Квалифицированная психология в методологии, теории и практике

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

Основная цель этой главы — развитие целостного мировоз­зрения и ориентации применительно к консультированию и терапии.

Целями данной главы являются:

1. Представить концепцию мировоззрения. (Есть много ва­риантов работы с клиентом, преследующих позитивные измене­ния.)

2. Показать, как методики, теория и практика могут быть интегрированы в общий теоретический подход к психологиче­скому консультированию и терапии.

3. Определить концепцию культурной ориентированности, как общую цель консультанта и клиента.

4. Разграничить концепции интервьюирования, консульти­рования и психотерапии.

5. Поднять важную проблему этических критериев в профес­сиональной психологической помощи.

ВАШ ЛИЧНЫЙ СТИЛЬ ТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

На 3 странице книги приведена иллюстрация М. Эшера под названием “Относительность”. В картине этого датского худож­ника внимание сфокусировано на двух личностях, находящихся на лестнице в верхней части картины:

Два человека движутся рядом в одном направлении, но при этом один из них спускается, а другой поднимается по лестнице. Бессмысленно говорить о контакте между ними, поскольку они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг Друга.

Поскольку вы психолог или психотерапевт, вас можно в ка­кой-то степени считать художником. Ваша задача — понять про­блемы клиента, идущего по жизненному пути, временами в неправильном направлении. Если вы сможете на время присоеди­ниться к миру клиента и идти с ним (или с ней) вместе, то это поможет вам обрести новое понимание и уважение к пути, от­личному от вашего. Более того, вы сможете обнаружить, что клиент желает измениться и хотел бы, чтобы вы помогли ему найти новые пути действия и существования.

Представьте, что клиент пришел к вам за помощью. После некоторых вступлений он излагает следующую историю:

Я чувствую себя таким униженным... Знаете, я работаю в кафетерии. Я выхожу в этом кургузом белом пиджаке..., с поло­тенцем через руку, хожу и вытираю столы. Я прямо чувствую, что люди глазеют на меня. Может быть, это не так, но я это чувствую. Я ненавижу эту работу. Немного легче я чувствую себя за стойкой, но меня не покидает ощущение своей неполноцен­ности.

Важно, чтобы вы улучили момент и подумали, что главное в этом контексте. Представьте, что вы психолог или психотера­певт. Запишите, чтобы вы сказали клиенту.

(В этом месте вы, возможно, заглянули вперед в поисках “правильного” ответа. У нас нет правильного ответа, да и вряд ли существуют самые подходящие слова для человека, у кото­рого в душе конфликт. Однако же, существуют некоторые под­ходы, которые более плодотворны, чем другие.)

Есть шанс, что вы дадите клиенту ответ, исходя из собст­венного опыта, и этот опыт будет потенциально более позитив­ным, приведет к улучшению. Если вы “присоединитесь” к кли­ентам и поймете их различное мироощущение, то вы сможете помочь им найти более адекватный способ распоряжения свои­ми жизнями.

Прежде чем идти дальше, попробуйте опросить нескольких людей по поводу данной ситуации, запишите, что они ответят. Их ответы отличаются от вашего? Они бы повели клиента в другом направлении? Неужели какой-то ответ является самым лучшим?

А может быть то, что вы говорите человеку на консультации или во время сеанса терапии, больше характеризует вас, чем кли­ента?

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ

То, что вы относитесь к человеку как консультант, в огром­ной мере определяет то, что будет в дальнейшем. Ваш вопрос к клиенту из кафетерия определяет, что будет сказано дальше, будет ли проблема решаться на поверхностном или более глубо­ком уровне; в действительности, ваша реакция определяет, будет ли вообще беседа продолжаться. Наша реакция и вхождение в мир других в значительной мере влияет на то, как клиенты (друзья и семья) думают и действуют в дальнейшем. Даже то, поддерживаете ли вы разговор или подчеркнуто не реагируете на сказанное, может существенно повлиять на жизнь человека.

Консультирование и психотерапия есть процесс обоюдного влияния. Но каким должно быть направление вашего влияния? Давайте рассмотрим несколько альтернативных реакций на сло­ва клиента из кафетерия и затем обобщим некоторые аспекты этих реакций с точки зрения культуры.

1. “Вы утверждаете, что испытываете нервозность и смуще­ние на работе”. (Это фиксирует внимание на ключевых эмоциях консультируемого и позволяет перейти к дальнейшему обсужде­нию его чувств по отношению к себе.)

2. “Можете ли вы описать другую ситуацию, где вы чувствуе­те то же самое?” (Это помогает понять, является ли это чувство той нитью, что проходит через всю жизнь клиента, а это новые факты, проясняющие картину.)

3. “Чувство неполноценности? Подумайте о чувстве неза­щищенности и смущения. Теперь перенеситесь мысленно в дет­ство и расскажите мне о похожих переживаниях”. (Эта техника позволяет найти корни сегодняшнего состояния в переживаниях детства и ориентирована на терапевтические изменения.)

4. “Вы сказали, что чувствуете себя незащищенным. А что вы делаете непосредственно перед тем, как испытать это чувст­во? Опишите мне последовательность событий, предшествовав­ших данной ситуации, а также после того, как вы вытерли стол”. (Поиск специфики поведенческой последовательности поможет найти контрдействие.)

5. “Но это иррациональная мысль. Мы уже говорили об этом. Все это только в вашей голове. А теперь давайте поработаем над тем, как вы мыслите”. (Это помогает понять, что лич­ность думает о себе. В данном случае консультант и клиент, очевидно, работали вместе над общими проблемами.)

6. “Пожалуй, я могу понять, что вы чувствуете. Я тоже зани­маюсь такой же работой по вечерам и иногда чувствовал себя ужасно стесненно, когда прислуживал. А больше вы ничего не чувствуете?” (Раскрытие собственных похожих переживаний облегчает положение клиента.)

7. “Я сказал бы, что вам нужно расслабиться и забыть это. Не надо в это погружаться”. (Совет и предположение — это рас­пространенный ход и общая реакция людей на тех, кому нужна помощь.)

Какой из указанных выше подходов наиболее похож на ваш? А какой из них правильный? Трудно ответить, поскольку каж­дый из них ведет клиента в разном, потенциально ценном на­правлении. Очевидно, возможны сотни подходов, которые осно­вываются на личном опыте и теориях консультирования. Есть много продуктивных подходов и их можно применять к подхо­дящей личности в нужное время. Эта книга поможет вам стать психологом, творчески относящимся к своей работе. Хотя мы утверждаем, что не существует “правильного” способа помочь и что вам следует определить ваш собственный стиль и манеру консультирования, мы тоже настаиваем на том, что всегда сле­дует осознавать: что именно вы делаете и как это повлияет на развитие личности клиента. Психологическая помощь есть про­цесс обоюдного влияния и терапевт имеет огромную власть над жизнью клиента. Чем больше, подход в нашем распоряжении, тем больше у нас возможностей помочь личности, тем больше путей для роста у клиента.

Наши рекомендации