Единство процесса и результата
Основные положения, лежащие в основе этого вопроса:
1. Психотерапия оказывает положительный эффект и производит перемены.
2. По-видимому, когнитивные подходы, придающие большое значение переформулированию реальности, являются наиболее эффективными системами.
3. Краткосрочная терапия и консультирование со специфической задачей — самая эффективная форма помощи. Долгосрочная терапия также может оказаться более эффективной, если определены ясные цели на отдельных стадиях процесса.
4. Для эффективного интервью необходимо использование микротехник, наличие эмпатических качеств, применение невербальных средств, знание культурных особенностей.
В настоящее время идет поиск новых концептуальных подходов к научному исследованию. Борген предлагает исследователям ставить новые вопросы: “Каковы причины проблем, возникающих у клиентов?” “В чем природа терапевтических изменений?” “Каковы эффективные составляющие терапевтического изменения?” Полкингхорн и др. придерживаются мнения, что исследование должно учитывать биографию клиента. Далее необходимо сказать о потребности в новой феноменологии исследования, которая позволила бы увидеть Я самого исследователя в контексте исследования, а не отдельно от него. А Борген (1986) вообще подвергает сомнению научную модель исследований и говорит о потребности в “Эклектической эпистемологии”. Он предлагает рассматривать теорию и исследование как метафору, а не как реальность.
Ясно то, что научное исследование в консультировании и терапии находится на распутье. Направления, по которым в ближайшее время пойдет исследование, поведут за собой и консультирование и терапию. В область исследований войдут новые понятия из философии, логики, эпистемологии.
ИССЛЕДОВАНИЕ КРУПНЫХ СИСТЕМ
Мы рассмотрим здесь вопросы исследования в семье и месте проживания. Консультирование и терапия действуют в более крупных системах так, что часто именно семья и более широкое окружение определяют конечный эффект наших усилий по отношению к клиенту.
Исследования в семье
Гурман и Книскерн (1981) проанализировали последние научные исследования в области семейной терапии и сделали вывод о том, что, исходя из результатов анализа нескольких теорий семейной терапии, можно сказать, что семейная терапия лучше, чем ничего. Есть сведения о том, что если семейные проблемы средней тяжести, особенно эффективной может быть бихевиорально ориентированная семейная терапия, а если трудности более сложного порядка, предпочтительнее альтернативная ориентация.
Анализ количества случаев семейной терапии, признанных эффективными, обнаружил, что улучшение наступало в 61 проценте случаев супружеской дисгармонии и в 73 процентах случаев семейных трудностей. Кроме того, терапии семейной ориентации дают 5—10 процентов отрицательного эффекта.
Исследования в области семейного обучения говорят о том, что оно может стать альтернативой или дополнением к семейной терапии. Герни, Фогельсон, Куфел обнаружили, что психообразовательный подход к семейным проблемам дал более долговременный эффект, чем традиционная семейная терапия.
Зная обо всех этих выводах, можно предположить, что исследования в области семейной терапии пойдут по тому же пути, что и индивидуальная терапия. Кроме того, можно предположить, что семейная терапия и семейное обучение будут приобретать все возрастающее значение как объекты исследования и в будущем помогут нам понять, как можно с больше эффективностью исследовать терапию и консультирование.
Исследование больших групп
Возможностей для исследования результатов терапии и консультирования большого сообщества даже больше, чем при изучении индивидуального или группового консультирования. Мы приведем только 4 работы. Вначале мы рассмотрим воздействие экономики на психическое состояние людей, затем рассмотрим влияние окружающей среды и физического состояния. Мы познакомимся с работой, в которой представлено длительное изучение эффективности школьно-педагогической помощи. В первых двух работах рассматривается влияние, третья изучает деятельность профессионалов в области изменения окружающей среды. В конце мы дадим мета-анализ деятельности психологов с большими группами населения.
Бреннер изучил количество госпитализаций в психиатрических клиниках штата Нью-Йорк за 1941—1967 годы и обнаружил, что изменения количества госпитализаций напрямую зависели от изменений в экономике страны. С ухудшением экономического положения увеличивается количество госпитализаций. При оздоровлении экономики оно уменьшается. На первый взгляд экономика не связана с психическими расстройствами, но при внимательном изучении данных мы видим, что на развитии личности сказывается безработица, что застойная экономика приводит к неспособности самореализоваться в рамках данной культуры, к финансовым трудностям. Все эти и другие факторы приводят нас к выводу о том, что экономика оказывает значительное, если не решающее, влияние на душевное здоровье общества.
