Соединение методологии, теории и практики
Методология составляет основу психологии и психотерапии. В теории содержатся идеи, организующие ключевые принципы психологической помощи. О практике следует говорить, когда вы берете теорию, методики и применяете их непосредственно в работе с клиентом. Если у вас есть солидный багаж методик и есть понимание теории, то вы готовы к практике терапии и консультирования.
В главах 11-ХУ11 приводятся некоторые базисные методики психологии и психотерапии. Каждая глава рассматривает концепции важные для различных теоретических построений. К примеру, независимо от вашей теоретической ориентации, искусство слушать вам необходимо, если вы хотите понять клиента. Все теории подчеркивают важность умения слушать клиента, и поэтому умение задавать вопросы всегда будет полезно для вас. Если вы считаете себя бихевиористом, то искусство слушать вам необходимо, чтобы уяснить поведенческие навыки клиента. Если вы принадлежите психодинамическому направлению, то это умение необходимо для того, чтобы понять фантазии клиента и его опыт детских переживаний.
Короткое исследование: действительно ли помогает психология и психотерапия?
Ответ на приведенный вопрос довольно сложен и зависит от многих обстоятельств. Исходя из того, что исследователи и авторы книги имеют вполне понятный интерес к результатам (к примеру, если психотерапия не работает, то зачем ее проводить, изучать и даже писать эту книгу?), следующие выводы кажутся нам наиболее важными:
1. Психология и психотерапия существенно различаются, существует большой набор методов, которые могут помочь клиенту в его росте и развитии.
2. Результаты последних исследований дают основание полагать, что когнитивно-бихевиористские методы наиболее эффективны. Однако исследования этих методик обнаруживают более ограниченные показания к их применению по сравнению с гуманистическими и психологическими теориями. Многие считают, что эти исследования не показали существенных различий среди психологических теорий.
3. Психотерапия может не только помочь, но и повредить. Выбор неэффективных методик, технические ошибки, слишком поспешные действия могут принести клиенту вред.
4. Большие разногласия существуют по поводу важности длительных профессиональных тренировок. Согласно некоторым исследованиям, непрофессионалы иной раз могут получить и добиться этих же позитивных перемен у клиента, что и искушенные мастера.
5. В настоящее время многие эксперты приходят к убеждению, что различные теории по-разному эффективны для разных клиентов. Поэтому у вас, скорее всего, появится желание стать знатоком нескольких теорий и методов психологического консультирования.
Результаты этих исследований более подробно изучаются в главе XIII.
Если вы усвоили концепции первых семи глав, то вы перейдете к следующим теоретическим главам хорошо подготовленным, несмотря на то, что эти теории с первого взгляда очень различны. Мы сказали “с первого взгляда”, потому что по мере продвижения в этой области, вы начнете осознавать связь этих теорий. А это уже начало обобщенной теории.
Теории, описанные в этой книге, отражают различные мировоззрения, каждое из которых дает точку зрения, позволяющую взглянуть на ситуацию иначе. Если вы возьмете рисунок Эшера на обложке книги, повернете книгу на бок, посмотрите сверху, постараетесь увидеть рисунок трехмерным, то вы заметите, что каждая точка зрения дает новый, обогащенный взгляд на рисунок. Точно так же теории из второй части этой книги предлагают свое понимание процесса терапии. С некоторого момента у вас появится желание сделать выбор относительно одной терапии, либо эклектического, либо обобщенного подхода: для работы нужна какая-то определенность.
Временами получится так, что мы будем обсуждать концепции из тех глав, которые вы еще не прочли. В частности, так будет в главе VII, в которой дается необходимый мост между теорией и методиками. Такие перекрестные ссылки необходимы, чтобы вы уяснили, как связаны методики и теории, поняли взаимосвязь различных теорий и то, как использовать обобщенную теорию, чтобы объединить различные точки зрения.
Из главы VII можно привести пример подхода с позиций обобщенной теории. Там показано, что многие психотерапевтические теории сконцентрированы на том, чтобы помочь клиентам реконструировать свое мировоззрение в более позитивном направлении. Это может носить разные названия, но все процессы и методы тесно связаны. Так, в Роджеровской психотерапии говорится о позитивном отношении, в логотерапии — о модуляции отношений, в теории минимального изменения Тайлера — об исследовании ресурсов. Каждая из этих формулировок дает что-то свое в процессе психологической помощи, а владение обобщенной теорией дает вам возможность легко использовать упомянутые отдельные теории и практики. К примеру, вы практикуете бихевиоральный тренинг поведенческих навыков и вдруг обнаруживаете, что исследования Тайлера по части выявления ресурсов помогает вашему клиенту и он делает большие успехи. Но если Тайлер не подходит, вы можете с той
же целью обратиться к клиенто-центрированной терапии или логотерапии. Обобщенная теория осознано и систематически идет от одной концепции к другой и использует то общее, что в них есть. Последние главы этой книги уделяют внимание научным работам и практика, применению теорий и методов для блага клиентов. Методы и теории, не подтвержденные практикой, не нашедшие практического применения, всегда забываются. В основе последней главы этой книги лежит аксиома Гордона Пола: “КАКОЕ лечение, КЕМ проводимое наиболее эффективно для ДАННОГО индивида и с КАКОЙ целью, при КАКИХ обстоятельствах оно проводится?”
В этом классическом выражении мы подчеркнули слово КЕМ, которое относится и к вам. Какой ВЫ выберете набор методов для лечения, какова будет ВАША концепция психологической помощи и какие обстоятельства ВЫ учитываете? Далее, как ВЫ понимаете индивидуальность и культурное своеобразие своего клиента? Все эти позиции образуют саму основу Культурной ориентированности, основу понимания своей специфики действий, равно как и специфики других.
Основная цель данной книги — способствовать вашему гибкому взгляду на мир и развить в вас эмпатию по отношению к другим. Но чего бы мы хотели для клиента? В чем цель психологической помощи? Почему вообще следует помогать?
КУЛЬТУРНО-ПРОДУКТИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ –