Точное указание моделей поведения

Прикладной бихевиоральный анализ, операционализация поведения, функциональный анализ, которые обсуждались в предыдущей главе, занимают центральное место в построении когнитивно-бихевиоральной теории. Хотя многие психологи когнитивно-бихевиорального направления считают, что самое главное — определить когнитивные, мыслительные затруднения, Мичебаум настаивает на точном указании поведения и образа мыслей. Осязаемые и конкретные поступки и мысли — вот что важно с его точки зрения.

“Прививка от стресса”

Это полезная техника, помогающая клиенту эффективно справляться со стрессом (Мичебаум, 1985). Тренировка в этом направлении имеет три ступени: 1) помочь клиенту понять, ка­кую роль играет стресс в его жизни; 2) обучить его конкретным навыкам, помогающим бороться со стрессом; 3) работать с мыс­лями и чувствами по отношению к стрессовой ситуации, чтобы у клиента сложилась законченная система мотивации. Мичебаум доказывает, что осознание стресса и владение навыками — это еще не все. Нужно еще решиться что-нибудь сделать.

Например, оба супруга работают, и у них появились трудности. Они часто ссорятся. Их проблему можно назвать “трудностями брака” или ее можно переопределить как проблему стресса. Оба они работают, у них двое детей, они социально активны. У них просто не хватает времени на все это, и это становится главным фактором стресса. “Прививка от стресса” ставит перед нами задачу, во-первых, определить проблему как стресс. Это само по себе полезно, т. к. супруги перестанут обви­нять друг друга из-за собственных трудностей, они увидят, какое воздействие оказывают внешние условия на их брак. Во-вторых, следует обучить их методам уменьшения стресса — релаксации, технике принятия решений (чтобы они ставили перед собой по­меньше задач) и социальным навыкам, чтобы они видели аль­тернативы их постоянной работе. Эти навыки поведения спо­собствуют переменам в жизни — особенно если еще привлечь технику моделирования, ролевых игр и прямых инструкций.

Однако знать, что ты имеешь дело со стрессом и знания техники еще недостаточно, чтобы справиться с проблемой. Ре­шится ли эта супружеская пара на действия? На этапе обобще­ния их эмоциональный и когнитивный мир может вновь стать иррациональным, и тогда ложное мышление помешает им ре­шиться на действия. Чтобы результатом стало действие, можно применять технику “когнитивно-семантической” терапии или технику предотвращения рецидивов. Можно проследить, как эта пара будет воплощать в жизнь намеченный план перемены сво­его поведения. Концепцию “прививки от стресса” сейчас пыта­ются применить к людям, перенесшим психическую травму (из­насилование, нападение, жертвы терроризма).

Тренировка навыков

Важное место среди когнитивно-бихевиоральных методов занимает тренировка навыков и обучение клиента. Этому по­священы две книги (Ларс, 1984; Маршалл, 1983), в которых да­ется множество формул, обучающих навыкам коммуникации, рекомендаций для трудных подростков, советы супругам, советы психиатрическим больным и т. д. Тренировка навыков начинает оформляться в самостоятельный раздел психиатрии.

В большинстве своем тренировка навыков включает в себя следующие когнитивно-бихевиоральные компоненты:

1. Раппорт. Подготовка клиента когнитивно и эмоционально к инструкциям.

2. Когнитивное представление и исправление. Обычно эти на­выки передаются в форме объяснения. Мичебаум объясняет природу стресса и то, почему так важно научиться справляться с ним.

3. Моделирование. Ролевые игры, видеозаписи и демонстра­ции — все это используется, чтобы клиент мог видеть и слышать себя в действии. Здесь знания из предыдущих этапов соединя­ются с когнитивным, наблюдаемым явлением.

4. Практика. Трудно научиться навыкам только через пони­мание и наблюдение. Многие тренеры требуют от своих клиен­тов попробовать навыки в ролевых играх, сопровождаемых ви­деозаписью для обратной связи. Опыт должен быть доведен до высокого уровня, иначе это напрасная трата времени.