Интересно, что кривая распределения заболеваний для женщин не совпадает с зависимостью заболеваемости мужчин, а негров и пуэрториканцов с белыми. Отсюда следует, что психотерапия должна внимательно относиться к контексту окружения.
Другой пример воздействия среды на жизнь человека мы найдем в работе Снайдера (1978), который изучал жизненный уклад женщин, которые находились в разлуке с мужьями. В данном случае мужья служили на подводной лодке и были в походе. Использовалась модификация теста Холмса и Раха на жизненный стресс. В тесте оценивается влияние событий жизненного уклада на психическое здоровье. Благодаря этому тесту было обнаружено, что физическим и эмоциональным расстройствам предшествуют смерть родственников, развод, потеря работы и другие стрессообразующие факторы. Изучая периоды совместного и раздельного проживания, Снайдер обнаружил, что женщины посещали врача 368 раз в период отсутствия мужа и только 95 раз, когда мужья были дома. Характерными являются и типы заболеваний: гипертония, головная боль, депрессия, нервное расстройство. И опять мы видим, что врачи (в том числе и психиатры) лечили в основном симптоматические недомогания, с которыми к ним обращались женщины, в то время как роль фактора жизненного уклада была совершенно очевидной. Вместо того, чтобы лечить последствия, врачи прежде всего должны объединиться с психологами в деле создания систематической программы изменения жизненного уклада, искоренения причин. Можно также предположить, что физическое и психическое нездоровье — это следствие нездоровой окружающей среды по месту жительства, на работе, в школе.
Работа психологов по месту проживания, о которой мы уже говорили, будет приобретать все большее значение в деле систематической борьбы с причинами заболеваний.
Школьные психологи уже много лет занимаются психологической помощью ученикам. В штате Висконсин изучалась эффективность школьной психологической службы и сравнивались школы, где такая помощь была и где такой службы не было. Хотя различия были не так велики, было установлено, что ученики, получавшие консультационную помощь, лучше успевали, реалистичнее оценивали свои жизненные перспективы, испытывали большее удовлетворение от своего пребывания в школе, успешнее устраивались на работу, чаще продолжали образование и, наконец, сохранили благоприятное воспоминание о консультации. Негативным моментом был тот факт, что несколько учеников из школ, где есть служба психологической помощи, не помнили, что их консультировали, а некоторые ученики из школ, где такой службы не было, сохранили хорошую память о консультациях. Тем не менее, это исследование, которое впоследствии дважды воспроизводилось — через 5 и 10 лет — в целом приводит к выводу, что хорошо продуманные программы психологической помощи могут оказывать большое влияние на жизнь учеников. При этом нужно помнить, что консультирование — это только один из видов помощи, предлагаемой школьникам психологическим центром, и в свете возрастающего значения психологического образования, можно ожидать, что психологи-консультанты, работающие в школе и их помощники будут оказывать все большее положительное влияние на жизнь тех, кому они служат.
Бейкер и др. провели мета-анализ 40 опытов по предупреждению развития расстройств, проведенных на данной группе населения. В поисках хорошей организации эксперимента и эффективного контроля было просмотрено около 200 работ по предупреждению заболеваний, после чего было отобрано для мета-анализа 40 работ как наиболее соответствующих требованиям. Результаты констатировали улучшение состояния, которое последовало за программой работ по первичному предупреждению расстройств на большой группе населения. Причем, по результатам мета-анализа подпрограмма по выработке навыков общения занимает первое место по размеру эффекта. Кроме этого в программу входили еще подпрограммы профилактики алкоголизма и нарко-, токсикомании, поиска ценностей и другие.
Можно предположить, что научные исследования в области психологического обучения и профилактики будут приобретать все большее значение в ближайшие годы. Мы уже видели, что результаты терапии могут со временем “вымываться” и исчезать. По этой причине программы Марлатта и Маркса по предотвращению рецидивов и планы генерализации Джейнис (гл. 2), подчеркивание значения генерализации на пятой стадии интервью в высшей степени оправданы.
