Критичность отношения к болезни

0 — осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием

1 — осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.

2 — полное отсутствие осознания болезни

Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона:

* легкая депрессия: 14–17 баллов

* умеренная депрессия: 18–25 баллов

* тяжелая депрессия: более 25 баллов

Приложение 5

Краткая шкала оценки психического статуса (КШОПС) (Mini-Mental State Examination — MMSE) (Folstein M.F. et al., 1975)

Когнитивная сфера Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: Назовите год, время года, месяц, число, день недели 0-5
2. Ориентировка в месте: Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж) 0-5
3. Восприятие: Повторите три слова: яблоко, стол, монета 0-3
4. Концентрация внимания: Серийный счет («от 100 отнять 7» — пять раз) Либо: Произнесите слово «земля» наоборот 0-5
5. Память: Припомните 3 слова (см п. 3) 0-3
6. Речевые функции:  
Называние предметов (ручка и часы) 0-2
Повторите предложение: «Никаких если, никаких но» 0-1
3-этапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол» 0–3 (по 1 баллу за каждое верное действие)
Прочтите и выполните: «Закройте глаза» 0-1
Напишите предложение 0-1
Срисуйте рисунок 0-1
Общий балл 0-30

Инструкция

1. Ориентировка во времени. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, день недели, месяц, год и время года. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. За каждое правильно воспроизведенное слово начисляется 1 балл. Следует предъявлять слова столько, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично — часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Просят больного повторить фразу «Никаких если, никаких но». Правильное повторение оценивается в 1 балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное выполнение трех вышеуказанных действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Дается письменная инструкция (например, «Закройте глаза»), больного просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги.

Больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение.

Больному дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором.

Интерпретация результатов

Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:

28-30 баллов — нет нарушений когнитивных функций

25-27 баллов — недементные когнитивные нарушения

20-24 балла — деменция легкой степени выраженности

11-19 баллов — деменция умеренной степени выраженности

0-10 баллов — тяжелая деменция

Однако приведенная выше интерпретация является ориентировочной. При наличии доказательных признаков нарушений профессиональной, социальной и бытовой адаптации диагноз деменции правомерен и при наличии высокого балла по данной шкале. Напротив, только низкий балл при достаточной адаптации пациента к повседневной жизни не является основанием для диагностики деменции. Кроме того, недостатком Краткой шкалы оценки психического статуса является ее низкая чувствительность к когнитивным нарушениям лобного характера.

Приложение 6

Батарея тестов для оценки лобной дисфункции (БТЛД) (Frontal Assesment Battery — FAB) (Dubois В. et al., 2000)

1. Концептуализация (функция обобщения). Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?» Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между столом и стулом?»… «Что общего между пальто и курткой?» Каждое категориальное обобщение (т. е. фрукты, мебель, цветы) оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте — 3, минимальный — 0.

2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту — 3 балла, от 6 до 9 — 2 балла, от 3 до 5 — 1 балл, менее 3–0 баллов.

3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) — ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) — ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первых трех предъявлениях серии больной только следит за врачом, при вторых трех предъявлениях — повторяет движения врача, наконец последующие два раза по три серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное самостоятельное выполнение шести серий движений — 3 балла, трех серий — 2 балла; если сам пациент не справляется, но выполняет три серии совместно с врачом — 1 балл.

4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будем выстукивать ритм. Если я ударю один раз, Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение — 3 балла, не более 2 ошибок -

2 балла, много ошибок — 1 балл, персеверативное повторение ритма за врачом — 0 баллов.

5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то Вы тоже один раз. Если я ударю два раза подряд, Вы ничего не должны делать». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата — аналогично п. 4.

6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае — 0 баллов.

Максимальный показатель данного теста — 18 баллов.

Общепринятого подхода к интерпретации результатов БТЛД сегодня не существует. По опыту работы лаборатории памяти Клиники нервных болезней им. А.Я.Кожевникова ММА им. И.М.Сеченова, результат БТЛД в 16–18 баллов соответствует легким когнитивным нарушениям или нормальным когнитивным функциям; 12–15 баллов чаще свидетельствуют об умеренной лобной дисфункции в отсутствие деменции, а 11 баллов и ниже характерны для деменции лобного типа. Однако это разделение также условно, и у пациентов с болезнью Альцгеймера в отсутствие симптомов лобной дисфункции также может наблюдаться достаточно высокий балл по данной шкале даже при наличии деменции. Результаты данного теста не следует рассматривать в отрыве от клинических и анамнестических данных.

Приложение 7

Наши рекомендации