Основные конструкты и техники РЭТ-терапии

Эллис и его рационально-эмоциональная терапия делаетставку больше на мысли, чем на чувства. С этой точки зрения люди часто становятся жертвами искаженных, иррациональных паттернов мышления. Сохраняя оптимистический взгляд на человека, Эллис тем не менее подвергает критике гуманистиче­ский подход как слишком мягкий, как неспособный противо­стоять “саморазрушению, которое есть результат запутанного и иррационального мышления”. Задача РЭТ-терапевта — исправить способы мышления и избавить людей от иррациональных идей.

Может, самое важное изобретение Эллиса — это его АВС-терапия личности. Далее мы покажем применение АВС-терапии на практике. Этот метод состоит в следующем:

А — Объективные факты, события, поступки, с которыми сталкивается человек.

В — Убеждения человека относительно А.

С — Эмоциональные последствия, или что личность чувст­вует по отношению к А.

Люди склонны считать, что А вызывает С (т. е. факты вызы­вают последствия). Эллис считает такую формулу наивной — в ней не отражено то, что мысли людей определяют их чувства к событию. Используя АВС-анализ, получаем для нашего интер­вью следующее:

А — Объективный факт возможности стать гомосексуали­стом.

В — Клиент верит, что стать гомосексуалистом плохо, по­этому...

С — Как эмоциональное следствие, клиент ощущает чувство вины, страх, негативную самооценку.

В данном случае клиент замыкается на В и думает: “Если я гомосексуалист — я плохой. Таким образом...” Цель Эллиса — сокрушить эти убеждения. Именно то, как клиент думает о го­мосексуализме, вызывает тревогу и беспокойство, а не объек­тивные факты ситуации. Есть много людей гомосексуальных и гетеросексуальных, которые считают, что гомосексуальность – приемлемая альтернатива, и они не приходят к заключению С, которое сделал этот клиент. Эллис в данном случае оспаривает логику клиента: “Если бы я был гомосексуалистом, то был бы законченным дерьмом”. Споря с иррациональностью в логике клиента, он показывает, что А вызывает С. Оспаривается не само убеждение, а необоснованность убеждения, которое ведет к алогичности. Данная терапия стремится больше изменить образ мыслей, чем само поведение.

В каком-то смысле АВС-теория — это ядро теории Эллиса. Мы понимаем, что нас тревожат не события, а то, как мы дума­ем о них. Теория Эллиса сродни логотерапии Франкла (1973) и другим гуманистическим терапиям, которые сфокусированы именно на том, как клиент представляет себе мир. Франкл, к примеру, пережил ужасы нацистских лагерей и рассказал нам, что выжил благодаря способности верить в некоторые вещи, найти всегда что-то позитивное. Вера более важна для выжива­ния, чем объективные факты.

Вам не раз встретятся клиенты, изрекающие такие иррацио­нальные утверждения: “Если я не сдам этот курс, то это будет конец света”. “Так как мои родители были ко мне жестоки в детстве, то я ничем не смогу себе помочь”. “Так как экономика обостряет нехватку работы, то я не вижу смысла в жизни”, “У меня ничего нет, потому что все забрали богатые”. Все эти ут­верждения в чем-то правильные, но все это примеры “бес­помощного” мышления, когда в результате иррационального мышления А вызывает С. Вот пять иррациональных идей, кото­рые часто можно встретить в нашем обществе. Список можно расширить, но вам важнее уметь распознать иррациональное мышление какие бы формы оно не принимало.

1. Необходимо, чтобы тебя любили и одобряли все важные люди вокруг. “Если он (она) меня не любит, то это ужасно”.

2. Чтобы стать человеком стоящим, я должен быть очень компетентным и отвечать всем требованиям. “Если я не достиг цели, то это моя вина”.

3. Некоторые люди плохи и должны быть наказаны за это. “Если он (она) сделал это для меня, то я должен ответить тем же”.

4. Лучше уклоняться от трудностей и уходить от ответствен­ности. “Ничего не изменится, если я не сделаю этого, людям все равно”.

5. Ужасно, если вещи не там, где им положено быть. “Разве не ужасно, если в доме не убрано”.

(Эллис, 1967)

Терапевт всегда должен быть готов к тому, что ему придется столкнуться с иррациональным мышлением, а обнаружив его, он должен немедленно начать с ним работу. РЭТ-психологи по-разному дозируют применение микротехник, но Эллис использует большое количество открытых и закрытых вопросов, директив, интерпретаций, советов и мнений. Пересказ и отражение чувств не играет заметной роли в его терапии. Иногда он переходит к так называемой инструкторской модели, когда он ак­тивно учит клиента как думать. Эта модель дополняется заданием домашней работы, где клиенты должны опробовать на практике полученные навыки и доложить об этом. Эллис часто дает клиентам записи на дом, чтобы они могли дома просмотреть их.

