Употребление приставок в глаголах
Инструкция: Придумать предложение с глаголом "прыгнуть", выбрав нужные приставки из ряда: у-, при-, до-, пере-, вы-, с- и т.д.
Фиксируются все случаи недостаточно полного овладения грамматическим строем речи. Далее эти данные соотносятся с материалом раздела: "Письменная речь "
Обследование понимания речи
Обследование понимания речи может проводиться на материале, выявленном при проверке активного словаря и грамматического строя речи или как самостоятельный блок заданий. Если ребенок затрудняется с выполнением заданий или выполняет их неправильно, необходимо проверить пассивный словарь. В этом случае используются те же приемы, что и при обследовании активной речи.
Но в задании ребенок ставится в ситуацию выбора из 2-х или более однородных компонентов, а "озвученный" образец высказывания дает взрослый.
Так, ребенок не смог назвать обобщающее слово "транспорт" по картинкам изображающим автомобиль, автобус, самолет и т.д.
Логопед добавляет к этим картинкам другие изображения (например, изображающие предметы мебели, посуды и т.д.)
Инструкция: Покажи, где нарисован транспорт.
При обследовании понимания предложений внимание обращается не только на отдельные слова, но и на понимание их связи в предложении.
Например, при обследовании понимания форм единственного и множественного числа глагола перед ребенком находятся две картинки. На одной из них девочка рисует, на другой - девочки рисуют.
Инструкция: Покажи, на какой картинке рисуют.
Так, при обследовании понимания предлогов можно дать детям инструкцию: "Поставь стакан за чашкой. Поставь стакан и чашку рядом. Поставь чашку перед стаканом. Нарисуй возле дома скамейку" и т.д.
Подробным образом проверяются весь необходимый речевой материал (по рубрикам, упомянутым в разделах "Словарь " и "Грамматический строй речи". Кроме этого употребляются и другие приемы, например - сравнение двух фраз: Понедельник бывает перед вторником. Вторник бывает перед понедельником. Какая из них правильна?
Или - Девочка бежит за собакой. Собака бежит за девочкой.
Одинаковы ли эти фразы?
Кто бежит впереди?
Или - Витя посмотрел мультфильм, после того как пообедал.
Что сделал Витя раньше?
Эти конструкции предложений позволяют проверить сложные отношения между предметами, действиями и т.д. (которые не могут быть поняты по непосредственному впечатлению).
Обследование письменной речи
Между развитием устной речи и нарушениями чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но следует помнить, что у ребенка школьного возраста могут не наблюдаться выраженные недостатки устной речи, особенно если он получал специальную логопедическую помощь в дошкольном возрасте. Но "бывшие трудности" могут сказываться на усвоении письма и чтения.
Одно из условий развития письменной речи - это умение анализировать звуковой состав слова
Ребенку предлагаются задания на различение и выделение звуков из состава слова, сначала гласных, затем согласных.
Используются следующие приемы:
- выделение гласного в начале слова и под ударением (Аня, Оля)
- выделение гласных в односложных словах (дом, сыр)
- выделение согласного в конце слова (кот, сок)
- выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова
- самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук (по картинке и без нее) Это наиболее простые формы звукового анализа.
Далее проверяется умение делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, определяются последовательность и место звука в слове.
Специально проверяется умение выделять звуки, которые ребенок неправильно произносит.
В случае отсутствия звука или его замены используется набор картинок с определенным звуком. В одном наборе должны быть слова с анализируемым звуком, с тем звуком, который наиболее часто смешивается с заданным и с любыми другими звуками, где отсутствует анализируемый звук и его замена.
Обследование письма*
Нарушения письма выявляются по рабочим тетрадям, если они есть, или в процессе выполнения заданий логопеда.
Учитывается степень овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы.
Даются следующие задания:
- списать слова и предложения с рукописного текста;
- списать слова и предложения с печатного текста;
- записать под диктовку строчные и прописные буквы;
- диктант слогов;
- диктант слов различной структуры;
- запись предложения после однократного прослушивания;
- слуховой диктант;
- дать подписи к предметным картинкам, к сюжетным картинкам;
- составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.
* Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1995.
Фиксируются ошибки на уровне буквы и слога, слова и предложения.
При обследовании внимание нужно направить как на характер процесса письма (может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово, или проговаривает его несколько раз, ищет необходимый звук), так ина встречающиеся при этом трудности и ошибки.
Ошибки письма могут говорить о нарушениях фонематического восприятия, а так же об общем недоразвитии речи.
Необходимо отличать детей с недостатками письма (дисграфией), обусловленными речевой недостаточностью, от детей, у которых недостатки письма вызваны педагогической запущенностью, влиянием иноязычной речи, другими причинами.
Обследование чтения
Для обследования чтения используются специально подобранный речевой материал.
Сначала необходимо проверить, как ребенок воспринимает буквы, т.е. узнает их. Ребенок должен назвать буквы, а если он не может их произнести, то показать их в словах или подобрать среди других букв. Используются и рукописные, и печатные буквы, а так же прописные и строчные.
Фиксируются затруднения узнавания буквы, а также их характер.
Следующий этап - чтение слогов: прямых, обратных, со стечением согласных, со звуками с нарушенным произношением.
Затем чтение слов и проверка их понимания. Можно использовать карточки: на одних - с изображением предмета, на других - слова, сходные по написанию (конфеты - конверты, мишка -миска - шишка - фишка и т.д.). Последний этап - чтение фразы и специально подобранных текстов, доступных по содержанию, но незнакомых.
Необходимо проверить, как ребенок понял прочитанное, используя вопросы по тексту или его пересказ (особенно, если при обследовании устной речи была выявлена недостаточность объема словаря и аграмматизмы).
Фиксируются характер чтения (по слогам, целыми словами, с элементами угадывания, с повторами и т.д.) и особенности ошибок (заменяет ли ребенок отдельные буквы, пропускает буквы или слоги).
В случае ошибок необходимо соотнести полученные результаты с материалами проверки устной речи в предыдущих разделах. Так же фиксируется темп чтения и степень понимания текста.