Автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисп­равность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подго­товка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональ­ная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управле­ние автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мос­товой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из трол­лейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же, на месте. По­гибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. И сегодня на место этой траге­дии граждане приносят живые цветы. А всему виной халатность, пренебреже­ние элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огорожен­ные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах города за год погибают до 60 детей, это два пол­ных класса. Травмы получают 1000 — целая школа. В России за год под колеса­ми машин и в дорожных авариях погибают 36 — 37 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы.

Цифры кричат. А количество аварий пока не сокращается.

При автокатастрофе главное — своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно. Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений — результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К мес­ту происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техничес­кая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками. Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, гроссами и другим необходи­мым инструментом.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими хими­чески опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопо­жарной службы.

АВАРИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздей­ствием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и оши­бок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является след­ствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидыва­ние судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное располо­жение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопа­ющих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразде­ления аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

В случае аварийных ситуаций на нефтеналивных судах (танкерах) прекра­щаются все работы по наливу или откачке нефтепродуктов, задраиваются крышки люков всех емкостей, проводится охлаждение горящих емкостей, бортов кораб­ля. Пустые емкости наполняются водой. Принимаются меры по предотвраще­нию растекания горящих жидкостей по акватории.

Наши рекомендации