Некоторые ограничения и практическое применение бихевиористской терапии

Тщательно не продуманная терапия может нанести вред клиенту. В предыдущей главе мы показали, какой вред приносит “дикий” психоанализ. Понятие “манипуляторский бихевиоризм” описывает аналогичный феномен в области бихевиористской терапии.

Можно говорить о манипуляторском бихевиоризме, если психолог принимает решения за клиента, или если его влияние настолько сильное, что клиенту ничего не остается делать, как только соглашаться с психологом. Мы знаем случай, когда, на­пример, психологи-бихевиористы работали над упражнением эффективности учебного времени для учеников начальных клас­сов. Это уместная цель, но дело в том, что вмешательство про­водилось неумело — дети и родители не осознали перемен, про­веденных в классе.

Манипуляторская терапия имела место в психиатрических клиниках и тюрьмах. При этом применялась стратегия фишек, но их бросали пациентам и заключенных на пол, а те подбирали их и меняли на еду. Эти возмутительные случаи не имеют ни­чего общего с бихевиористским гуманизмом, со стремлением к совместному принятию решений психологом и клиентом. Ни в коем случае нельзя считать бихевиористскую психологию негу­манной и манипуляторской. Точно так же можно использовать во вред клиенту технику психодинамической или гуманистиче­ской психологии. Теории и методы не виноваты в том, что их неумело используют.

Со временем вы заметите, что техники бихевиоризма “работают”, что клиент получает ощутимую пользу. В то же вре­мя вы можете заметить, что, хотя поведение клиента меняется, но остается ощущение, будто что-то важное пропускается. Для таких клиентов могут оказаться полезными методы когнитивно-бихевиористской терапии (глава XI), причем некоторым будут интересны причины того, почему у них сложились именно такие стереотипы поведения. Здесь может оказаться полезной такая противоположность бихевиоризму, как психодинамическая кон­цепция. Короче говоря, объединяя бихевиористскую терапию с другими ориентациями, вы сможете существенно обогатить про­цесс психотерапии.

Попробовав на практике упражнения из табл. 9.1, 9.2, 9.3 вы уже имеете солидный фундамент для овладения бихевиорист­ской терапией. Эта система методов особенно эффективна, если вы хотите своими глазами увидеть, как быстро изменяется пове­дение клиента, если, например, вы работали над проблемой, связанной с тренингом настойчивости. Существуют и другие техники бихевиоризма (они здесь не обсуждались), которые также дают хорошие результаты.

В конце особо стоит упомянуть технику предотвращения ре­цидивов, которую есть смысл применять, заканчивая беседу, независимо от того, какие методы использовались. Пятая стадия интервью (обобщение), модель Джаниса, наблюдение за клиентом после интервью, умение избежать рецидивов — все это не­обходимо знать психотерапевту любого направления.

КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Понимать разницу между бихевиористским подходом, ориентированным на действие, и психодинамической теорией, ориентированной на “инсайт”. Можно сказать, что бихевиористы хотят добиться видимых изменений в поведении клиента, а психологи-фрейдисты добиваются перемен в том, что клиент думает о своих поступках. Некоторые бихевиористы совсем не думают о внутреннем диалоге клиента, а все психологи-фрейдисты считают, что как только будет достигнута определен­ная степень осознания своих проблем, изменится и поведение.

2. Определять и уметь применять прикладной бихевиоральный анализ. В главе даны методы, которыми необходимо овла­деть, чтобы применять их в разных случаях. Пока вы в совер­шенстве не овладеете этими методами, дальнейшее изучение бихевиоризма будет малоэффективным.

3. Понимать и уметь обсуждать составляющие тренинга настойчивости. Бихевиоризм дает немало эффективных и полез­ных методов, которые помогают клиенту стать хозяином своей жизни. В главе дана пятишаговая модель тренировки настойчи­вости.

4. Знать и использовать эффективные методы предотвращения рецидивов, которые помогают клиенту использовать навыки, приобретенные на интервью в своей дальнейшей жизни.

5. Знать следующие ключевые понятия данной главы: бихе­виористский гуманизм, прикладной бихевиоральный анализ, операционализация поведения, функциональный анализ, пре­дыстория, результирующее поведение, последствия, тренинг настойчивости, предотвращение рецидивов, релаксация, целенаправленное уменьшение тревожности, моделирование, поощре­ние, записи, стратегия фишек.

ГЛАВА Х

Наши рекомендации