Ведение диалога и выбор слов

Неверное ведение диалога и неправильный выбор слов может повредить терапевтическим образам и
диалогу не меньше, чем неправильное положение рук и плохое отношение. Нужно чутко реагировать на то,
как пациент воспринимает вашу манеру речи, интонацию и слова. Это может быть видно по выражению его
лица, положению тела, интонации. Руки также могут ощутить реакцию пациента.

Разговаривая с детским образом неосознаваемого пациента/клиента, используйте простые слова и
фразы, будьте предельно точны. Станьте таким же, как этот ребенок, если польза дела не требует от вас
роли наставника. Если неосознаваемый персонаж представляет собой грубую, бывалую личность, говорите с
ним таким же грубым языком. Если это вам не под силу, восхищайтесь грубостью и неграмотностью его
речи. Образам нравится лесть, и они, возможно, благосклонно отнесутся к вашей просьбе о помощи. Если
неосознаваемый персонаж добропорядочный и аккуратный, нужно быть с ним очень галантным. Принцип
здесь такой: веди себя так, как повел бы себя в жизни, работая и имея дружеские отношения с таким
человеком. Подстройтесь под характер персонажа. Измените интонацию, угождайте ему. Станьте
марсианином, если это потребуется. Делайте все, что необходимо для налаживания отношений с образом и
получения его поддержки. (Некоторым придется пройти курс в школе актерского мастерства). Как
говорится, "в Риме веди себя как римлянин".

Ваши слова могут препятствовать терапевтическому процессу. Некоторые слова имеют
положительный оттенок. Другие отражают пессимистический, пораженческий, разрушительный настрой.
Выбор слов помогает добиться требуемого эффекта. Нам практически всегда нужен оптимистический,
конструктивный настрой, но порой хочется подчеркнуть негативные стороны проблемы. В обоих случаях
нужно понимать, что слова во многом влияют на ход и результат сеанса.

Имеется масса примеров, как слово может повлиять на настроение. Нередко выбор слов выдает
настроение врача. Если, например, персонаж неосознаваемого сообщает, что пьет чай, можно спросить,
получает ли он удовольствие от этого "приятного ароматного напитка". В этих словах чувствуется
положительный оттенок. Если же спросить, не "горячий" ли чай, возникнет неприятная ассоциация с
ожогом. Если пациент видит на горизонте облака, можно задать вопрос, являются ли они "красивыми
белыми клубками". От этих слов повеет чем-то приятным. Но можно спросить, не "дождевые" ли это "серые
массы". Это могут быть и грозовые облака, приносящие чувство страха.

Меня всегда интересует, сколько врачей спрашивает, не являются ли облака грозовыми. Такой вопрос
отражает их личный горизонт на данный момент. Почему бы просто не спросить у пациента, какие облака
он видит? Пусть он расскажет о своих ощущениях вместо того, чтобы выслушивать ваши. На самом деле
совсем не обязательно выяснять вид облаков, можно спросить пациента о чувствах, которые у него
возникают при виде этих облаков. Не спрашивайте о том, как облака формируют эти чувства. Мы всего
лишь пытаемся стимулировать самоопределение. Для этого нужно задавать вопросы об ощущениях
пациента при взгляде на эти облака. Спрашивая о том, каким образом облака формируют эти ощущения, мы
мешаем самоопределению.

Подумайте об дополнительных оттенках значения, которые несут некоторые парные слова, и
подумайте об их правильном и неправильном употреблении. Можно быть настороженным или
озабоченным, сомневающимся или нерешительным, уверенным в себе или эгоистом, доверчивым или
легковерным, неторопливым или ленивым, кротким или нераздражительным, упорным или упрямым - и так
далее до полного истощения словарного запаса. Каждое первое слово в приведенных парах имеет
позитивный оттенок, а во втором присутствует негативная окраска. Оба слова в паре имеют, в принципе,
одинаковое значение, если не рассматривать их коннотации. Поэтому внимательно отнеситесь к своим
словам и используйте их для создания общей атмосферы. Нужно даже заменять негативное слово,
используемое пациентом, на его положительно окрашенный вариант, для вселения уверенности и
повышения самооценки. Например, если пациент/клиент говорит, что он "упрямый", можно ответить, что
только "упорные" доводят дело до конца. Или же если он называет себя "таким легковерным", можно
заметить, что "доверие" - замечательное качество, которого так не хватает в нашем мире.

сомневаюсь, вы меня поняли. Я предлагаю поупражняться со словами. Возьмите диалог из какой-
нибудь пьесы или романа. Посмотрите, как можно заменить слова, чтобы изменить настроение, сохранив
содержание рассказа. Это доставит вам удовольствие, и поможет в работе над техникой диалога.

Наши рекомендации