Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез
Задания:
4.1. Отбери картинки со звуком... Придумай слова со звуком... Покажи, где (по картинкам)...
Задания: | |
С - Ш | Мама сушит шубу. |
С - Ш -Ж | Саша жует сушку. |
3 -Ж | У Зины желтый зонтик. |
с-з -ж- ш | Зина шьет у Саши восемь кожаных сапожек. |
с-ц | Забрели к нам в детский сад десять маленьких цыплят, |
привела их с улицы пестренькая курица. | |
с -ч | Девочки и мальчики скачут как мячики. |
ч- щ | Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. |
ч -т- с | Моем, моем трубочиста, чисто, чисто, чисто, чисто. |
ЗВОНКИЕ | У Зои болят зубы. На дубе белка. |
ЗВУКИ | |
ш -ть | У кошки пять котят. |
к-х | Ах, кот! Ух, кот! Ох, кот! |
я - ю | Майя и Юля поют. |
Коза - коса; удочка - уточка; бочка - дочка; мышка - мишка; крышка - крыса;
мишка - миска...
В каких словах есть звук (на слух)...
"р":
рот, арбуз, лапа, кот, барабан;
"м":
шалаш, машина, самолет, собака, кошка.
Определи место звука "ш " в словах, шум, шалаш, кошка, карандаш, мышь, мышка
4.2. Повтори слоги и слова (с запоминанием звуковых рядов): ма-мо-му, ка-ва-та. па-ха-ла, ка-га-ка;
са-ша, ша-са, са-ша-са, ра-ла-ра, за-са, за-за-са, па-ба-па, ша-жа-ша, аль-ал-ал, ар-арь-
ар, ат-ать-ат, сок-цок-сук, куст-густ-куст, бусы-бутсы-бусы,
влага-фляга-влага; Марина-машина-Марина, пор-порь-пор, коза-коса-коза...
Из яйца, наконец, появился птенец.
Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.
4.3. Какое слово состоит:
из звуков "к", "т", "о" (устно) ;
из букв "к", "т", "о"(по разрезной азбуке);
из звуков "т", "о", "к"(устно);
из букв "т". "о", "к"( по разрезной азбуке).
Какого звука не хватает к звукам "к", "о", чтобы получить слово "кот" ?
4.4. Обследование слухо-моторных координации. Задания:
Повторить ритм ударов (вне поля зрения ученика).
Связная речь.
5.1 Составление рассказа по сюжетной картинке;
5.2 Пересказ услышанного текста;
5.3 Составление рассказа по серии картинок ( из п.4);
5.4 Составление рассказа на заданную тему.
Понимание речи.
6.1 Ориентировка на теле и в пространстве
Дотронься правой рукой до левого колена. Что на лице выше носа? (глаза, брови, лоб,
волосы). Что между глазами и волосами? (брови, лоб).
6.2 Часть и целое
У ручки пишет перо, а у карандаша ? (грифель) и.т.д.
6.3 Точное значение слов
Покажи, где коричневый цвет, а где кремовый.
Где графин, а где кувшин.
Где старый, а где пожилой человек.
Где ползет, а где сползает.
6.4 Понимание многоступенчатой конструкции
Возьми на средней полке толстую книгу и два разных карандаша. Положи книгу на стол, а карандаши над ней.
6.5 Понимание объектно-субъектных отношений Колю встретил Вова. Кто пришел?
Катю нарисовала Даша. Кто на рисунке?
6.6 Понимание логико-грамматических связей Коля ниже Пети. Кто выше?
Заяц бежит быстрее, чем лиса, а лиса быстрее, чем мышка. Кто самый быстрый? А кто бежит медленнее всех?
6.7 Понимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений Прежде чем посмотреть мультфильмы, Ваня сделал уроки. Что Ваня сделал раньше. Какое предложение правильное:
Наташа испачкала платье, потому что скамейка грязная. Скамейка грязная, потому что Наташа испачкала платье. Вкаком случае каждое из этих предложений может быть правильным.
Что бывает между осенью и весной?
А между весной и осенью? Одинаковы ли эти вопросы?
Вертолет летит над облаками. Что под вертолетом?
6.8 Понимание грамматических форм
Покажи красным карандашом синий карандаш, синим карандашом - красный карандаш.
Обследование чтения.
1.1 Чтение текста ( не из Букваря).
1.2 Анализ техники чтения ( побуквенное, послоговое, слитное, беглое, с ошибками)
1.3 Ответы на вопросы по содержанию текста.
1.4 Пересказ прочитанного.
2. Обследование письма.*
2.1.Буквы под диктовку. Задание:
пиштмщзцегдбэфйчеывжъх- строчные ГЗД Р Н КЧУЕТЦПЛ В М Ф Е Ж Щ - заглавные
2.2. Слоги под диктовку. Задание:
ас мо осе лы ри ам яр мя жу шо чи аи боло доту лери гиази жне ату ащу зню лох кар аст глу арк слин кра гро астка глор ижбо щац вздо чит шус хвы айка жос крет воч...
2.3. Слова под диктовку.
Задание:
ключ, щука, грач, природа, круги, улица, утки, сильный, старушка, аист, шарф, убрал, заснуть, насмешка, крыльцо, чтение...
2.4. Фразы под диктовку. Задание:
У елки пушистый зайчик (с одного прослушивания)...
2.5.Слуховой диктант.
Задание для 1 класса:
Идет весна.
Солнце светит ярче. Снег темнеет. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна.
Задание для 2 класса:
На каникулы.
Конец года. Радостно бьется сердце. Скоро ребята поедут на дачу, в лагерь, в деревню. Там они будут ходить в лес за грибами. Боря Жданов едет на Волгу. Хорошо там удить рыбу. Лена и Боря Ильины будут летом ходить на детскую площадку. Там весело. Все ребята отдохнут хорошо.
Задание для 3 класса:
Летним утром.
Кто из нас не любит природы? Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Подул теплый ветерок. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом.
2.6. Списывание.
• с рукописного текста;
• с печатного текста.
2.7. Письмо по памяти.
Задание: Восстановить по памяти 1-2 предложения, записанных на доске.
* При наличии рабочих тетрадей или иных образцов письма ученика анализируются ошибки и с их учетом строится план обследования письменной речи.
Приложение 4.1