Развитие собственной теоретической ориентации
Некоторые психологи слишком привержены какой-нибудь одной концепции и ограничивают себя рамками одного теоретического мировоззрения. Такая приверженность полезна, если психолог достаточно компетентен и подходит к клиентам дифференцировано, но узость мышления, ригидность делает невозможной психологическую помощь тем, кто с первого сеанса не “раскололся”. Поэтому так важно быть гибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новых идей. Существует несколько путей для того, чтобы развить собственную обобщенную концепцию практического консультирования и терапии.
ЭКЛЕКТИЗМ. Все большую популярность в практической психологии получает эклектизм, и примерно половина практикующих психологов и терапевтов, по их признанию, используют этот подход. Эклектик признает достоинства многих методов и теорий и намеренно подбирает различные аспекты
этих теорий, которые могут оказаться полезными для его разносной клиентуры. Сильная сторона эклектизма — в гибкости широте охвата. В то же время некоторые критикуют эту позицию как чересчур гибкую и не имеющую систематического мышления, и даже говорят о “лени” некоторых психологов, не нашедших времени как следует изучить какую-то одну концепцию.
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ОДНОЙ ТЕОРИИ. В противоположность эклектикам, многие психотерапевты проповедуют приверженность одной теории, такой, как бихевиоризм, психоанализ, структурно-семейная терапия. Сильная сторона такого подхода — в углубленном изучении техники, методологии и возможность “подстроить” теорию под потребность индивидуального клиента. Некоторые критикуют сторонников только одной теории за негибкость и нежелание изменить свои подходы, когда случай не укладывается в данную теорию.
ОБОБЩЕННАЯ ТЕОРИЯ. Джордж Келли, автор работ по психотерапии личности, отметил, что эклектики становятся все более систематичны в своем мышлении, что они развивают собственную теорию или обобщенную теорию психологической помощи, в которой объединены различные подходы. Обобщенную теорию или метатеорию можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем эклектизм или приверженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части теорий в согласованности и систематическом построении. Ее, пожалуй, можно окрестить как “систематический эклектизм”.
Однако же можно быть с самого начала преданным одной теоретической ориентации и одновременно быть приверженцем обобщенной теории. Психолог-бихевиорист может работать в своих привычных рамках, но уважительно относиться к другим теориям и приспосабливать какие-то их фрагменты к своей практике. К примеру, Альберт Эллис (глава XI) стоит на позициях когнитивной теории, но он использует фрагменты гуманистической психологии и психоанализа, чтобы обогатить свою базовую ориентацию.
Как психолог или психотерапевт, вы сталкиваетесь с выбором. Вы можете стать “ленивым” эклектиком, понадергав случайных фрагментов из различных теорий. Или вы можете решить, что какая-то школа в психологической науке является лучшей и не рассматривать альтернативные. Или придерживаться общетерапевтической ориентации через систематический эклектизм, либо сохранять гибкую приверженность одной теории. Два последних выбора — суть концепции обобщенной теории. Что у них общего:
1) понимание того, что реакция клиента может быть разной и, возможно, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход;
2) уважение к мировоззрению или теории, отличной от собственной;
3) умение видеть то, каким образом различные теории можно увязать вместе для пользы клиента.
Когда вы начинаете психологическую практику, вы скоро убедитесь, какое изобилие методов и теорий существует в этой области. Некоторые считают разумным сконцентрироваться на одной. Позднее, по мере увеличения знаний и опыта, вы сможете глубоко изучить альтернативные методы.
Пожалуй, нет единственно правильного пути в выборе теоретической ориентации, хотя некоторые считают, что это обязательно надо сделать. Им кажется, что задача состоит в том, чтобы решить, как вы систематически организуете свою работу психолога или психотерапевта.