Развитие конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса
2.8.1. Характеристика состояния конкуренции в сфере рыбохозяйственного комплекса на примере рынков первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба
Одной из задач Федеральной антимонопольной службы является осуществление антимонопольного контроля в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Распределение долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между хозяйствующими субъектами осуществляется по «историческому принципу», который является основным базовым принципом государственного регулирования отрасли.
Основная цель применения «исторического принципа» - поощрение (стимулирование) владельцев долей квот, добросовестно осуществляющих рыболовство в течение 10 лет, путем предоставления преимущественного права на вылов водных биологических ресурсов на новый десятилетний срок без проведения процедур торгов.
В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение понятия «исторического принципа распределения квот» или «истории промысла», но, при этом, невмешательство органов государственной власти в процесс модернизации указанного принципа создает предпосылки для уменьшения количества добросовестных участников рынка.
В зависимости от срока закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов возможно выделить следующие этапы развития «исторического принципа»:
- I этап – с 2001 по 2003 гг. – квоты распределялись ежегодно на аукционах;
- II этап – конец 2003-2004 гг. – введено закрепление долей квот сроком на 5 лет;
- III этап – 2005-2008 гг. – закрепление долей квот сроком на 4 года;
- IV этап – с 2008 года квоты были закреплены за хозяйствующими субъектами на 10 лет. В качестве обоснования необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) в отношении увеличения срока закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов до 10 лет заявлялась необходимость обновления отечественного рыбопромыслового флота и его окупаемость за десятилетний период;
- V этап – в настоящее время рассматривается возможность внесения изменений в Закон о рыболовстве путем увеличения срока закрепления долей квот с 10 лет до 15 лет (с 2019 года).
Проанализировав законодательство о рыболовстве, можно отметить, что с 2004 года основой распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов является «история промысла», а аукционы проводятся в исключительных случаях.
Анализ развития конкуренции в рыбодобывающей отрасли за последнее десятилетие показал следующие результаты:
- отсутствие инвестиций в отрасль;
- рыбохозяйственная отрасль практически не развивается и находится в упадническом состоянии;
- физический износ рыбодобывающего флота на 90%;
- установление различных условий для входа на рынок: на основании «исторического» принципа и по итогам аукционов;
- в настоящее время, в большинстве случаев с учетом перехода права на добычу водных биологических ресурсов от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства путем реорганизации, долями квот владеют не те лица, которым лимиты были предоставлены в 2008 году.
В 2008 году доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов были распределены между 815 хозяйствующими субъектами.
По состоянию на 2015 год доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов принадлежат только 587 хозяйствующим субъектам, которым они были распределены первоначально. Ликвидировано хозяйствующих субъектов — 24 (почти 3%). Количество хозяйствующих субъектов, которым доли квот принадлежат после реорганизации 204 хозяйствующих субъектов (25%) в порядке универсального правопреемства - 565. При этом следует отметить, что количество реорганизаций хозяйствующих субъектов наблюдается до 24 раз, а срок существования реорганизованного хозяйствующего субъекта в отдельных случаях не достигал и трех месяцев.
Кроме того, при текущем порядке действия «исторического принципа» доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов во многих случаях изначально были закреплены в монопольных размерах.
Пример такого распределения можно наблюдать по результатам исследования рынков первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба.
Целью исследования рынков первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба являлась оценка состояния конкурентной среды и положения хозяйствующих субъектов на рынке первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба, а также возможность практического применения результатов проведенного анализа территориальными органами ФАС России и Центральным аппаратом ФАС России, в том числе при принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией согласно главе 7 Закона о защите конкуренции.
Реализация основного объема добытого (выловленного) в России краба осуществляется на экспорт (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Анализ реализации крабов в 2014 г.
Продуктовыми границами в данном исследовании являются границы рынка краба охлажденного с разбивкой по видам: краб камчатский, краб синий, краб-стригун Бэрда, краб-стригун опилио, краб-стригун ангулятус, краб-стригун красный, краб колючий, краб равношипый.
Географические границы указанных товарных рынков определены как Северный рыбохозяйственный бассейн и Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн (далее — Дальневосточный бассейн), в границах которых хозяйствующие субъекты осуществляют рыболовство и реализацию улова.
В общем объеме реализации крабов всех видов в Дальневосточном бассейне доля краба-стригуна опилио в 2014 году составляет 54%, доля краба камчатского -11%.