В основе РЭТ лежит конфронтация — прямой разбор инконгруэтностей и противоречий в мышлении и поведении кли­ента. Запись беседы показывает, что Эллис сразу, незамедли­тельно атакует противоречия иррационального мышления. Он начинает это без детального полного анализа всего случая. Воз­можно, именно в этой прямоте заключается секрет популярно­сти его метода. Когда клиент научился понимать логику лично­сти, то он достаточно вооружен, чтобы справиться с другими проблемами без помощи терапевта. РЭТ — это терапия по характеру психообразовательная, для нее характерна демифологизация процесса психологической помощи, клиенту открыто говорят, что важно в этом процессе.

Задача РЭТ-психолога — освободить клиента от иррационального мышления, но существует и параллельная позитивная задача — научить клиента новому мышлению, которое удовлетворительно работало бы в каждодневной жизни. Например, еще недостаточно помочь клиенту избавиться от иррационального страха гомосексуальности. Надо чтобы клиент мог испытать новую систему убеждений и действий на работоспособность и коррективность. РЭТ-терапевты не навязывают и не оспаривают какой-то жизненный стиль и систему убеждений — напротив они открыты для любой альтернативы. Но они требуют, чтобы система убеждений была рациональна и работоспособна. В приведенном случае гомосексуального беспокойства при осознанном выборе клиента психолог поддержал бы любую альтернативу — и принятие гомосексуального образа жизни, и переход к гетеросексуальности. Главное — логичность и рациональное системы убеждений клиента.

Попытка синтеза бихевиоризма и РЭТ была предпринята Ланже и Якубовским (1976), которые на основе двух подходов разработали модель тренировки настойчивости. В предложенной ими модели необходимо: 1) определить ситуацию, где совершенно необходима настойчивость (см. гл. 9); 2) дополняя методами РЭТ-терапии, выявить те иррациональные убеждения, которые вызывают недостаток настойчивости; 3) определить права и желания человека в ситуации, требующей настойчивости. В данном случае одновременно решается две задачи: первое - клиент обучается ситуационным навыкам поведения и второе - раскрывается система убеждений, лежащая в основе поведения. Соедине­ние мышления и поведения ведет к более эффективной настой­чивости и к обобщению опыта на другие ситуации.

Если говорить коротко, то РЭТ — это терапия действия. Психолог активен, часто прибегает к конфронтации. Темп интер­вью высокий, количество бесед невелико, ставка делается на вопло­щение полученных идей в повседневную жизнь. В этом смысле РЭТ — чисто “американская” терапия со своим прагматизмом и желанием, чтобы все “заработало” быстро и эффективно.

Таблица 11.1

УПРАЖНЕНИЕ ПО РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Главным в этом методе является умение выявить и понять иррациональные идеи клиента. Наше общество приучило нас не обращать внимания на многие иррацио­нальные идеи, которые мы ежедневно слышим, поэтому надо научиться слушать людей и применять АВС-анализ к их высказываниям. Следующее руководство помо­жет вам за 1—2 недели овладеть начальными принципами РЭТ.

1. В течение трех дней посвятите свое время выслушиванию иррациональных идей. Заметив иррациональную идею у приятеля, у клерка, у члена семьи, просто перескажите ему же эту идею без каких-либо комментариев или оценок. К примеру, вы услышите “Инфляция такая высокая, что невозможно свести концы с концами” или “У меня ужасные дети, я должно быть плохая мать”. Составьте список иррацио­нальных идей, которые вы пересказали. Вы заметите, что факты, события как-то связаны с определенными высказываниями, мыслями, поступками этих людей. Но не обязательно эта связь носит логический характер.

2. Научившись выслушивать иррациональные идеи, вы наберете двадцать самых интересных утверждений и примените к ним АВС-анализ (письменно). Например, фразу “У меня плохие дети, я должно быть плохая мать” разложите так:

А. Объективный факт. Дети плохо вели себя в магазине, разрушив пирамиду из консервных банок.

В. Личностные убеждения. Дети, которые разбрасывают товары в магазине — плохие. “Если бы я была хорошей матерью, мои дети так бы не поступили”. Поэтому…

С. Эмоциональное следствие. Мать чувствует себя плохой, у нее чувство вины за детей.

Продолжайте практиковаться в АВС-анализе.

3. Попробуйте выявить собственные иррациональные идеи и подвергните их АВС-анализу. Затем попросите приятеля, у которого вы отметили иррациональные идеи, сесть с вами рядом и детально объяснить их. Объясните ему АВС-схему и поработайте над иррациональной идеей, классифицируя паттерны мышления. Попробуйте это упражнение с другими людьми, которые согласны поделиться с вами своими мыслями.

4. В качестве последнего шага попробуйте свои способности к АВС-анализу в ролевой консультации. Задайте клиенту “проблему”, которая выражается в виде иррациональной идеи, почерпнутой из ваших наблюдений. Затем, используя имею­щийся багаж знаний плюс микротехнику пересказа, попробуйте применить АВС-анализ, взяв на себя роль психолога. Повторите упражнение, пока не будет достигну­та необходимая легкость.

Наши рекомендации