Оценка Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации

Проведенный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации при взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации с 3 марта по 15 апреля 2015 года онлайн-опрос позволил оценить взгляд представителей российского бизнеса на общее состояние конкуренции и конкурентной среды. В опросе приняли участие около 650 респондентов.

По оценкам бизнеса, уровень конкуренции в российской экономике является умеренным и в среднем составляет 53%, что заметно ниже прошлогоднего уровня (70%).

С 5% в 2014 году до 21% в 2015 году увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие.

42 % процентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса. Примечательно, что полезность конкуренции отмечал тот бизнес, который интенсивно конкурирует на своем рынке. Тем не менее 18% респондентов все же уверены, что конкуренция оказывает отрицательное влияние на бизнес.

Наиболее интенсивную конкуренцию бизнес ощущает в секторах торговли, услуг, строительства, а также в пищевой промышленности, более слабую – в сельском хозяйстве, металлургии, секторах производства машин и оборудования (в том числе электрического и оптического).

Снижение числа конкурентов отметили 15% респондентов (против 10% в прошлом году).

Основные причины снижения числа конкурентов бизнес видит в действиях органов власти: 58% респондентов указали на антиконкурентные действия со стороны органов власти, а 53% - на негативное влияние изменений нормативно-правовой базы.

Снижение числа конкурентов в пищевой промышленности всеми респондентами объяснялась уходом иностранных участников. Эту же причину отметили представители металлургии (33%), машиностроения (60%), торговли (10%) и сферы услуг (11%). Такие результаты отражают основные тенденции государственной политики в течение последнего года – импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности.

Ключевым барьером развития бизнеса является доступ к финансовым ресурсам: на него указали 52% респондентов.

Более 40% опрошенных время от времени или постоянно испытывают на себе антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка (с долей на рынке более 50%).

Намерение расширить бизнес стали менее распространенными: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки, составила 27% против 21% годом ранее.

Наибольшую активность при расширении своего бизнеса намерены проявить представители металлургии, 90% которых планируют выход на новые рынки.

Представители сферы услуг стали проявлять меньшую заинтересованность в дальнейшем расширении бизнеса: доля тех, кто не намерен расширять свой бизнес, выросла с 19% в 2014 году до 30 % в 2015 году.

Заметно более уверенно относительно была сбыта продукции стал себя чувствовать сельскохозяйственный сектор: 42% представителей сельского хозяйства уверены, что при росте цен на их продукцию на 10-15% им в любом случае удастся ее реализовать.

Несмотря на то, что прослеживается динамика по сокращению интенсивности конкуренции, 95% бизнеса использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности их продукции в течение последних трех лет. 7% опрошенных только сокращали затраты. Доля бизнеса, который не предпринимал никаких действий, существенно снизилась с 14% в 2014 году до 5% в 2105 году;

Вместе с тем, именно сельскохозяйственный сектор проявляет наименьшую активность по всем способам повышения конкурентоспособности их продукции: 26% вообще ничего не предпринимали, в то время как в среднем по выборке это значение составляет 5%.

Для представителей сферы услуг и торговли наиболее актуальными способами повышения конкурентоспособности их продукции являются использование новых маркетинговых стратегий по продвижению товаров (работ, услуг), применяемые 44% и 48% представителей бизнеса соответственно, обучение персонала (53% и 44%) и сокращение затрат (55% и 54%), тогда как НИОКР и приобретение лицензий, технологий и ноу-хау более популярны среди представителей более технологичных и знание емких отраслей.

Самостоятельное проведение НИОКР проводили 58% представителей машиностроения и 75% производителей электронного и оптического оборудования. Приобретение технологий, патентов, лицензий осуществляли 33% бизнеса, предлагающего финансовые услуги. Для представителей сектора строительства наиболее актуальными способами являются сокращение затрат и закупка новых машин и оборудования: их использовали 59% и 40% представителей строительного сектора соответственно.

Таким образом, исходя из совокупности оценок Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, следует, что в 2015 году состояние конкуренции характеризуется избыточной концентрацией в ряде отраслей российской экономики. Состояние конкуренции на рынках в 2015 году обусловлено их структурой, наличием барьеров развития бизнеса, а также общим состоянием инвестиционного климата.

Неразвитое состояние конкурентной среды отражается на конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешних рынках. Иностранные игроки, имеющие доступ к более развитой среде и инфраструктуре своих стран, в том числе финансовой, обладают конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями на отдельных рынках.

Наши рекомендации