Если мы не будем стремиться поддерживать достигнутый уровень путем лекций, психологического обучения, консультирования и терапии, нет смысла работать в данной области. Несмотря на внутреннюю противоречивость, база данных вполне понятна. В исследованиях Ротни ясно прослеживается мысль о необходимости тренинга генерализации — школьники часто забывали о том, что они прошли через консультирование, или думали, что консультация была, в то время как ее не было. Данные, подобные вышеприведенным, проливают новый свет на привычную картину.
Исследования могут и должны идти по различным направлениям, а не замыкаться только на изучения индивидуального консультирования и терапии. Исследования в области консультирования и терапии говорят о том, что терапевты хотели бы, чтобы профилактике нервных расстройств уделялось больше внимания. Данные, полученные Бейкером, слишком очевидны, чтобы их не замечать.
Возможно, в будущем разумное равновесие между научным исследованием и практикой приведет к дальнейшей интеграции исследований процесса и результата, что, возможно, приведет к ответам на некоторые основные вопросы психотерапии.
ИТОГИ ГЛАВЫ
Данная глава имела целью подвести итог исследований во многих областях психологии и показать, что их результаты можно интерпретировать по-разному в зависимости от читателя. Чтобы понять основные идеи этой главы, вам нужно:
1. Определить отношение теории и научного исследования к феномену реального мира. Теория — это абстракция или описание реальных событий, которое может запутать либо прояснить понимание. Исследование предназначено для проверки этих наблюдений и теорий на предмет их влияния на реальный мир и для того, чтобы проинформировать консультанта, какие действия могут быть наиболее адекватными. В реальной практике консультирования терапевт действует в большей степени как ученый, который следует основным принципам наблюдения, проверки гипотез и пересмотра теорий в зависимости от полученных результатов.
2. Обсудить различные способы восприятия эффективности консультирования и психотерапии. В настоящее время принято считать, что консультирование оказывает влияние на жизнь клиентов, но данные по этому вопросу не полны и не всегда ясны. Результаты исследований говорят о том, что когнитивные виды терапии, помогающие клиенту найти новый взгляд на мир, наиболее эффективны.
3. Понять, что консультирование может сэкономить затраты на медицинское обслуживание и что краткосрочная терапия (5— 6 сеансов), посвященная конкретным вопросам, является наиболее предпочтительным видом помощи.
4. Делать различие между исследованием процесса и результата. Исследование результата — это такое исследование, где изучается как краткосрочное, так и долговременное воздействие терапии на клиентов, в то время как исследование процесса состоит в определении многих переменных, потенциально важных для получения положительного результата.
5. Знать основные достижения в области присоединения и невербального поведения. Было изучено много работ, в которых доказывается значение присоединения и сопутствующих невербальных аспектов процесса консультирования. Во многих работах доказано решающее значение паттернов контакта глаз, языка тела, тона голоса и вербального поведения в самых различных контекстах.
6. Обсудить основные достижения в области исследований процесса терапии. Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что разные консультанты пользуются разными методами в зависимости от личных пристрастий и теоретических воззрений.
7. Подойти к исследованию с качественными параметрами. Полученные данные говорят о том, что в основе эффективного интервью — некоторые общие качества, такие, как эмпатия. Однако, эти качества могут проявляться по-разному у терапевтов, принадлежащих к разным теоретическим школам.
8. Отдавать себе отчет в культурных различиях в проведении присоединения и невербальном поведении, в использовании микротехник.
9. Сделать вывод об эффективности полупрофессиональных консультантов по сравнению с профессионалами. Хотя полученные данные неоднородны, в целом они свидетельствуют о том, что хорошо подготовленные консультанты-непрофессионалы могут работать в ряде случаев не менее эффективно, чем профессионалы. Это может объясняться большей естественностью обращения.
10. Рассмотреть новые подходы к исследованию терапии и консультирования. Особое внимание было уделено методам изучения отдельных случаев и тех, которые могут служить примером соединения исследований процесса терапии и результата. Кроме того, было приведено несколько моделей в методологии исследований.
