Меры, направленные на облегчение доступа хозяйствующих субъектов на рынки услуг погрузки-выгрузки в портах.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в морских, речных портах и транспортных терминалах, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в морских, речных портах, транспортных терминалах» разработаны в соответствии с частью 3. статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее – Проект постановления).
В ноябре 2014 г. согласованная со всеми заинтересованными сторонами редакция Проекта постановления направлена в Аппарат Правительства РФ.
Поручением Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 № П9-2299 ФАС России поручено доработать Проект постановления и внести его в установленном порядке в Правительство РФ, - срок: 1.08.2016.
В настоящее время ведется соответствующая работа.
В рамках исследования состояния конкуренции на рынке погрузо-разгрузочных работ в морских портах ФАС России направил запрос потребителям услуг стивидорных компаний в т.ч. для определения оснований для расширения географических границ рынка. Срок получения ответов –конец апреля 2016 г.
10. Меры направленные на создания реальных конкурентных условий на внутреннем рынке нефтепродуктов Российской Федерации, создания прозрачности ценообразования, а также устойчивого развития рынков нефти и нефтепродуктов.
ФАС России разработаны и в марте 2012 года внесены в Правительство Российской Федерации законопроекты «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации», которые затрагивают отношения, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности при обороте нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке Российской Федерации, в первую очередь хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ВИНК, а также иных участников рынка, в том числе инфраструктурных организаций. Кроме того законопроекты направлены на формирование эффективного и стабильного механизма ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанного с мерами по развитию конкуренции.
Во исполнение пункта 5 раздела I Протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам развития топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики от 24.09.2012 № 5 ФАС России были проведены повторные публичные обсуждения законопроектов, по итогам которых ФАС России были внесены изменения и дополнения в законопроекты. В конце ноября 2012 года законопроекты направлены в Правительство РФ.
В рамках выполнения поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 07.10.2013 № П9-46786 ФАС России была проведена актуализация заключений на законопроекты, доработанные с учетом дополнений о введении обязанности нефтяных компаний по согласованию вывода нефтеперерабатывающих мощностей в ремонт. В конце июля 2014 года направлены актуализированные заключения были направлены в Правительство РФ.
В целях стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, ФАС России разработан и направлен на согласование проект федерального закона «О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
ФАС России 26.11.2013 письмом № АГ/47219-ПР/13 во исполнение пункта 3 раздела II Выписки из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 № 37 о проработке вопроса установления «плавающей» ставки акцизов на различные виды моторного топлива в зависимости от изменения мировых цен на нефть направила свои предложения, с приложением проекта Закона и пояснительной записки к нему в Минэнерго России и выразила готовность к дальнейшему обсуждению данного вопроса.
Мероприятия на рынке страхования.
Мероприятия на рынке ОСАГО.
В течение 2015 года Федеральная антимонопольная служба инициировала и активно участвовала в различных мероприятиях, направленных на решение проблемы навязывания страховыми организациями дополнительных услуг по добровольным видам страхования при заключении договоров ОСАГО.
Необходимо отметить, что указанная проблема сохраняет свою актуальность на протяжении нескольких лет.
Так, в период с марта 2013 года по настоящее время в антимонопольные органы поступило более десяти тысяч жалоб граждан на действия страховых организаций, выразившиеся в навязывании дополнительных услуг. При этом необходимо отметить, что после принятия Банком России решения об увеличении тарифов по услугам ОСАГО с апреля 2015 года количество жалоб граждан на навязывание дополнительных страховок резко сократилось. Вместе с тем, несмотря на значительное повышение Банком России тарифов по ОСАГО, жалобы на навязывание дополнительных услуг при осуществлении ОСАГО продолжают поступать в ФАС России.
Антимонопольные органы в рамках своих полномочий до 2016 года такие действия финансовых организаций рассматривали только на предмет наличия нарушений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) (при наличии доминирующего положения и соответствующих доказательств злоупотребления таким положением), статьи 11 Закона о защите конкуренции (при наличии антиконкурентных соглашений) и статьи 11.1 Закона о защите конкуренции (при наличии согласованных действий, ограничивающих конкуренцию).
В целях пресечения нарушения антимонопольного законодательства 53 территориальных управления ФАС России за последние три года выдали предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, из них в 46 территориальных управлениях ФАС России в связи с неисполнением предупреждений возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, из них в 40 территориальных управлениях ФАС России вынесены решения о признании действий по навязыванию добровольных видов страхования при оформлении полиса ОСАГО, противоречащими статье 10 Закона о защите конкуренции.
Всего территориальными органами ФАС России в указанный период времени по статье 10 Закона о защите конкуренции принято 85 решений, из которых 51 решение о наличии факта навязывания дополнительных услуг по добровольным видам страхования. Кроме того, территориальными органами было принято 12 решений о наличии нарушений статьи 11 и 2 решения о наличии нарушений статьи 11.1. Закона о защите конкуренции.
При этом необходимо отметить, что указанные дела антимонопольных органов по статье 10 Закона о защите конкуренции были возбуждены в отношении ПАО «Росгосстрах» (ООО «Росгосстрах»), которое является лидером на рынке ОСАГО более чем в 70 субъектах Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что действия страховых организаций, связанные с навязыванием дополнительных страховок, помимо ФАС России, рассматриваются в пределах компетенции Роспотребнадзором и Банком России.
Вместе с тем, в ряде случаев у органов надзора возникают сложности при доказывании фактов такого навязывания в связи с тем, что граждане в целях получения необходимой им страховой услуги в ряде случаев вынуждены подписывать дополнительные договоры страхования. При таких обстоятельствах не всегда представляется возможность разграничить кросс–продажи и навязывание страховыми организациями дополнительных страховок, а также оперативно пресекать нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению ФАС России, одним из путей решения указанных проблем может стать установление в договоре добровольного страхования так называемого «периода охлаждения», то есть периода, в течение которого страховщик в соответствии с обязательным условием, предусмотренным договором страхования, возвращает страхователю уплаченную страховую премию в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования.
В целях проведения всестороннего обсуждения указанного предложения в 2015 году в ФАС России было проведено два заседания Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России (далее – Экспертный совет), на которых приняли участие, в том числе представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, а также представители страхового и банковского сообщества.
Предложения ФАС России по установлению «периода охлаждения» в договорах добровольного страхования были поддержаны участниками заседаний Экспертного совета и впоследствии направлены в Банк России.
С учетом предложений ФАС России, включающих в себя мнения страхового и банковского сообщества, Центральным банком Российской Федерации принято Указание от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2016 года).
Указанный нормативный акт Банка России предусматривает, в том числе обязательное условие в договоре ряда видов добровольного страхования о возврате страхователю уплаченной страховой премии в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Соблюдение страховыми организациями требований Указания Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» решит проблему навязывания страховыми организациями дополнительных страховых услуг при оформлении договоров ОСАГО.