На пути к обобщенной теории психологии и психотерапии

Пожалуй, более 250 теорий психологической консультации и психотерапии конкурируют на рынке идей и практики. Вступив в лабиринт этих, временами противоречивых, теорий, кое-кто смутится и отступит. С другой стороны, это богатство идей можно рассматривать как источник взаимного развития и роста для осуществления своего вклада в человеческий прогресс. По­жалуй, обоснованным является как позитивный, так и негатив­ный взгляд на нынешнее состояние психологии и психотера­пии — можно говорить об избыточной сложности нашей теории и практики, но одновременно это свидетельствует об энергии и энтузиазме, присущем данной области знаний. А это внушает надежду.

С помощью этой книги, авторы пытаются навести некото­рый порядок в том хаосе методов и теорий психотерапии, кото­рый сейчас существует. Этот поиск разумного их понимания можно назвать «обобщенной теорией», поиском связи и гармо­нии среди представленных альтернативных теорией и методов. Основной организационный принцип этой книги дается в сле­дующих общих предпосылках, которые вы встретите в начале каждой главы.

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и практики являетсясущно­стью квалифицированного консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффективной теории и прак­тики: КО-терапевт* знает, как построить творческую, плодо­творную беседу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе является индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее социальной среды, а также применение методов позитивного роста и развития.

* КО-терапевт — терапевт культурно-ориентированного направления, более адекватного русского термина нет (Прим. пер.)

Теория создает организующие принципы для консультиро­вания и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоретических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории.КО-консультант компетентен в теории и методиках, и способен приме­нять их как в целях исследования, так и в практической работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетентность в методологии, теории и практике проявляется в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, на­сколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессионалов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

Общие предпосылки даются для того, чтобы дать вам крат­кую сводку того, к чему мы стремимся и из чего исходим, а са­ми главы отражают содержание этого. Глава 1, к примеру, по­священа концепции продуктивности обобщенной теории, и по­строена как вводный общий обзор консультирования и терапии. Если вы преуспели в овладении методиками, изложенными в первой части книги, то у вас будет солидный фундамент для понимания теории и применения ее на практике. В главе II из­лагается концепция психологии принятия решений — та теоре­тическая модель, которая поможет вам во многих областях пси­хотерапии.

Главы У111-Х11 дают двенадцать дополнительных теоретиче­ских формулировок, касающихся развития личности, и они раз­биты по пяти главам — с акцентом на психодинамическую, би­хевиористскую, гуманистически-экзистенциальную, когнитив­ную и вновь развивающуюся системную терапию. Каждая тео­рия излагается достаточно подробно, так что мировоззрение, основные положения и методики вполне можно уяснить. В этом разделе вы найдете множество примеров, наиболее важными

среди которых являются детально разработанные предложения по построению практического интервью при различных теоре­тических ориентациях. Главы XIII и XVI дают обзор накоплен­ных исследований в психологическом консультировании и тера­пии. В главе XIV, используя теории и методики предыдущих глав, показано, как можно спланировать первое интервью и как организовать дальнейший процесс лечения. Особое внимание уделяется детальному анализу ряда консультаций и тому, как их можно трактовать с различных теоретических подходов.

Важным в главах XIII и XIV, как и во всем тексте, является то, что даются примеры и идеи, которые должны помочь вам выбрать собственную теоретическую ориентацию, выбрать свой личный путь в психологию и психотерапию.

Самый важный вопрос в этой книге — какое лечение будет лучшим для каждого индивида и при каких условиях. Хотя сло­во «лучшее» временами можно опустить.

Вновь взгляните на обложку, и. всмотритесь на рисунок Эшера, затем вернитесь к тексту и взгляните на него с разных сто­рон. Каждая альтернативная перспектива, как и альтернативная теория, которые вы изучаете, содержит частицу «правды». Но сказать, какой взгляд на рисунок «лучший», или какой взгляд на сложный мир психологической консультации «лучший» — это далеко не простая задача, так как существует много различных подходов, которые являются полезными и расширяют наше по­нимание.

Мы не ставим перед собой цель указывать, каким именно образом лучше всего осуществлять помощь клиенту. Мы скорее заинтересованы в развитии квалифицированного психолога, который мог бы извлекать для себя уроки из практики, самообу­чаться, самостоятельно строить свою теорию процесса консуль­тирования и терапии. Обобщенная теория консультирования и терапии — это только начальная стадия... А каким будет ваш вклад в ее развитие?

Глава I

Наши рекомендации