11. Понять влияние окружающей среды на практику индивидуального консультирования. Был дан краткий обзор семейных исследований. Рассматривалось исследование, где изучалось влияние экономики на психическое здоровье, затем был описан опыт исследования окружающей среды на здоровье жен военных моряков. Исследования Ротни по эффективности школьной психологической помощи демонестрируют, как хорошо продуманные программы профилактики расстройств, развития личности и психологической помощи могут повлиять на жизнь большого числа клиентов. Был дан обзор теории мета-анализа. Деятельность по изменению окружения клиента в целом оказалась более эффективной, чем индивидуальное консультирование.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… ..4
На пути к обобщенной теории психологии и психотерапии……………………. ..4
Общие предпосылки……………………………………………………………… ..4
Организация текста………………………………………………………………… ..5
ГЛАВА IКВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В МЕТОДОЛОГИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ. ....……………………………… ..7
Цели данной главы............................................................. ........................……… ..9
Ваш личный стиль терапии и консультирования…………………………….…… ..9
Консультирование и психотерапия
как процесс межличностного общения и влияния......................………………. .11
Мировоззрение и теория в консультировании...................................................... . .12
Развитие собственной теоретической ориентации............................................... . .14
Соединение методологии, теории и практики....................................................… 16
Культурно-продуктивные личности — всеобъемлющая цель
психологического консультирования...................................................................... 19
“Разные голоса” в психологическом консультировании...................................... .24
Этика и ответственность.......................................................................................... .26
Определение психологической помощи и ее содержание ................................... .28
Квалифицированный психолог в сравнении с неквалифицированным ............ .32
Краткий обзор главы................................................................................................. 33
ГЛАВА IIПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ………………… .35
Этапы принятия творческих решений................................................................... . .37
Решения, решения, решения................................................................................... . .38
Творчество и магия.................................................................................................. . .39
Консультация по выработке решений: переформулировка теории факторов..... 40
Принятие решений: интервьюирование, пятишаговая модель сбора данных,
применение теории................................................................................................... .43
Взаимопонимание и структурирование...............................................................… 45
Сбор информации..................................................................................................... .46 Тестирование............................................................................................................. .48
Желаемый результат................................................................................................. .49
Выработка альтернативных решений...................................................................... .50 Обобщение................................................................................................................ . .53
Работа с клиентом или его окружением? Необходимость осознанного
взгляда на процесс психологической помощи....................................................... .55
Теория и стиль принятия решений — некоторые дополнительные приложения............................................................................................................... 56
Упражнения по консультированию, касающемуся принятия решений............… 60
Краткий обзор главы ............................................................................................... .61
ГЛАВА III
МЕТОДЫ ИНТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
НАВЫКИ ВНИМАНИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ . . . .........…………………………. .63
Цели данной главы...........................................................…………………………. .65
Основные микротехники внимания и воздействия................................... ……… .66
Упражнения на внимание и методы воздействия...................................... ……… .70
Интервью с мистером с................................................................................. ……… .71
Обсуждение интервью с мистером с............................................................ ……… .82
Иерархия микротехник................................................................................……… .84
Навыки внимания и выслушивания ............................................................ ……… .86
Основные этапы выслушивания................................................................... ……… .91
Селективное внимание................................................................................. ………. .93
Фокус-анализ. Анализ возможных направлений интервью................................. . .93
Навыки воздействия................................................................................................. .. .95
Круг методов для разных теорий........................................................................... .. 105
Краткий обзор главы.............................................................................................. … 106
ГЛАВА IVИНДИВИДУАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ ...............….. 109
Цели индивидуальной и культурной эмпатии .................................................... … 111
Терапевтическая эмпатия: два субъекта, но четыре участника ......................... … 113
Культурная эмпатия..............................................................................................….. 117
Этнические и другие групповые различия............................................................ .. 118
Упражнения на осознание культурной принадлежности................................... … 122
Ключевые условия эмпатии................................................................................... .. 124
Положительное отношение.................................................................................... .. 124
Уважение и теплое отношение.............................................................................. .. 127 Конкретность.......................................................................................................... … 129 Непосредственность....................-............................................................................ 130
