Гипноз -могущественная и добрая сила

гипноз -могущественная и добрая сила - student2.ru

Приступая к выполнению своей программы самооздоровления, вы, конечно же, надеетесь осуществить стоящие перед вами задачи как можно скорее. Неоценимую помощь в этом окажет вам самогипноз — идеальное средство общения с внутренним разумом и вместе с тем инструмент эффективного на него воздействия. Потенциал гипнотерапии огромен, но чтобы реализовать его в полной мере, необходимо понять саму природу гипноза и отказаться от некоторых привычных, но совершенно ошибочных о нем представлений.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДРАССУДКИ. К сожалению, в обществе по-прежнему бытует скептическое в целом отношение к гипнозу, причем профессиональные медики оказываются в этом смысле, увы, ненамного грамотнее своих пациентов. Постепенно в общественном мнении происходят определенные сдвиги: об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что более тридцати тысяч женщин на сегодняшний день успешно родили без боли с помощью гипнотической анестезии, не говоря уже о десятках тысяч больных в разных уголках нашей страны, испытавших на себе благотворное действие гипнотерапии. И все же гипноз принес бы человечеству несравненно больше пользы, если бы не довлел над нами груз совершенно необоснованных страхов.

Во-первых, почему-то принято считать, будто, погружаясь в транс, человек теряет сознание: столь мрачная перспектива, разумеется, не может не озадачить любого нормального человека. Между тем на любой глубине погружения субъект сохраняет ясность мыслей и отдает себе полный отчет в собственных словах и поступках. Итак, под гипнозом мы не «лишаемся чувств», просто никаких осо-

бых ощущений не испытываем — кроме разве что вялости да апатии. При большом желании в гипнотическом трансе можно и двигаться, и говорить; другое дело, что такого желания, как правило, не возникает. Вообще, гипнотический сон по своим характеристикам столь незначительно отличается от обычного состояния, что очень часто, погружаясь на малую глубину, мы вообще не замечаем никаких изменений. Не случайно гипнооператор * регулярно пользуется контрольными внушениями-«тестами»: лишь убедившись в том, что веки у него действительно «слиплись и не могут разомкнуться» или «рука стала такой тяжелой, что не может подняться», человек начинает осознавать, что действительно находится под гипнозом.

Другое распространенное заблуждение состоит в том, что гипнооператор якобы полностью подчиняет пациента своей воле и вынуждает того выполнять любые приказы. Ничего подобного, гипнотизер — не колдун, он не имеет над своим подопечным абсолютно никакой власти. В противном случае гипноз превратился бы в опаснейшее оружие, и о совершенных с его помощью преступлениях мы, несомненно, давно уже узнали бы со страниц уголовной хроники.

В действительности человек просто не способен совершить под гипнозом ничего, что бы противоречило его природе, убеждениям и моральным принципам: любое неприемлемое внушение просто будет отвергнуто подсознанием. Об этом важно знать каждому, потому что именно боязнь полностью утратить контроль над собой, как при

· Гипнотизер, психотерапевт.

вило, и служит основным психологическим препятствием при погружении на большие глубины.

Вопреки другому широко распространенному и ошибочному мнению, человек не может под гипнозом ни «проговориться», ни ляпнуть что-нибудь такое, о чем ему пришлось бы впоследствии пожалеть. Ясность мысли, повторяю, сохраняется на любой глубине, поэтому можете не опасаться за свои «государственные тайны» — никакой гипнотизер даже при большом желании у вас их не выведает.

Однажды на прием ко мне вместе с женой явился молодой человек, явно страдавший патологической ревностью: целью визита было заставить женщину под гипнозом... признаться в предполагаемой измене! Я сказал, что готов, в общем, провести такой сеанс, но только с согласия самой супруги и лишь при условии, что он в момент гипнонаведе-ния * будет находиться в коридоре. Оставшись с молодой женщиной наедине, я сообщил ей о том, что гипнотический транс вовсе не делает ее беззащитной перед психологической атакой мужа и что отвечать ему, в принципе, она может все, что вздумается. Та заявила, что скрывать ей нечего, охотно согласилась пройти «допрос», а через несколько минут как ни в чем не бывало с ходу отвергла все обвинения, чем беспокойного супруга своего вроде бы успокоила — по крайней мере на время. Так наивная вера последнего в то, что будто бы под гипнозом не лгут, продлила (пусть, может быть, и ненадолго) жизнь этому семейному союзу.

