Развитие конкуренции в сфере информационных технологий
2.3.1. Характеристика состояния конкуренции в сфере информационных технологий на примере рынков программного обеспечения
Постоянное возрастание роли и значения информационных технологий, безусловно, способствует развитию конкуренции. Товарные рынки информационных технологий, как правило, являются низкоконцентрированными, представляя собой рынки с большим количеством игроков. В то же время, существует и ряд рынков с ярко выраженными лидирующими компаниями — это рынки микропроцессоров (Intel и AMD), операционных систем для персональных компьютеров (Microsoft и Apple).
Согласно подсчетам шведской компании Ericsson Mobility Report, в 2014 году в мире насчитывалось 2,6 млрд. обладателей смартфонов, а в первом квартале 2015 года доля «умных» гаджетов в общем объеме продаж мобильных телефонов составила 75%. К 2020 году, по их же прогнозу, на Земле будет 26 млрд. устройств с доступом к интернету и 6,1 млрд. пользователей смартфонов. Это приведет к быстрому развитию мобильного интернета, к которому через пять лет будет подключено 90% территории планеты. При этом 80% новых подключений к мобильной сети придется на развивающиеся страны, где пользователи уже сегодня активно скупают дешевые устройства.
Сложившиеся условия, а именно появление на рынке доступных смартфонов и развитие мобильного широкополосного доступа – определяют привлекательность рынка программного обеспечения для мобильных абонентских устройств.
Стоит отметить, рынки программного обеспечения имеют ряд особенностей, которые определяют поведение игроков на рынке и имеют важное значение для методов антимонопольного контроля.
Во-первых, программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, характеризуется нематериальностью, нулевой стоимостью тиражирования и тем, что потребительская ценность мобильного программного обеспечения (далее также ПО) появляется только в связанности с пользовательским оборудованием (в данном случае - мобильным устройствами).
Во-вторых, характерной чертой рынка программного обеспечения является широкий спектр способов распространения товара: «коробочные» продажи, предоставление возможности скачивания с использованием сети Интернет, периодическое обновление, предустановка на пользовательское оборудование, иное – каждый производитель с учетом назначения программного обеспечения и характеристик потребителей выбирает тот или иной способ распространения ПО.
В-третьих, на рынках программного обеспечения существуют различные способы монетизации деятельности производителей ПО.
Указанные отличительные особенности рынков программного обеспечения учитываются антимонопольным органом как при исследовании настоящих рынков, так и при выборе оптимального способа восстановления условий конкуренции, если они были нарушены.
Рост популярности мобильных устройств по состоянию на настоящее время определил лидеров данной отрасли: Apple со своей проприетарной системой iOS и Google с системой Android - специализированной расширяемой операционной системой (далее также ОС) для мобильных устройств, основанной на ядре операционной системы Linux и системных библиотеках, правами на которую обладает корпорация Google.
В отличие от системы, разрабатываемой Apple, установка Android возможна на смартфоны и планшетные компьютеры, производимые целым рядом вендоров. Высокая популярность операционной системы Android и распространенность мобильных устройств под ее управлением способствовали развитию отрасли разработки мобильных приложений.
Крупные, средние и малые софтверные компании, индивидуальные разработчики, отдельно взятые программисты стали все более активно создавать самые разнообразные приложения для операционной системы Android. Действительно, легкость монетизации и эффективный канал дистрибуции – магазин приложений Google Play, предустановленный на большинстве устройств с Android «на борту» дали возможность зарабатывать и завоевывать популярность среди пользователей десяткам тысяч разработчиков. Так, по данным независимых аналитических агентств, Google за 2014 год удалось догнать и даже перегнать Apple: согласно статистике Appfigures, количество приложений в каталоге App Store составило на конец года 1,21 млн, а Play Store — 1,43 млн.
Приложения, которые можно найти в Google Play, позволяют выполнять самые разные задачи и служат самым разнообразным целям: от игр и фоторедакторов до офисных программ и онлайн-навигации. При этом, при покупке смартфона или планшетного компьютера под управлением ОС «Android», пользователи совместно с магазином приложений Google Play, как правило, получали набор неудаляемых приложений, разработанных американской корпорацией Google Inc. Несмотря на возможность из деактивации (отключение работы в фоновом режиме), они продолжали занимать часть постоянной памяти телефона и периодически активировались после проведения очередного обновления операционной системы.
Итак, выбор канала распространения магазина приложений Google Play – предустановка ПО на мобильные устройства на стадии производства – показал свою эффективность.
24 ноября 2014 года отечественные СМИ сообщили о том, что производитель смартфонов Explay отказался от сотрудничества с «Яндексом». Как указывали представители российского поискового гиганта, последние годы Google последовательно усложняет распространение конкурирующих поисковых и других сервисов на мобильных устройствах под управлением Android и в браузере Google Chrome.
В ФАС России поступило заявление «Яндекса» о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях американской корпорации, а также ее российской и ирландской дочерних компаний.
20 февраля 2015 года, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело в отношении Google Inc., Google Ireland Limited и ООО «Гугл» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.