Конгруэтность, искренность и аутентичность.................................................... .. 132
Эмпатия в интервью: диалектика.......................................................................... . 134
Эмпатия — шкала рейтинга................................................................................... . 135
Краткий обзор главы.............................................................................................. . 137
ГЛAВA VНАВЫКИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА КЛИЕНТОМ ...................... ………. 139
Цели данной главы................................................................................................. . 141
Развитие ваших навыков наблюдения .................................................................. 141
“Язык молчания” во время интервью.................................................................... 142
Зеркальное отражение невербального поведения............................................... . 146
Знание слов и речи в процессе интервью............................................................. 147
Мышление и язык — формулировка предложений............................................. 150
Движение от поверхностной к внутренней струтуре проблемы........................ 153
Сбор ключевых лингвистических концепций...................................................... 155
Инконгруэтность и противоречия......................................................................... 156
Примеры словесных противоречий, идентифицируемых в речи клиента......... 158
Присоединнение и руководство: приспособление мировоззрения............................................................................…………………… 160
Краткий обзор главы.................................................................……………………. 167
ГЛАВА VI ОЦЕНКА КЛИЕНТА………………………………………………….. 169
Цели данной главы........................................................................................... ……. 171
Психология личностных построений: как клиент представляет себе мир……… 172
В чем проблема клиента?...............................................................................……… 176
Какие языковые конструкции применяет клиент для описания мира? ...……… 182
Как выглядит проблема клиента в контексте окружающей среды?..........……… 188
Каковы основные теории и конструкции психолога?................................………. 193
Упражнения по оценке развития и личным конструкциям......................………… 196
Что следует делать?.........................................................................................………. 197
Оценка клиента — резюме............................................................................………. 199
Какая терапия, для кого, когда, при каких условиях? ................................ ………. 202
Краткий обзор главы.....................................................................................………… 203
ГЛАВА VII
ИНТЕГРИРОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОИСКА ПОЗИТИВНОГО –
ПУТЬ К ЗАПЛАНИРОВАННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ . . ……………………............. 205
Цели данной главы...........................................................................…………………. 207
Как нельзя работать с клиентом?...................................................... ……………….. 207
Достижение интенциональности и теория....................................... ……………….. 210
Поиск позитивного............................................................................. ………………... 216
Поиски позитивного, альтернативный теоретический подход.....…………………. 219
Заключение........................................................................................………………….. 229
Краткий обзор главы.......................................................................…………………... 230
ГЛАВА VIIIПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ПСИХОТЕРАПИЯ..........…………………………………………………………… 231
Цели данной главы..........................................................................…………………… 233
Фрейд как основатель психоанализа................................................ ………………… 233
Концепция психоанализа.................................................................. …………………. 234
Основные теоретические положения.............................................…………………… 235
Теория развития................................................................................. ………………… 237
Механизмы самозащиты................................................................... …………………. 240
Оно, я, сверх-я................................................................................... ………………….. 243
Пожарная вышка.............................................................................……………………. 244
Основные техники психоаналитического интервьюирования....... ………………… 251
Некоторые ограничения и практическое психодинамического подхода…………… 260
Упражнение по психоаналитическому интервьюированию.......... …………………. 262
Краткий обзор главы......................................................................…………………….. 265
ГЛАВА IXБИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕРАПИЯ .....................……………………….. 267
Цели бихевиористской терапии...........................................................………………… 269 Введение.................................................................................................. ……………….. 269
Мировоззрение бихевиориста................................................................ ……………… 270
Некоторые основные теоретические конструкции.............................. ……………… 271
Отношения.............................................................................................. ………………. 271
Операционализация поведения............................................................. ………………. 272
Функциональный анализ........................................................................ 273
Как определить цели изменения поведения......................................... 275
Тренировка настойчивости.................................................................... 276
Основные техники бихевиористской терапии и консультирования. 286
Целенаправленное уменьшение тревожности.................................... 289
Моделирование ................................................................................... 291
Поощрение.................................. 292
Записи.......................................... 295
Предотвращение рецидивов....... 295
Некоторые ограничения и практическое применение бихевиористской терапии.. 300
Краткий обзор главы.................. 301
ГЛАВА ХЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ. 303
Цели экзистенционально-гуманистической теории............................ 305 Введение.................................................................................................. 305
