Предыстория возникновения убеждений
Когда мы оценили и определили иррациональные предубеждения, то сразу возникает вопрос: “Что делать?” Во-первых, Крамбольц предлагает изучить допущения и предложения иррациональных убеждений. Например, вы с клиентом выявили убеждение типа “Я не смогу работать с женщиной-боссом” как неадекватное и иррациональное. Задача состоит в том, как взглянуть на это убеждение. Откуда это убеждение появилось? Проявлялось ли это в предыдущих ситуациях? Для поиска прошлых ситуаций можно использовать упражнения свободных ассоциаций. Можно спросить клиента о том, что стоит за утверждениями. Можно восстановить ситуации прошлого при помощи ролевых игр. Таким образом с помощью этих и других техник можно изучить убеждения. Интересно, что сам факт изучения убеждений способен их изменить.
Вы как психолог можете подчеркнуть несоответствие между словами и делами. Очень важно владеть искусством конфронтации. Приведем спор с неадекватными убеждениями на таком примере:
Клиент: Я просто не смету сработаться с женщиной-боссом.
Психолог: Я вижу, как вы это твердо говорите: “Я не смогу сработаться”, но при этом вы покачиваете левой рукой.
Здесь психолог имеет несколько дальнейших возможностей:
1) можно просто пользоваться методами выслушивания и пусть клиент сам справляется с ситуацией при поддержке психолога;
2) перейти к упражнениям по гештальт-терапии из главы Х и предложить клиенту поговорить с левой рукой, которая покачивается и дрожит;
3) предложить клиенту свободные ассоциации, отталкиваясь от эмоционального противоречия, которое он высказал;
4) попробовать другие возможности работы с противоречием.
Очень полезно для клиента при решении реальной проблемы выявить барьеры на пути к цели. Как уже неоднократно говорилось, консультирование без конкретных целей часто превращается в “бихевиористское зацикливание”. Поэтому постановка целей в рамках интервью крайне важна. Но этого недостаточно. У клиента могут появиться неуместные и нереалистические цели. С помощью тщательно подобранных вопросов и внимательного выслушивания вы можете помочь ему обрести более подходящие рабочие цели. Клиент, например, ставит цель стать менеджером. Изучив цели и препятствия на пути к ней, вы можете сформулировать промежуточную цель в виде, например, поступления в колледж.
ЗАПИСЬ И АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ
Во многих аспектах работа Крамбольца похожа на работу Эллиса и Бека. Однако он разработал три вопроса, которые показывают, как когнитивно-бихевиоральная терапия работает с ложными доводами. Как только вы установили наличие иррациональной идеи, ложный довод, частное правило, то вы можете задать три вопроса, проясняющие процессы мышления клиента:
1. Откуда вы знает, что это правильно?
2. Какие шаги вы можете предпринять для проверки?
3. Какие доказательства убедят вас в том, что правильна противоположная точка зрения?
Подобные вопросы лежат в основе интервью, которое провел Крамбольц, пытаясь помочь клиенту осознать свои истинные ценности. Клиент отрицал наличие материальных соображений в своем выборе профессии, а Крамбольц показывает, что проблема более сложна. Приводим отрывок из диалога:
И: Вы заявили, что у вас скептическое отношение к ценностям среднего класса.
С: Да, вы правы. Я скептически отношусь к ценностям среднего класса. Мне не нравится, когда любой человек, вплоть до фотографа, влияет на меня. Я не Могу вспомнить его мнения, но был один такой. Он сделал цикл “Пригород”. Он сделал его в Калифорнии, в Санта-Барбаре, и люди на этих снимках озабочены такими проблемами: “Какую марку автомобиля я куплю в следующий раз?” или “Я только-что купил новый газовый гриль для пикника”.
И: Ну-Ну.
С: Или: “У вас новый бассейн” и “Мой сын Боб отлично пробежал вчера 200 ярдов и собирается отправиться в престижную школу на востоке, где будет обучаться бухгалтерии” (смеется). Кошмар.
И: То есть эти предметы материального благополучия мало что значат для вас... Позвольте мне в этом усомниться!
С: 0'кей.
И: Вы говорили, что хотели бы сделать много денег.
С: Но я...
И: Но что вы хотели бы с ними делать? Или только делать деньги и считать их?
С: Я не собираюсь их считать. Я думаю, что это важно. Ведь в нашем обществе это мера того, что человек стоит. Но что я буду делать с ними, когда они у меня появятся? Не знаю.
И: Ну-ну.
С: Не знаю, хорошо это или нет, но я купил бы хороший дом и хороший спортивный автомобиль.
И: Ну-ну.
С: Не знаю почему, это всегда меня волновало.
И: Так-так.
С: Я же могу немного купить... О, Боже, я сам не верю, что это я говорю! (смеется) Я был просто в рамках другого класса.
И: Именно так.
С: Знаете, это было очень полезно для меня. Это просто открытие для меня!
И: Да-да. (пауза)
С: В этом что-то есть (смеется). Может так и надо. Пожалуй, я в душе материалист. Может я хочу всего этого, просто потому, что я этого хочу, а ?
Приведенный диалог заставил клиента взглянуть по-новому на противоречия в его ценностях. Клиент выражает желание избежать вещизма, но потом переходит к более реалистичным убеждениям и желаниям. Вооруженный этой информацией, психолог может двигаться по разным направлениям. Можно вернуться к вопросу о профессии и искать работу, на которой можно “делать большие деньги”. Напротив, через свободные ассоциации можно попробовать выяснить, как появилось и развивалось стремление к благополучию. После этого психолог может вновь использовать конфронтацию при разборе этих паттернов, в надежде найти баланс между крайностями про- и антиматериализма.
На последней стадии профориентации психолог должен наметить поведение клиента и направить его на конкретные действия по достижению цели, как это сделал бы психолог-бихевиорист.