Психоневрологические заболевания
1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.
2. Эпилепсия в стадии обострения.
3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в т. ч.: энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.
4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).
5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.
Примечание:Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.
Приложение 3.1
Примерный рабочий материал для логопедического обследование ребенка
дошкольного возраста на ПМПК
Проверка состояния слуха
мама | папа | сова |
часы | сумка | глаза |
булка | хлеб | перо |
учитель | чашка | утка |
заяц | мяч | молоко |
карандаш | бабушка | бабочка |
собака | ручка | сахар |
школа | барабан | птичка |
яблоко | стол | кукла |
кошка | молоток | лошадь |
книга | чулки | шуба |
мальчик | коза | зеркало |
мел | санки | рубашка |
дедушка | корова | лампа |
парта | печка | белка |
мышка | мишка | шар |
коса | курица | дым |
муха | мыло | ученик |
петух | палка | шапка |
дом | окно | стул |
Общая характеристика речи
1. Беседа:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты дома живешь?
Какие у тебя игрушки?
Где ты живешь?
На каком транспорте ты едешь в д/сад? (и т.д.)
Общее развитие ребенка
2.1. Счет, прямой, обратный, выполнение счетных операций, решение простейших арифметических задач.
2.2 Геометрические формы
Проверяется знание различных геометрических форм (квадрат, треугольник, круг и т.п.)
2.3 Пространственные взаимоотношения
Проверяются знания ребенком основных пространственных взаимоотношений как вверху, внизу, справа, слева, выше, ниже и т.д.
2.4 Основные цвета и оттенки, проверяются на любых цветных материалах; на предметах, цветных полосках, на всем, что доступно ребенку
2.5 Разрезные картинки
Комплект картинок, разрезанных на различные части: на 2, на 4, на 6, на 8 разрезанных в разных направлениях (по прямой, по диагонали, по ломаной линии).
2.6 Четвертый лишний
Стандартный набор из 19 картинок (аналогичен психологическому тесту). Могут быть
взяты любые другие картинки подобного принципа.
2.7 Серия сюжетных картинок
Любой набор из имеющихся в арсенале специалиста из 2-х и более элементов.
2.8 Ориентация во времени: времена года, дни недели, часы суток, понятия вчера, сегодня,
завтра, послезавтра и т.п.
2.9 Способность к логическому мышлению - сравнение двух предметов.
Пересказ текста "Черный котенок"
Черный котенок
Черный котенок увидел мышку и захотел ее поймать. Мышка прыгнула в банку с мукой, котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок. Вопросы: Почему котенок стал белым? Может, это другой котенок?
вопросы: стол с одной ножкой будет стоять? Почему?
Трамвай может объехать девочку? А троллейбус?
Почему весной тают сосульки?
Можно положить шарик на шарик?
Можно поставить кубик на кубик?
Кубик катиться?
Автобус всегда может обогнать велосипед. Велосипед всегда может обогнать автобус. Что правильно, что неправильно и почему?
Состояние артикуляционного аппарата
Строение
Губы (толстые, укороченные...);
Зубы (мелкие, крупные, вне челюстной дуги, редкие, лишние, недостающие);
Прикус (открытый передний, открытый боковой, правильный);
Челюсти (верхняя или нижняя выдвинуты вперед);
Небо (высокое, узкое, плоское, низкое);
Язык (массивный, маленький, длинный и узкий );
Уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, нормальная);
Увулюс (маленький язычок) (отсутствует, укорочен, раздвоен).
2.Двигательные функции.
вытянуть губы вперед, растянуть в улыбку (несколько раз);
уметь держать широко вытянутый язык (под счет);
положить кончик языка на верхнюю, затем на нижнюю губу;
коснуться высунутым языком правой и левой стороны губ;
высунуть язык как можно дальше и втянуть глубоко в рот;
показать язык широким, узким;
пощелкать языком.
При этом анализируется сила, объем, истощаемость, включение в движение, темп и
плавность переключения, наличие синкенезий, саливация.
Обследование звукопроизношения | |||
Примерные картинки | |||
С | сани | носки | нос |
сь | синий | гуси | гусь |
замок | коза | ||
зь | зима | магазин | |
ц | цапля | пуговица | палец |
ш | шапка | кошка | мышь |
ж | жук | ножи | |
ч | чайник | очки | мяч |
щ | щетка | ящик | плащ |
р | рука | корова | помидор |
РЬ | репа | моряк | якорь |
л | лампа | вилка | мел |
ль | лента | малина | пальто |
к | куртка | скрипка | шкаф |
г | грядка | грелка | виноград |
Произношение предложений
Мама сушит шубу (с—ш)
Саша жует сушку (с—ш—ж)
У Зины желтый зонтик (з—ж)
Зина шьет у Саши восемь кожаных сапожек (с—з—ж—ш)
Забрели к нам в детский сад десять маленьких цыплят, привела их с улицы
пестренькая курица (с—ц)
Девочки и мальчики скачут, как мячики (с—ч)
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока (ч—щ)
Моем, моем трубочиста, чисто, чисто, чисто, чисто (ч—т—с)
У Зои болят зубы. На дубе белка (звонкие зв.)
У кошки пять котят (ш—ть)
Ах, кот! Ух, кот! Ох, кот! (к—х)