Алгоритмы выполнения практических навыков
по дисциплине «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
по специальности 060101 Лечебное дело
АВТОР: ассистент кафедры сестринского дела
ФВСО и ПСР 1МГМУ им. И.М.Сеченова
Л.А.Захарова
Москва – 2012
- Применение дезинфицирующих растворов.
Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств
1. Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.
1.1. Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:
- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);
- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;
- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).
Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
2. При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.
3. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.
4. Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
5. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.
5.1. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.
5.2. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.
5.3. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.
5.4. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.
6. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
6.1. При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.
6.2. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.
- Измерение роста, взвешивание пациентов.
Показания:
- первичный осмотр пациента;
- динамическое наблюдение в процессе лечения. Противопоказания: крайне тяжелое состояние пациента.
ВЗВЕШИВАНИЕ ПАЦИЕНТА
ПРИГОТОВЬТЕ:
- медицинские весы,
- лист наблюдения за состоянием пациента,
- перчатки,
- емкости с дезинфицирующими растворами,
- одноразовую салфетку под ноги пациента (можно использовать обычный лист бумаги).
ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:
- предупредите о манипуляции,
- предложите опорожнить мочевой пузырь и кишечник,
- предложите пациенту раздеться до нательного белья и обязательно снять обувь.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:
1. Проверьте исправность и точность работы мед. весов;
2. На площадку весов постелите одноразовую салфетку или обычный лист бумаги;
3. Предложите пациенту встать на середину площадки весов, при опущенном затворе;
4. Поднимите затвор весов, установите равновесие с помощью грузов, расположенных на верхней и нижней планках весов - в результате получите массу тела пациента;
5. Полученные данные обязательно внесите в соответствующую графу в листе наблюдения за состоянием пациента;
6. Наденьте перчатки и использованную одноразовую салфетку или обычный лист бумаги замочите в дез. растворе.
ЗАПОМНИТЕ!
Взвешивание всегда проводится в одних и тех же условиях - натощак, в нательном белье, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви.
ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА
ПРИГОТОВЬТЕ:
- ростомер;
- одноразовую салфетку (под ноги пациенту) или обычный лист бумаги;
- перчатки;
- емкость или салфетку с дезинфицирующим раствором.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:
1. Проверьте исправность ростомера;
2. На площадку ростомера постелите салфетку;
3. Планку ростомера поднимите вверх и предложите пациенту встать на площадку ростомера спиной к шкале так, чтобы его затылок, лопатки, ягодицы и пятки плотно прилегали к ней;
4. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии;
5. Опустите планку на темя пациенту и отметьте длину его тела по нижнему краю планки;
6. Полученные данные запишите в лист наблюдения;
7. Наденьте перчатки и замочите пеленку в дезинфицирующем растворе.
- Подсчет числа дыхательных движений.
Показания:
1. Оценка физического состояния пациента.
2. Заболевания органов дыхания.
3. Назначение врача и др.
Противопоказания: Нет.
Оснащение.
1. Часы с секундной стрелкой или секундомер.
2. Ручка.
3. Температурный лист.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1) взять часы с секундной стрелкой или секундомер;
2) выполнять манипуляцию сухими и теплыми руками;
3) психологически подготовить пациента к манипуляции, преднамеренно предупредив его, что будут определяться свойства пульса;
4) попросить пациента занять удобное положение и не разговаривать;
5) положить пальцы правой руки на область лучезапястного сустава пациента, имитируя подсчет частоты пульса;
6) подсчитать частоту дыхательных движений грудной клетки за минуту, наблюдая за экскурсией грудной клетки или брюшной стенки;
7) обратить внимание на глубину и ритмичность дыхания;
8) зарегистрировать частоту дыханий за минуту в температурном листе.
Примечания:
1. В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются через равные промежутки времени). Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14 - 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении.
2. Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД - брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания.
3. Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин, смешанное - у детей.
4. Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите тип дыхания.
- Транспортировка больного на кресле-каталке, носилках-
каталке, вручную (на носилках).
Показания: Состояние пациента.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
Транспортировка пациента на каталке (носилках, вдвоем)
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.
2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.
3. Постелите в каталку одеяло с простыней. Подушку (при необходимости - клеенку).
4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,
5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.
6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.
7. Укройте пациента второй половиной одеяла или простыней.
