Стадия: Взаимопонимание/структурирование.

С первых семи фраз Джоан быстро установила отношения доверия с клиентом. Каждый психолог устанавливает контакт с клиентом очень индивидуально. У Джоан раппорт достигался через грамотное применение навыков внимания — через визу­альный контакт, тон голоса, позу и словесное сопровождение. Те микритехники, которые использовала Джоан, помечены в ее комментариях. Слова клиента часто тоже классифицированы, чтобы можно было отметить специфику воздействия психолога. (Далее: Джоан сокращается как Д, мистер С. — просто С)

1. Д: Можно, мы запишем нашу беседу? (закрытый вопрос)

2. С: Конечно, пожалуйста. Очень важно предупреждать клиента, что ведется запись.

3. Д: Ну, вы сегодня улыбаетесь. (обратная связь)

4. С: Сегодня я чувствую себя лучше.

5. Д: Вы хорошо сегодня выглядите, и это меня радует. Что про­изошло со времени нашего первого разговора? (рефлексия чувств, самораскрытие, открытый вопрос)

6. С: Мне лучше, потому что я наконец-то занялся теми проблемами, которые раньше просто бросал, не решив. Теперь я немного рассла­бился.

Комментарий Д: Пожалуй, будет полезно спросить мисте­ра С., что конкретно у него пошло лучше. Такой акцент даст более основательную базу для дальнейшего разговора.

7. Д: Вы более спокойны, ваше состояние улучшилось. Я испытываю чувство облегчения. Я правильно поняла, что вы принялись за неокон­ченные дела? (отражение чувств, пересказ с интерпретацией)

8. С: Пожалуй...

Комментарий Д: м-р С. почувствовал дискомфорт в этом месте и это меня удивило. Поэтому я вернулась к конспекту предыдущей беседы, чтобы сориентироваться в возможных альтернативных вариантах действия. В п. 7, я не была понята м-ром С.

9. Д: В прошлый раз мы обсуждали то давление, которому вы под­вергались с разных сторон. Ваша сестра, старые друзья, разные про­екты, а в действительности — все тяготы жизни. Они развили в вас привычку все делать сначала для других, а потом уже для себя. Вам бы хотелось думать о себе как о жизнерадостном человеке, без чувства постоянной подчиненности планам других людей. Я восхища­юсь вашей. силой и преданностью семье — вырастить детей, забо­титься о больной жене, сейчас вы помогаете своей золовке-инвалиду. Я рада, что узнала вас и рада, что ваши дела пошли лучше. (резюме) (обратная связь, самораскрытие)

Комментарий Д: Резюме прошлого разговора и обратная связь, похоже, подействовали на м-ра С. Он распрямился и улыбался, когда я говорила. Увидев это, я решила, что мы установи­ли нужный раппорт и можем приступать к следующей фазе — сбору фактов. Следующие два вопроса относятся к очередному этапу консультации — Можете ли вы подробнее рассказать о том, что с вами случилось, что стало лучше? (открытый вопрос)

Я стадия: Сбор информации.

Легко заметить, что границы между двумя стадиями доволь­но условны, ведь клиент с психологом идут от стадии к стадии, Возобновляя, если это необходимо, сбор информации. В данном разделе вам следует обратить внимание на то, что Джоан уделяет большое внимание не только проблемам клиента, но и его обод­рению, используя позитивную обратную связь. Для определения Проблемы она использует навыки внимательного выслушивания.

10. С: К примеру, я стал больше общаться в последнее время. Когда жена умерла, я вообще ни с кем не виделся. Сейчас я немного опра­вился и чувствую себя получше — особенно когда действую без при­нуждения. Но те люди, с которыми я общаюсь, заставляют меня де­лать больше, чем я хочу. А я не знаю, как им отказать. Они слишком много от меня хотят, и я, пожалуй, перестану следовать их советам только для того, чтобы отвлечься от мыслей об умершей жене... Хо­тя я так одинок.

Комментарий Д: Здесь клиент в сжатой форме обобщает сущность проблемы. Его жена умерла, он чувствует себя одино­ким. Люди приходят к нему на помощь, но у него двойственное отношение к ним: с одной стороны, он хочет жить сам по себе, с другой — быть с людьми, чем-то занятым. В конце концов, он не может решиться ни на что. Дальше можно идти разными путями, но Д. решила остановиться на чувствах.

11. Д: Как я вас поняла, вы сейчас чувствуете себя одиноким. (рефлексия чувств)

12. С: Да!