Экзистенциально-гуманистическая теория.......................................... 306
Роджеровская революция....................................................................... 310
Основные понятия к. Роджерса............................................................. 311
Динамическая теория изменения и роста ............................................ 314
Интервью......................................................................................:.......... 315
Клиентоцентрированная терапия.......................................................... 320
Гештальт-терапия: комплекс эффективных микротехник................. 322
Франкл и логотерапия: направленность в будущее? ........................... 329
Использование методов позитивной терапии...................................... 333
Некоторые ограничения и практическое экзистенциально-гуманистической традиции 335
Краткий обзор главы............................................................................... 337
ГЛАВА XI КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ........ 339
Цели когнитивно-бихевиоральной терапии.......................................... 341
Предыстория создания теории ............................................................... 341
Когнитивно-бихевиоральное мировоззрение....................................... 343
Альберт Эллис и рационально-эмоциональная терапия...................... 344
Запись и анализ рэт-интервью ............................................................... 345
Аарон Бек и когнитивная терапия.......................................................... 352
Рекомендации крамбольца выбирающим карьеру и профессию ........ 356
Как распознавать неадекватные убеждения ........................... 357
Предыстория возникновения убеждений............................... 359
Запись и анализ интервью....................................................... 360
Когнитивно-бихевиоральная терапия мичебаума................ 362.
Терапия реальности.................................................................. 366
Основные конструкты терапии реальности............................ 367
Запись интервью и анализ....................................................... 368
Новейшие тенденции в терапии реальности.......................... 371
Краткий обзор главы................................................................ 373
ГЛАВА XIIСИСТЕМЫ, ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ................ 375
Введение.................................................................................... 377
Цели системных теорий........................................................... 377
Системы и взаимодействия личность — среда...................... 378
Альтернативное представление о взаимодействиях и окружающей среде. 379
Транзактный анализ....................................................................................... 381
Мировоззрение и основные теоретические понятия.................................. 382
Образец транзактного интервью.................................................................... 386
Семейная терапия и образование.................................................................. 390
Общее мировоззрение семейной терапии.............................. 390
Некоторые основные теоретические положения семейной терапии.......... 392
Полигенерационный подход Бауэна............................................................... 392
Методы коммуникации................................................................................... 393
Сеанс семейной терапии................................................................................ 394
Стратегические подходы............ 397
Примеры..................................... 397
Структурные подходы................ 399
Некоторые специфические методы семейной терапии............................. 401
Семейное обучение......................................................................................... 407
Психологическое обучение и работа с большими группами населения.... 410
Основная программа психического здоровья (оппз)................................... 411
Город и здоровье............................................................................................. 414
Терапии, повышающие уровень сознания, и феминистская теория........ 415
Краткий обзор главы...................................................................................... 425
ГЛАВА XIIIНАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.427
Цели главы...................................................................................................... 429
Значение научных исследований................................................................... 429
Об эффективности консультирования и психотерапии............................. 431
Мета-анализ..................................................................................................... 431
Исследования в центре кайзера—перманента............................................. 434
Выбор способа лечения, наиболее подходящего для клиента................... 435
Влияние консультирования на клиентов...................................................... 435
Исследования процесса консультирования и психотерапии..................... 436
Проведение присоединения, невербальное общение и микротехники. 437
Условия качества и эмпатия...................................................................... 441
Культура как переменная процесса........................................................... 443
Полупрофессионалы.................................................................................. 444
Единство процесса и результата................................................................ 445
Исследование крупных систем.................................................................. 445
Итоги главы................................................................................................ 450
ГЛАВА XIVИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. ...... 453
Задачи интеграции навыков, теории и практики ................................... 455
Специальные цели этой главы................................................................... 455
Поиски лучшей теории.............................................................................. 455
Общий план терапевтического воздействия для интервью.................... 457
Модель первого интервью.......................................................................... 458
Интерпретация этических вопросов в структуре первого интервью..... 459
Долгосрочные планы психологической помощи..................................... 461
Обобщающая структура для сравнения альтернативных теорий............ 463
Сравнительный перечень 13-ти подходов психотерапии........................ 464
Пример терапевтического планирования и лечения.............................. 475
Вы — теоретик (решения, решения, решения)......... 479