8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.
9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.
10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
11. Снимите одеяло с кровати.
12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.
13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с инструкцией к дезсредству.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.
3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног
4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.
5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.
6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.
Примечания:
1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.
2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.
3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.
4. При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.
Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
Пациента, находящегося в бессознательном состоянии дополнительно фиксируют с помощью специальных ремней или поручней каталки. Если они отсутствуют, то пациента придерживает при передвижении кто-нибудь из персонала.
В случае отсутствия каталки или невозможности ее использования пациента переносят на носилках вручную не менее 4-х человек. При появлении усталости у медицинского работника необходимо сообщить остальным участникам транспортировки, так как уставшие пальцы могут непроизвольно расслабиться.
При транспортировке тяжелобольного пациента из операционной в отделение контроль за транспортировкой осуществляет медицинская сестра - анестезистка.
Все перемещения осуществлять с соблюдением правил биомеханики тела.
- Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.
Показания: определяет врач. Противопоказания: определяет врач. Сменить белье пациенту можно двумя способами:
- ПОПЕРЕЧНЫМ,
- ПРОДОЛЬНЫМ.
Это зависит от тяжести состояния пациента и его возможности поворачиваться на бок.
ПРИГОТОВЬТЕ:
1. Простыню.
2. Пододеяльник.
3. Две наволочки.
4. Дополнительный халат.
5. Маску.
6. Перчатки.
7. Фартук.
ПОПЕРЕЧНЫЙ СПОСОБ СМЕНЫ ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ может быть использован в том случае, когда пациенту не разрешается поворачиваться на бок.
1. Выполните гигиеническую обработку рук, заправьте волосы под колпак, наденьте рабочий халат, фартук, маску и перчатки.
2. Чистую простыню скатайте ВДОЛЬ на 1/2ее длины.
3. Снимите с пациента одеяло, поменяйте пододеяльник и отложите его на стул рядом с постелью пациента.
4. Поднимите голову пациента и по очереди уберите подушки, смените наволочки и отложите на стул.
5. Вторая медсестра или санитарка поддерживает голову пациента.
сначала, начиная с головы пациента, вы убираете простыню и тут же подкладываете заранее приготовленную чистую простыню и подушки.
3. Постепенно, поднимая пациента с двух сторон, НЕ МЕНЯЯ его положения, замените грязную простыню, тщательно расправьте чистую простыню.
4. Грязное белье, стараясь не трясти, уложите в клеенчатый мешок с надписью "грязное белье", отдайте его сестре-хозяйке.
5. Обработайте перчатки в дез. растворе, промойте водой, высушите, снимите фартук, халат, вытрясите колпак, СНИМИТЕ МАСКУ и перчатки, замочите все в дез. растворе.
6. Переоденьте халат.
ПРОДОЛЬНЫЙ СПОСОБ СМЕНЫ БЕЛЬЯ (постельного) может быть использован в том случае, когда пациенту разрешается поворачиваться НА БОК.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.
1. Выполните гигиеническую обработку рук, высушите руки, заправьте волосы под колпак, наденьте рабочий халат, фартук, маску и перчатки.
2. Чистую простыню скатайте ВДОЛЬ на 1/2ее длины.
3. Снимите с пациента одеяло, поменяйте пододеяльник и отложите его на стул рядом с постелью пациента.
4. Поднимите голову пациента и по очереди уберите подушки, смените наволочки и отложите на стул.
5. Помогите пациенту повернуться на бок, к противоположному,от вас краю кровати.
6. По направлению к спине пациента скатайте грязную простыню по всей длине и на освободившуюся половину постели расстелите чистую простыню и правильно положите подушки.
7. Переверните пациента сначала на спину, затем - на бок по направлению к вам, чтобы он оказался на чистой половине постели.
8. Уберите грязную простыню и тщательно расправьте чистую, чтобы не было складок, заминов.
9. Укройте пациента, убедитесь, что ему удобно лежать.
10. Грязное белье, стараясь не трясти, уложите в клеенчатый мешок с надписью "грязное белье", отдайте его сестре-хозяйке.
11. Обработайте перчатки в дез. растворе, промойте водой, высушите, снимите фартук, халат, вытрясите колпак, снимите маску и перчатки, замочите все в дез. растворе.
12. Переоденьте халат.