В 2014 году на рынке краба-стригуна опилио в Дальневосточном бассейне доминирующее положение занимает ООО «ДВ Акваресурс» с долей рынка 52%, в то же время при рассмотрении доли ООО «ДВ Акваресурс» в объеме общих продаж с учетом экспорта всего улова краба-стригуна опилио, добываемого в Дальневосточном бассейне, доля ООО «ДВ Акваресурс» составляет 20%.
На рисунке 2 «Анализ цен на краба-стригуна опилио» отражена связь такого положения ООО «ДВ Акваресурс» на рынке с ценами на продукцию. Так цены, по которым ООО «ДВ Акваресурс» реализовывал улов краба были стабильно выше средних цен краба-стригуна опилио в Дальневосточном бассейне на внутреннем рынке и ниже средних экспортных цен.
Исследованные рынки являются высококонцентрированными, за исключением рынка Краба синего и камчатского охлажденного в Дальневосточном бассейне, у которых уровень концентрации умеренный.
В Северном бассейне добывается краб-стригун опилио и камчатский краб, причем добычу и реализацию ведет одна группа лиц в составе: ЗАО «Арктиксервис», ОАО «Североморский Альянс», ООО «Северо-Западная краболовная компания», ООО «СЗРК-Мурманск», которая занимает монопольное положение на товарных рынках, что отразилось на цене продукции.
Рисунок 2 - Анализ цен на краба-стригуна опилио
На рисунках 3 и 4 «Анализ цен на краб камчатский в Северном бассейне» и «Анализ цен на краб камчатский в Дальневосточном бассейне» показано, что цена на внутреннем рынке краба камчатского охлажденного, выловленного в Северном бассейне, в 2012-2013 гг. была выше экспортной цены при том, что в Дальневосточном бассейне на внутреннем рынке с умеренным уровнем концентрации за этот же период краб реализовывался по цене ниже экспортной.
При проведении исследования первичной оптовой реализации добытого краба охлажденного выявлены следующие экономические барьеры:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на формирование промыслового флота при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности.
Административные барьеры:
- распределение квот на вылов краба по «историческому принципу», что осложняет вход на рынок для новых участников;
- квоты добычи водных биоресурсов распределяются на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими лицами водных биоресурсов за девять лет, предшествующих расчетному году.
Рисунок 3 - Анализ цен на краб камчатский в Северном бассейне
Рисунок 4 - Анализ цен на краб камчатский в Дальневосточном бассейне
На данный момент рассматривается возможность увеличения процента добычи водных биологических ресурсов, в случае не освоения которого права на добычу водных биоресурсов будут принудительно прекращены. Соответственно, высвободившиеся на этом основании квоты будут распределяться с соблюдением конкурентных процедур. Это может частично снять административный барьер.
По мнению ФАС России, оздоровлению ситуации на рынках первичной оптовой реализации добытого (выловленного) краба могло бы способствовать введение норм, предписывающих обязательную продажу крабовой продукции на аукционных площадках. При этом необходимо дополнительно предусмотреть введение экспортных лицензий с целью предупреждения повышения цен на внутреннем рынке.
Например, экспортная лицензия в Норвегии выдается Экспортным советом с разрешения департамента рыболовства сроком на один год при стоимости ее оформления около 1700 долл. США. ФАС России считает, что такая практика была бы полезна для устранения рыночной власти крабодобытчиков, защиты интересов внутренних потребителей, а также для пополнения доходной части государственного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, по мнению ФАС России, доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов должны распределяться в зависимости от объема вылова каждого хозяйствующего субъекта по отношению к общему объему за 9 лет.
При таком распределении долей квот компании будут понимать, что если получать долю квоты от государства для того, чтобы реально осуществлять рыболовство, то вполне можно заниматься добычей (выловом) водных биологических ресурсов, а если получать долю квоты для того, чтобы ее потом передать (продать), то при таких условиях это будет невыгодно, так как компания ее приобретающая, не сможет рассчитывать на получение доли квоты в том же размере при следующем распределении.
Ограничение конкуренции при распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации
Так к примеру, ФАС России признал бездействие Федерального агентства по рыболовству, выразившееся в не распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для Российской Федерации путем установления порядка сбора и направления в уполномоченной орган Королевства Марокко заявок на осуществление рыбопромысловой деятельности в атлантической рыболовной зоне Королевства Марокко в информационном сообщении, опубликованном на сайте Росрыболовства (http://fish.gov.ru/) от 26 мая 2015 г., а также путем направления заявок и документов в уполномоченный орган Королевства Марокко в соответствии с указанным информационным сообщением, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения дела принято решение от 12.10.2015 № АЦ/59946/15 и выдано предписание от 12.10.2015 № АЦ/59947/15 об устранении Федеральным агентством по рыболовству нарушения антимонопольного законодательства.