Когнитивно-бихевиоральное направление
ЦЕЛИ КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЫЮЙ ТЕРАПИИ
Задачей когнитивно-бихевиоральной терапии является интеграция мышления, действия и принятия решений. Важно повлиять на то, как человек воспринимает мир, как он принимает решения и как вследствие этого должны измениться его действия. Мы ставим перед собой следующие цели:
1. Дать общую картину тех взглядов в психологии, которые существенно влияют на процесс интеграции ведущих направлений в психологии и философии в новое синтетическое учение.
2. Рассказать о некоторых ведущих теоретиках когнитивно-бихевиорального направления (Эллис, Бек, Крамбольц, Миченбаум, Глассер) и показать технику их работы.
3. Дать вам некоторые новые конструкты и техники, которые мы могли бы использовать на практике.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕОРИИ
Исторически в психологии доминируют три силы — психодинамическая теория, бихевиоризм и экзистенциализм. Психодинамическая теория и экзистенциальный гуманизм строят свою работу на познании или мыслях о мире, в то время как бихевиоризм делает акцент на поведении, на поступке.
Когнитивно-бихевиоральная теория и ее методы возникли из необходимости объединить мысль и поступок, знание и поведение. Когнитивно-бихевиоральное направление возникло из других теорий, но привнесло в них свои собственные конструкты, по-своему обеспечивающие единство теории и практики.
Пожалуй, первым теоретиком этого направления был Джордж Келли с его учением о личностных конструктах. Келли рассматривает человека как ученого, действующего в мире на основе личностных конструктов и мыслей. Келли стремился понять неповторимость построения мира конкретным клиентом. На основе этого он хотел помочь клиенту изменить свои когнитивные (умственные) конструкты.
Но у Келли есть методы, призванные изменить и поведение человека. Один из таких методов — терапия “фиксированной роли”. Задача такой терапии — прежде всего определить ту идеальную роль, которую хотел бы играть клиент в реальной жизни, а затем отработать те навыки и поступки, которые помогли бы ему воплотить эту роль. Клиент переходит из мира интервью в реальный мир, реализуя в поведении те знания и конструкты, которые были выработаны прежде (т. е. происходит воплощение роли). На основе ранних работ Келли можно сделать вывод, что роль когнитивно-бихевиоральной терапии двойственна: 1) понять,как человек думает и при необходимости изменить мысли и знания; 2) убедиться, что в жизни клиент поступает в соответствии с этими знаниями. Отсюда и название теории — “когнитивно-бихевиоральная”.
Есть еще третий аспект этой концепции. Имея в активе нужные мысли и навыки поведения, клиент еще должен решить, как он будет действовать. Именно этот процесс принятия решений роднит когнитивно-бихевиоральную и экзистенциально-гуманистаческую традиции.
Нет необходимости говорить о том, что большинство материалов этой книги связаны с понятиями когнитивно-бихевиоральной теории. В главе II, где дается модель принятия решений, говорится о том, что в первой части интервью надо выслушать проблемы клиента и прояснить цели. При этом терапевт должен понимать знания клиента и его поведение, решить, как он будет действовать. На четвертой стадии, которая называется выработкой альтернативных решений, упор делается на выработке новых мыслей и моделей поведения, а также принятия какого-либо решения. Именно этот процесс принятия решений роднит когнитивно-бихевиоральную и экзистенциально-гуманистическую традиции. На последней стадии обобщение клиентом конструктов, знаний, мыслей приводит к необходимости решиться на действие во внешнем мире. Пока инсайт проявляется в мыслях и поступках только в рамках интервью, то цена такого успеха мала. Заметим, что и другие теории — психодинамическая, бихевиористская, экзистенциально-гуманистическая — уделяют внимание проблеме когнитивных и поведенческих изменений, хотя у каждой из них свой подход к балансу мыслей, действий и решений.
Таким образом, в развернутой когнитивно-бихевиоральной теории вы найдете элементы, которые помогут вам в развитии собственной концептуализации (знания) терапевтического процесса, а также приобрести некоторые знания и навыки (поведение), которые помогут вам в работе.