Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление __________________________________________________________ (в N 2-3 мес.)

Лепет _______________________________________________________( в N от 4 до 8 мес.)

Характер лепета _______________________________________________________________

Первые слова ___________________________________________________(в N около года)

Первые фразы _______________________________________________( в N от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _____________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом (с какого возраста) _____________________________________

Результаты логопедической работы ______________________________________________

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2. Состояние слухового внимания:

а) дифференциация звучащих игрушек;

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3. Исследование зрительного восприятия:

а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы ( с3 лет.):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:

а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

- медленно покружиться на месте;

- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

- поймать брошенный мяч;

- подпрыгнуть на двух ногах на месте;

- выполнить наклоны вперед и в сторон.

Для детей от 3 до 4 лет:

- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

- пройти по положенному на пол шнуру;

- прыгнуть в длину с места;

- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

- «покормить» куколку;

- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

- рисовать круг, тело человека;

- складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные: ____________________________________________________________________

Согласные: ___________________________________________________________________

[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________

[в,] [ф]________________________________________________________________________

[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________

[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________

[й]___________________________________________________________________________

свистящие ____________________________________________________________________

шипящие _____________________________________________________________________

аффрикаты ___________________________________________________________________

[л,] [л’]_______________________________________________________________________

[р,] [р’] _______________________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

а) губы – «улыбка» - «трубочка»;

б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (мягкая, твердая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Наши рекомендации