялось, взяло руководство, в свои руки. Поэтому эвакуация пострадавших и оставшихся без крова не стала бегством, не превратилась в блуждание людей. По радиотрансляции постоянно передавалась информация: объявлялись пункты сбора, места оказания помощи, направления выхода людей из опасной зоны, рассказывалось, что делать, куда идти, что брать с собой, передавались просьбы и обращения.
В первых числах августа 1995 года хорватская армия начала массированное наступление на ту часть территории, где жили сербы. Как сообщают печать и радио, из зоны боевых действий было срочно эвакуировано около 200 тыс. мирных граждан. Трудно сказать, была ли это эвакуация в полном смысле слова или обыкновенное бегство из-под нуль, снарядов и бомбежек. Спикер Государственной Думы России И. Рыбкин по этому поводу сказал: «Расстрелы и бомбежки колонн беженцев воспроизводят ситуацию 50-летней давности. Точно так же фашистские варвары влезли в Югославию».
Проблемы экстренной эвакуации, видимо, сохранятся еще надолго в жизни людей. Слишком много опасностей как природного, техногенного, так и военного характера, которые подстерегают человека.