Когнитивно-бихевиоральное направление

ЦЕЛИ КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЫЮЙ ТЕРАПИИ

Задачей когнитивно-бихевиоральной терапии является ин­теграция мышления, действия и принятия решений. Важно по­влиять на то, как человек воспринимает мир, как он принимает решения и как вследствие этого должны измениться его действия. Мы ставим перед собой следующие цели:

1. Дать общую картину тех взглядов в психологии, которые существенно влияют на процесс интеграции ведущих направле­ний в психологии и философии в новое синтетическое учение.

2. Рассказать о некоторых ведущих теоретиках когнитивно-бихевиорального направления (Эллис, Бек, Крамбольц, Миченбаум, Глассер) и показать технику их работы.

3. Дать вам некоторые новые конструкты и техники, кото­рые мы могли бы использовать на практике.

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ

Исторически в психологии доминируют три силы — психо­динамическая теория, бихевиоризм и экзистенциализм. Психо­динамическая теория и экзистенциальный гуманизм строят свою работу на познании или мыслях о мире, в то время как бихевио­ризм делает акцент на поведении, на поступке.

Когнитивно-бихевиоральная теория и ее методы возникли из необходимости объединить мысль и поступок, знание и пове­дение. Когнитивно-бихевиоральное направление возникло из других теорий, но привнесло в них свои собственные конструк­ты, по-своему обеспечивающие единство теории и практики.

Пожалуй, первым теоретиком этого направления был Джордж Келли с его учением о личностных конструктах. Келли рассматривает человека как ученого, действующего в мире на основе личностных конструктов и мыслей. Келли стремился понять неповторимость построения мира конкретным клиентом. На основе этого он хотел помочь клиенту изменить свои когни­тивные (умственные) конструкты.

Но у Келли есть методы, призванные изменить и поведение человека. Один из таких методов — терапия “фиксированной роли”. Задача такой терапии — прежде всего определить ту иде­альную роль, которую хотел бы играть клиент в реальной жизни, а затем отработать те навыки и поступки, которые помогли бы ему воплотить эту роль. Клиент переходит из мира интервью в реальный мир, реализуя в поведении те знания и конструкты, которые были выработаны прежде (т. е. происходит воплощение роли). На основе ранних работ Келли можно сделать вывод, что роль когнитивно-бихевиоральной терапии двойственна: 1) по­нять,как человек думает и при необходимости изменить мысли и знания; 2) убедиться, что в жизни клиент поступает в соответ­ствии с этими знаниями. Отсюда и название теории — “когнитивно-бихевиоральная”.

Есть еще третий аспект этой концепции. Имея в активе нужные мысли и навыки поведения, клиент еще должен решить, как он будет действовать. Именно этот процесс принятия реше­ний роднит когнитивно-бихевиоральную и экзистенциально-гуманистаческую традиции.

Нет необходимости говорить о том, что большинство мате­риалов этой книги связаны с понятиями когнитивно-бихевиоральной теории. В главе II, где дается модель принятия решений, говорится о том, что в первой части интервью надо выслушать проблемы клиента и прояснить цели. При этом тера­певт должен понимать знания клиента и его поведение, решить, как он будет действовать. На четвертой стадии, которая называ­ется выработкой альтернативных решений, упор делается на выработке новых мыслей и моделей поведения, а также приня­тия какого-либо решения. Именно этот процесс принятия ре­шений роднит когнитивно-бихевиоральную и экзистенциально-гуманистическую традиции. На последней стадии обобщение клиентом конструктов, знаний, мыслей приводит к необходимо­сти решиться на действие во внешнем мире. Пока инсайт про­является в мыслях и поступках только в рамках интервью, то цена такого успеха мала. Заметим, что и другие теории — психо­динамическая, бихевиористская, экзистенциально-гуманистиче­ская — уделяют внимание проблеме когнитивных и поведенче­ских изменений, хотя у каждой из них свой подход к балансу мыслей, действий и решений.

Таким образом, в развернутой когнитивно-бихевиоральной теории вы найдете элементы, которые помогут вам в развитии собственной концептуализации (знания) терапевтического про­цесса, а также приобрести некоторые знания и навыки (пове­дение), которые помогут вам в работе.

Наши рекомендации