Шестой месяц — ребенок шевелится 319
Исследования также показали, что шестимесячный плод может двигаться в такт речи матери. И, возможно, самое удивительное — ребенка в утробе матери можно научить толкаться. Ученые стимулировали движения ребенка при помощи громких звуков. После того как эти дети привыкали реагировать на шум, исследователи стали прикладывать вибратор к животу беременной женщины сразу же вслед за громкими звуками. Вскоре эти сообразительные малыши научились реагировать только на слабые колебания. Другими словами, они научились ассоциировать ощущения со звуком.
В одной из работ было показано, что новорожденные младенцы успокаиваются, если им дать прослушать запись ударов человеческого сердца.
Можно привести бесчисленное множество историй о том, что дети и взрослые непроизвольно успокаивались от звуков, напоминающих удары сердца с частотой от шестидесяти до девяноста ударов в минуту. Это дает основания предположить, что услышанные в утробе матери звуки запоминаются ребенком.
Что еще может чувствовать ребенок. Младенец в утробе матери способен не только реагировать на звук, но он также воспринимает изображение и вкус. Добавьте подсластитель к амниотической жидкости, и маленький гурман удвоит частоту ее заглатывания. Добавление кислого вещества снижает частоту глотательных движений. Даже в возрасте четырех месяцев плод хмурится, скашивает глаза и гримасничает в ответ на сильное внешнее воздействие. В пять месяцев плод может испугаться яркой вспышки света рядом с животом матери.
Что думает ребенок. Может ли у плода еще до рождения формироваться отношение к жизни? Специалисты в области перинатальной психологии утверждают, что может. В таком случае, влияют ли мысли беременной женщины на эмоциональное развитие еще не родившегося ребенка? Исследователи убеждены, что существует определенная связь между мыслями матери и ощущениями ребенка и что, начиная с
В ожидании малыша
Шестимесячного возраста, плод разделяет эмоции матери, чему способствуют ассоциированные с этими эмоциями гормоны.
Дети в утробе матери не могут понимать значения слов — они, скорее всего, реагируют на интонацию. Ласковые слова успокаивают ребенка, а сердитые или тревожные звуки речи вызывают у него тревогу. В одном из исследований было показано, что у ребенка каждый раз учащался пульс, когда мать только думала о том, чтобы закурить сигарету — независимо от того, делала она это, или нет.
Долговременные эффекты. Одна из самых противоречивых областей перинатальных исследований — это изучение корреляции между эмоциональной жизнью беременной женщины и личностью родившегося ребенка. Действительно ли у беспокойной матери повышаются шансы родить беспокойного ребенка? Исследования, связанные с изучением отношения матери к эмоциональному развитию потомства, действительно выявили подобную тенденцию. Кроме того, эти работы показали, что у матерей, которые были угнетены во время беременности или не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность появления детей с эмоциональными проблемами. Матери, сохранявшие душевное равновесие во время беременности, а также те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаше рожали эмоционально здоровых детей.
Прежде чем волноваться, что беспокойство или негативные мысли, время от времени появляющиеся у вас в голове, могут оставить незаживающий эмоциональный шрам в душе вашего ребенка, вспомните, что ни здравый смысл, ни научные исследования не подтверждают этого пугающего предположения. На самом деле результаты исследований указывают на то, что кратковременные эмоциональные спады и быстро проходящая тревога, случающиеся во время любой беременности, никак не могут повредить ребенку. Тем не менее серьезные эмоциональные проблемы и присутствующие на протяжении всей беременности стрессы действительно способны привести к нарушениям психики ребенка. (Сильные стрессы, переживаемые матерью, даже несут в себе риск физического вреда ребенку, поскольку связаны с повышенной вероятностью преждевременных родов и рождения детей с недостаточным весом.) Статистические исследования показывают, что младенцы, у которых повышен риск последующего развития эмоциональных нарушений, рождаются у матерей, являющихся жертвами неблагоприятных семейных отношений, а также у тех, ктона протяжении всей беременности считал ребенка нежеланным. Хорошей новостью можно считать то, что даже матери, на протяжении нескольких месяцев имевшие проблемы личного или медицинского характера, но поддерживавшие по5итивное отношение к беременности и с любовью думавшие о будущем ребенке, рожали абсолютно нормальных в эмоциональном отношении детей.