5. Обобщение. Вся процедура тренировки направлена на то, чтобы было стремление применить полученные знания по окон­чании сеанса.

С одной такой когнитивно-бихевиоральной программой тренинга вы уже встречались в главе III, где вы обучались мик­ротехникам консультирования и техникам коммуникации. Об­наружено, что в выигрыше от такого обучения не только про­фессионалы-психологи и терапевты, но и простые клиенты. Например, пациенты психиатрических клиник получили такую же пользу от подобной формы тренинга, как и обучаемый меди­цинский персонал. Тренировка навыков — одна из главных тео­ретических и практических форм лечения.

Работы Мичебаума важны тем, что они обеспечивают неко­торый баланс в мире когнитивно-бихевиоральной терапии. Дело в том, что есть некоторая тенденция главный акцент делать на “когнитивную” часть терапии. Если нам нужны перемены в по­ведении, нам пригодятся и многие полезные техники бихевиоральной психологии. Здесь есть богатый выбор: ведение запи­сей, тренировка настойчивости, тренировка релаксации, свобод­ные ассоциации, но главное, чем мы достигаем результата —это обеспечение перемен в каждодневном поведении клиента.

В этой главе мы дадим некоторое представление еще об од­ной терапии — терапии реальности, которую некоторые считают ранней когнитивно-бихевиоральной системой, а некоторые классифицируют ее как гуманистическую терапию. Однако по­следние работы по терапии реальности сделали ее ближе к когнитивно-бихевиоральным традициям.

Таблица 11.2

УПРАЖНЕНИЯ ПО КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Для организации интервью мы предлагаем нижеследующую схему. Считаем, что вы нашли добровольца, который согласен проработать с вами все этапы. Предпола­гаемая тема беседы — иррациональная идея, ложное мнение, частное правило. Самая распространенная тема для сеанса — желание многих из нас быть “совершенным”.

1. Раппорт. Как всегда, по-своему установите раппорт и информируйте клиента, что вы хотели бы поработать над некоторыми аспектами его желания быть совер­шенным.

2. Сбор информации. Используя навыки выслушивания, выявите факты, чувства и стремления клиента к совершенству. Постарайтесь войти в его смысловую систему, и отразите глубинный смысл. Отразите позитивные аспекты в системе ценностей клиента. Ведите поиск иррациональных идей и ложных доводов.

3. Желаемый результат. Очень точно и конкретно наметьте цели для клиента. Они должны быть конкретны с когнитивной и поведенческой точки зрения. Понятие конкретности включает в себя определенные, ясные обобщения: “Можете ли вы привести конкретный пример успешной реализации вашего стремления к совершенству?” Бывает, что при постановке целей клиент сопротивляется и обнаруживает ложное, иррациональное мышление.

4. Выработка альтернативных решений. Здесь вы полностью свободны в выборе действий. Можно атаковать ложное, иррациональное мышление, используя модели Бека или Эллиса. Вы можете воссоздать исходную ситуацию при помощи свободных ассоциаций по методу Крамбольца. Вы можете привлечь к работе метод “прививки от стресса”, тренировку навыков, тренинг настойчивости. На этом этапе можно при­влечь фрагменты других теорий.

5. Обобщение. Когнитивно-бихевиоральный подход подчеркивает важность того, чтобы поведение было испытано дома. В тексте было дано несколько вариантов проведения обобщения. Возможно, клиенту стоит попробовать метод предотвраще­ния рецидивов. Можно дать ему “домашнее задание” и неделю следить за ним.

ТЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Если рационально-эмоциональную терапию Эллиса коротко можно выразить словами: “Будь рационален и думай о вещах логично”, то терапию реальности Вильяма Глассера можно вы­разить сказав: “Принимай на себя ответственность за свою жизнь и отвечай за последствия своих действий”. В этой книге сущность каждой терапии можно выразить в нескольких ключе­вых словах, а затем из этих понятий вырастает всесторонняя модель изменений. Хотя исследований по этому виду терапии немного, но иногда приходится прибегать и к ней, особенна если имеешь дело с правонарушителями — подростками и взрослыми.

Наши рекомендации