Иногда меня спрашивают: «А что, если я, погрузившись в транс, потом не смогу проснуться?» Обычно для немедленного пробуждения достаточно одной команды гипноо-ператора, а то и просто желания самого субъекта гипноза. Задержки наблюдаются крайне редко, причем они всегда мотивированы: скорее всего человек впервые за долгое время обретает ощущение внутреннего комфорта, и подсознание просто не желает с ним расставаться.

ТАИТ ЛИ В СЕБЕ ГИПНОЗ ОПАСНОСТЬ? Нет, хотя неопытный гипнотизер вполне способен доставить вам неприятности локального характера — если, скажем, забудет снять внушение, которым в ходе сеанса анестезировал какой-либо участок тела. Разумеется, команды «специалистов» такого рода очень скоро сами утрачивают силу, и все же будьте бдительны: не доверяйте свое здоровье первому встречному шарлатану. К числу последних относится, очевидно, подавляющее большинство эстрадных гипнотизеров, чей научный кругозор ограничивается способностью ввести группу простаков в гипнотический транс и проделать затем над ними какой-нибудь фокус. Любой медик-профессионал, закончивший специальные курсы обучения гипнозу, прекрасно осведомлен о подстерегающих гипноо-ператора ловушках.

Что же касается самогипноза, то до сих пор мне не приходилось слышать о том, чтобы кто-нибудь в ходе самогера-пии умудрился причинить вред самому себе. Главное — не забывать о том, что любое внушение, направленное на изменение физического состояния организма, должно быть снято до момента пробуждения.

Настоящая книга ни в коей мере не претендует на роль научного исследования. Тем же. из вас, кто всерьез заинтересовался гипнозом и хочет узнать о нем побольше, я бы рекомендовал обратиться к специальной литературе.

ПОЧЕМУ ГИПНОЗ НЕ НАШЕЛ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ? Причин тому несколько. Во-первых, как уже было сказано, подавляющее большинство специалистов знают о гипнозе ненамного больше своих пациентов. Появившиеся в последнее время многочисленные «предостерегающие» статьи (авторы их, психиатры, возражают против того, чтобы гипнозом пользовался кто-либо, кроме самих психиатров), мягко говоря, улучшению ситуации не способствовали.

Есть причины и более прозаические. Одна из них связана с относительной продолжительностью гипносеанса. Се-

· То есть введение в состояние гипноза.

годняшнии средний американский врач, привыкший «обслуживать» по 40 — 50 пациентов в день (не говоря уукъ о тружениках «конвейерного» типа, пропускающих через свой кабинет ежедневно по 80 — 90 человек), явно не готов каждому из них уделять минимум по 30 — 40 минут.

И все же главное, что мешает широкому внедрению гипноза в медицинскую практику, это вопиющая безграмотность в этой области подавляющего большинства наших врачей. Основные аспекты — этой действительно серьезной проблемы хорошо вскрыты доктором Дэвидом Чиком, одним из ведущих специалистов в области Гинекологии, который уже многие годы использует в своей практике методы гипнотерапии. Согласно результатам исследований, проведенных недавно в Калифорнии, из 930 опрошенных психиатров лишь 50 прибегнули к гипнозу хотя бы однажды, и только 20 нашли в применении его для себя какой-то смысл. Будучи лично знаком с каждым из этих двадцати, смею утверждать: эти люди овладели методом гипноза мастерски, принося поистине неоценимую пользу своим пациентам.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ. Различают три стадии гипнотического погружения: легкую, среднюю и глубокую. В состоянии легкого транса наблюдаются: глубокая мышечная релаксация, апатия, тяжесть во всех членах, заметное подрагивание зрачков под опущенными веками. Возможен эффект каталепсии («застывания» в искусственной позе вследствие сильного мышечного напряжения или, наоборот, полной расслабленности). Выполняются основные гипнотические тесты («глаза не открываются», «невозможно расцепить пальцы»). Возможна частичная возрастная регрессия.