13. Д: ...И что вы подумываете о то, что вся ваша деятельность за последнее время помогает вам забыться и не чувствовать себя оди­ноким. Как же так? Какой в этом смысл? (пересказ, проверка в виде скрытого вопроса)

14. С: Да..., здесь что-то не так. Новые друзья думают, что помо­гают мне и действуют мне на благо. Они действительно помогают мне, но в то же время я лишен возможности выбора. Другие выбирают за меня.

15. Д: Друзья думают, что помогают вам. Похоже, вы любите бы­вать на людях и им приятно общаться с вами. Но если бы они еще понимали, что вам необходимо иметь право выбора! (пересказ, конфронтация)

16. С: И когда я все-таки хочу это сделать, мне нужно набраться храбрости просто сказать НЕТ, но я всегда поджидаю подходящего момента. (смеется)

17. Д: Вы смеетесь, но я по тону чувствую, что вам совсем не до смеха, (рефлексия чувств, конфронтация)

Комментарий: Джоан использует навыки выслушивания в виде интерпретации и отражения чувств, чтобы выяснить про­блему. Пункт 17 дает удачный пример того, как она обострила противоречие между тем, что говорит м-р С. и тем, как он это говорит. В этом месте м-ру С. не хватает искренности. Неумение наблюдать и выявлять внутренние противоречия клиента могут привести к поверхностному ведению интервью. Но сначала сле­дует достичь прочного взаимопонимания, чтобы позволить себе раскрыть несоответствия в словах клиента. Слова и поза м-ра С. отражают противоречия из п. 15. 18.

С: Да, действительно, тут не до смеха.

19. Д: Похоже, вы рассердились, (рефлексия чувств)

20. С: Да, это тревожит меня... (пауза)

21. Д: тревожит вас... (пауза) (подталкивание)

22. С: Когда была жива жена, у меня не было такой проблемы, я все время был занят ею, а в последние три месяца я столкнулся с одино­чеством...

Анализ Джоан: В последних фразах м-р С. близко подо­шел к сути его проблемы. Когда м-р С. ухаживал за женой, он чувствовал, что она “всегда с ним”, куда бы он не направлялся. Я заметила, что в моей последней реплике у меня не хватило внимательности, и мы отклонились от нужной цели. Может быть, это связано с моим собственным стремлением представ­лять вещи приятнее, чем они есть на самом деле и избегать конфликтов? Пожалуй, конфронтация в пункте 17 прояснилась даже быстрее, чем я привыкла. Часто случается, что подталкивание и переформирование дают нам в руки ключевую проблему.

23. Д: Насколько я вас поняла, ваши друзья посягают на ваше время. И вы чувствуете, что вас увлекают в направлении, для вас нежела­тельном, так?

24. С: Да, это так.

Комментарий: Клиенты часто восклицают “Это так”, если психолог дает четкую формулировку проблемы.

25. Д: И вы чувствуете свою подконтрольность, вам это не по душе. Вы бы хотели дать волю чувствам и делать то, что вам хочется. Мне тоже не нравится, когда другие меня контролируют. Я очень сержусь и расстраиваюсь, если другие пытаются планировать мою деятельность. (интерпретация, самораскрытие)

26. С: Я бы хотел вырваться из этого, чтобы я сам определял свое времяпровождение и делал все только когда сочту нужным. Я не хочу испытывать давление: сделай это, сделай то.

27. Д: Ммм... Давление... Когда вы говорите про него, то я понимаю, что вы можете его чувствовать сейчас. Как вы реагируете на давле­ние? (рефлексия чувств, открытый вопрос)

28. С: Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как умерла жена.

29. Д: Итак, вы вечером ложитесь спать и обдумываете свои про­блемы, становитесь подавленным и снова начинается порочный круг. И вместо того, чтобы смотреть вперед, вы утешаетесь всякими “хорошо бы...” (интерпретация, самораскрытие, конфронтация)

Мистер С: Это все от обязательств перед другими людьми, мы все как на привязи. Мы все попадаем в эти ловушки. Но когда мы берем на себя бремя обязательств, надо думать и о себе.

Комментарий: В этом резюме Джоан завершает этап сбора информации. Она ставит задачи и проясняет главную проблему. Последнее определение проблемы построено на позитивной оценке и сильных сторонах личности мистера С. Джоан перехо­дит к третьей стадии интервью, начиная с открытого вопроса.

Д: А что случится, если вы на один день вдруг отбросите все обяза­тельства перед другими?

Наши рекомендации