Для среднего уровня погружения характерны: расслабленность, апатия, каталепсия. Соответствующими внушениями могут быть вызваны местная анестезия и (по пробуждении) частичная амнезия. Подсознание способно взять на себя контроль за некоторыми физиологическими функциями организма (такими, например, как слюноотделение). Гипнотическим внушением приостанавливается кровотечение.

В глубокой стадии гипноза возможны: сложные галлюцинации с участием всех пяти чувств, полная возрастная регрессия, местная анестезия и полная постгипнотическая амнезия. Восприятие субъектом хода времени на этом уровне резко искажено.

Под гипнозом на любых стадиях погружения сохраняются раппорт (способность к общению с гипноопера-тором) и восприимчивость к постгипнотическим (то есть задаваемым на будущее) внушениям. Эффективность последних с увеличением глубины погружения возрастает. Определить, на каком из трех уровней находится субъект, можно не только по внешним признакам (они-то как раз варьируются в зависимости от особенностей психики индивидуума), но и путем идеомоторного самоопроса — впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.

Важнейшую роль в самотерапии играет явление частичной возрастной регрессии; суть его состоит в способности подсознания воскресить в памяти событие далекого прошлого, но не просто «вспомнить» его, а всеми пятью чувствами как бы прожить заново. Полная возрастная регрессия, или ревивификация (она возможна только в глубоком трансе и почти никогда не достигается в самогипнозе), переносит человека в прошлое полностью, «без остатка». Субъект перестает узнавать оператора, поскольку весь «последующий» отрезок жизни (от переживаемого момента до настоящего времени) в памяти его как бы стирается, временно перестает существовать.

Частичная возрастная регрессия (а она легко достигается практически на любом уровне гипнотического погружения) позволяет нам не просто «оживить» в мельчайших деталях какие-то свои очень давние переживания, но и, проанализировав ситуацию, понять, почему все же они наложили болезненный отпечаток на всю последующую жизнь. При полном «перевоплощении» аналитический «отсек» нашего разума на некоторое время «отключается».

Впрочем, оба типа регрессии играют неоценимую роль в психотерапии: они дают возможность проникнуть в самые отдаленные закоулки памяти, в обычных условиях наглухо заблокированные.

САМОГИПНОЗ - ЯВЛЕНИЕ ОБЫДЕННОЕ. Все мы, сами о том не подозревая, погружаемся время от времени в спонтанный гипнотический транс. Самопогружение — явление настолько обыденное, что'никому даже в голову не приходит связывать его как-то с гипнозом. Об этом, в частности, рассказывает в своей статье, подготовленной специально для сборника «Экспериментальный гипноз» («Макмиллан», Нью-Йорк, под ред. Лекрона), доктор Гриффит Уильяме. Например, всем знакомое состояние «сна наяву» — не что иное, как легкий (а иногда и не очень-то легкий) гипнотический транс. Самопроизвольное погружение — естественный результат усиленной концентрации внимания на книге, экране, любом другом объекте напряженной деятельности. Более того, «загипнотизировать» нас (как полагает Эстабрукс) может, оказывается, любое

достаточно сильное чувство, например, ужас или приступ ярости.

Элемент гипнотичности присутствует и в религиозных церемониях ритуального характера, особенно с использованием музыкального сопровождения: значительная часть аудитории в процессе таких богослужений незаметно для себя погружается в транс. А каждому, кто водит машину, хорошо знакома следующая ситуация: вы мчитесь по пустынному шоссе, расслабившись за рулем, рассеянно скользите взглядом по убегающей вдаль белой полосе и вдруг ловите себя на мысли о том, что только что проехали по улицам какого-то города и ничего не можете о нем вспомнить. А объясняется все очень просто: вы самопроизвольно вошли в гипнотический транс, а по пробуждении испытали частичную амнезию.

Итак, гипноз — нормальное явление, неотъемлемая часть нашей с вами повседневной жизни. Достаточно лишь в полной мере осознать этот очевидный факт, чтобы обо всех своих беспочвенных страхах забыть раз и навсегда.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Наши рекомендации